Программное содержание:
Учить составлять узор из плавно изгибающей ветки с ягодами, листьев, завитков, "травки", располагать ветку вдоль изделия, рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки,"травка")сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: красный, "золотой" (охра).
Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;
Закреплять умение рисовать кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;
Формировать словообразование и употребление относительных прилагательных.
Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, умельцев;
Оборудование: изделия (репродукции изделий) Хохломы, Гжели, Дымки; листы бумаги (силуэты посуды), гуашь красного, золотого цветов, кисти, баночки,салфетки, подставки, музыка, музыкальная кукла Королева Кисточка, угощение для детей. Мастерская украшена хохломской росписью (детские стулья, столы, на столах посуда)
Предварительная работа: Знакомство с промыслами декоративно-прикладного искусства, рассматривание репродукций изделий, чтение стихотворений о посуде,
Словарная работа: хохлома, кайма, изогнутая.
Ход занятия
(Приносят письмо в группу ,где дети заняты свободной деятельностью)
Воспитатель: Ребята нам принесли письмо, адрес нашего детского сада и группы. Давайте прочитаем, от кого. Письмо от Королевы Кисточки. Вот что она пишет нам: “Здравствуйте девочки и мальчики! Пишет вам Королева Кисточка. Я вас всех приглашаю в чудесный мир– свою мастерскую. Буду рада встречи с вами.”
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
Воспитатель: Прежде чем мы отправимся в чудесный мир нам надо поиграть в игру: я называю слова, а вы продолжаете образовывать другие слова
Глина – глиняный,
стекло – стекляный,
хрусталь – хрустальный,
металл – металлический,
пластмасса – пластмассовый,
фарфор – варфоровый,
фаянс – фаянсовый.
Воспитатель: Теперь можем отправляться к Королеве Кисточке, а то она уже нас заждалась. (Входят в мастерскую.) Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы? Как они называются?
Дети: Дымковские и гжельские изделия.
Воспитатель: Разделите их по группам. Рассмотрите внимательно, найдите похожие. Покажите, какие изделия можно объединить в отдельную группу. (Дети называют изделия из дымки и гжели, делят на две группы.)
Воспитатель: Ребята, так здесь красиво, посмотрите – стулья столы, посуда.
Рассматривание изделий из хохломской росписи.
– Что общего у них, что их объединяет?
Дети: Эти изделия сделаны из дерева, одинаковые узоры: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки.
Воспитатель: Что отличает от изделий других групп?
Ребенок 1: Хохломские изделия сделаны из дерева, а остальные из глины и фарфора.
Ребенок 2: Хохломские – на черном и желтом фонах узорами украшены, а дымковские и гжельские на белом фоне.
Воспитатель: Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!
Нарисованы на них травы, листья, цветы, листья, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как же появилось это дивное название – «золотая хохлома»?
Дети: Потому что нарисовано – золотой краской
Воспитатель: Посмотрите ребята на миску с хохломским узором. Каким узором украшена миска? Как вы узнали что хохломским? (По цвету, по элементам, по расположению узора.)
– А кто придумал такие красивые узоры для посуды?
Дети: Художники.
Воспитатель: А вы хотели бы сейчас превратиться в художников и научиться украшать хохломским узором посуду? И королева Кисточка хотела, чтобы вы стали настоящими художниками, и сделали выставку. Вы согласны ребята?
Сегодня вы будете все мастерами, которые расписывают, украшают элементами хохломской росписи.
Давайте рассмотрим узор на образце.
Описание образца
Отметим, что внизу и вверху на изделии нарисованы прямые полоски. Это КАЙМА.
Воспитатель: Скажите, ребята из чего состоит узор на миске?
Дети: Из ветки с ягодами, листками, завитков и травки.
Воспитатель: Попробуем пальчиком провести вдоль ветки и сказать какая ветка – ИЗОГНУТАЯ.
Как расположены на ветке ягоды и листья?– ПО ТРИ РЯДОМ.
Где расположены завитки и травка – между ягодами и листьями.
Назовите цвета, которыми нарисованы элементы узора на черной миске?
Дети: Красный и золотой.
Воспитатель: Да ребята хотя и узор нарисован всего двумя красками, но сочетание черного фона с яркими красками сделало изделие нарядным.
Порядок рисования:
(Показ воспитателя и в воздухе.)
1 – верху и внизу изделия рисуют кайму
2 – вдоль миски слегка изогнутую ветку концом кисти.
3 – на ней изображают ягоды и листья (по три) (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды – тоже концом кисти или приемом тычка).
4 – на всех свободных местах на ветке изображают завитки и тоненькую изогнутую травку линиями (дугообразными). И получится гирлянда.
– Я вижу вы устали. Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем
Физкультминутка
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
(Вращательные движения головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(Наклоны головы вперед-назад.)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
(Руки на поясе, наклоны туловища влево – вправо.)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!
(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах.)
– Молодцы! Присаживайтесь!
Воспитатель: Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите изделия узорами, а Кисточка будет наблюдать какие вы молодцы.
Какое главное правило при составлении узора? (Элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно.)
Самостоятельная работа детей
(Под музыку дети начинают рисовать.)
(Следить, чтобы завитки и травку дети рисовали кончиком кисти).
– А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломская посуда?
Анализ работ
– Выберите и покажите самую красивую миску. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта миска лучше других.
На каких мисках узор получился густым, где он занимает на изделии много места, где особенно тонкая травка и завитки
– Ребята, посмотрите, теперь наша выставка пополнилась хохломскими изделиями.
Королева Кисточка: Выставка очень понравилась и гостям и мне.А вам ребята понравилась.
Дети: Очень понравилась что мы для тебя Кисточка приготовили стихотворение
Ребенок читает стихотворение
– А теперь послушайте гости и ты, Кисточка, стихотворение о Хохломе:
Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Все вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входит в царство Берендея,
В мир волшебной Хохломы.
Королева Кисточка: Молодцы! Благодаря вам ребята вы мне очень помогли. Вы пополнили нашу с вами выставку.
Королева Кисточка угощает детей сладостьями и начинает плясать, а дети благодарят и весело хлопают в ладоши. У всех детей и гостей веселое настроение, все радуются и пляшут.