Космос и я

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Цели:

  • обучающие: формировать первоначальное представление о космосе, космических телах, планетах Солнечной системы, об освоении космического пространства человеком;
  • развивающие: развивать речь, мышление, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы;

воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру, умение работать в парах, эмоционально-положительный взгляд на мир.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; карта путешествия, изображения планет, космического корабля, звёздочки с обязательными чертами  характера космонавта, портрет Ю.А. Гагарина, видеозаписи "Музыка Вселенной", "Первый человек в космосе", интерактивы "Планеты Солнечной системы".

Ход урока

I. Эмоциональный настрой, орг. момент

Мы спешим скорее в школу,
В наш любимый класс.
Много дел больших и новых
Ожидает нас.
Будет день, дорогой света
Полетим и мы -
К тайнам, сказочным планетам,
В дальние миры.

II. Формулировка темы, постановка учебных задач.

Ребята, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики) Почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики? С давних пор загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.

(слайд 1) Сегодня, ребята, у нас будет необычный урок - мы отправимся в путешествие в космос, во вселенную.

Открытый урок окружающего мира во 2 классе "Путешествие в космос"Вселенная - это необъятный мир за пределами Земли, которая образовалась в результате так называемого Большого взрыва 15 млрд. лет назад, из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды, галактики, кометы и другие небесные тела

Цель нашего полета - получить новые знания. Что бы вы хотели узнать? На какие вопросы получить ответы? (дети задают вопросы)

Итак, выслушав все ваши вопросы, я поняла, что вы хотите узнать:

- Что такое космическое пространство и что в нем находится?

- Кто и когда впервые полетел в космос?

- Как устроен космический корабль?

- Значение некоторых "космических" слов (космодром, центр управления полетами, космический корабль, ракета-носитель, иллюминатор, скафандр, орбита, орбитальная станция, открытый космос, невесомость, спускаемый аппарат).

А чему мы должны научиться на нашем необычном уроке? (ответы детей)

Итак, на уроке вы должны научиться рассказывать о космосе, используя в своем рассказе новые слова.

III. Актуализация знаний.

А теперь занимайте места в ваших космических кораблях (на доске работы детей - "Ракеты"). Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, Пуск!

Наши корабли оторвались от Земли. И вот мы в космосе. Как вы думаете, что такое космос? (Ответы детей.)

(слайд 2) Нашу планету окружает воздушная оболочка. Это атмосфера. А потом начинается бесконечно большое пространство. Это космос. В нем находятся Солнце, звезды. Планеты, Луна. Это небесные тела.

Использование ИКТ на уроке окружающего мира (слайд 3) Звезды - это очень большие небесные тела. Они имеют форму шара, светятся и освещают планеты. Звёзды излучают яркий свет, потому что их температура достигает 10 млн. градусов.Цвет звёзд зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми или красноватыми.Яркость звёзд зависит от удаленности её от Земли, чем ближе к нам звезда,тем ярче она кажется.

(слайд 4) Кометы - это небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и камней.Они обращаются вокруг Солнца по сильно вытянутым эллиптическим орбитам.Проходя вблизи Солнца, комета теряет в сутки один см толщины своей оболочки.Любой комете со временем суждено исчезнуть.

(слайд 5) Самая большая звезда - Солнце. Это огромный газовый шар. Он светится. Солнце это центр Солнечной системы, частью которой является и Земля.Солнце образовалось около 5 млрд. лет назад. И ещё столько же лет будет светить. Солнце вращается вокруг своей оси.Солнцем освещаются планеты (они сами не светятся).

(слайд 6) Как и звезды, планеты имеют форму шара. Они вращаются вокруг Солнца. Солнце и планеты - это Солнечная система. Всего планет 9. Сила притяжения Солнца невидимыми цепями удерживает Землю и другие планеты, заставляя двигаться их по кругу. Люди живут только на Земле, на других планетах нет живых существ. Космонавты на другие планеты не летали. Их изучение ведётся с помощью автоматических межпланетных станций.

(слайд 7) Вокруг Земли движется ее спутник - Луна. Она в 4 раза меньше Земли.Луна - не звезда и не планета, большой каменный шар, в несколько раз меньше Земли.На Луне нет ни воды, ни воздуха. На Луне нельзя жить. На поверхности Луны днём бывает - жара до 130 градусов, а ночью - мороз до 170 градусов.Луна движется вокруг Земли и обходит ее за месяц.

(слайд 8) Урок окружающего мира (2 класс) "Путешествие в космос"Раньше, давным-давно, люди думали, что Солнце вращается вокруг неподвижной Земли. С тех пор прошло очень много лет. Теперь известно, что Земля летит в космосе вокруг Солнца. Это орбита Земли. За год Земля делает оборот вокруг своей оси. Ученые-астрономы доказали это, а космонавты, побывав в космосе, смогли это увидеть и даже сфотографировать.

(слайд 9) 3 ноября 1957 года на первую собаку, отправленную в космос, была Лайка. На неё надели специальный скафандр и построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. Но Лайка из космоса не вернулась.

19 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. 20 августа на территории СССР совершил мягкую посадку спускаемый аппарат с собаками. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю.

Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

(слайд 10)В 1969 году американцы запустили свой первый биологический спутник с обезьяной Бони. Но, к сожалению, на пятые сутки полёта приборы зафиксировали у Бони резкое падение температуры. Животное вернули на Землю, но спасти ее не удалось.

IV. Изучение нового материала.

1. Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт.

(слайд 11).

- Ребята, чей это портрет? Как зовут этого человека?

- Чем он прославился на весь мир?

- Когда Ю.Гагарин совершил свой полет в космос? (12 апреля 1961 года)

Полёт Юрия Гагарина в космосС детства сельский мальчик Юра увлекался самолетами. Он был очень любознательным и схватывал все на лету. Когда маленькому Юре было всего 7 лет, началась Великая Отечественная война. Немцы выгнали его семью из дома. Пришлось жить в землянке.

В 15 лет Ю.Гагарин поступил в ремесленное училище. Но увлечение авиацией перетянуло, и он поступает в Военное Авиационное училище. Человеком он был смелым, решительным, находчивым и веселым. И еще он был заботливым человеком. Редко злился и не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. Он внимательно относился к товарищам, помогал им во всем. Был отлично подготовлен физически.

12 апреля 1961 года под управлением Ю.Гагарина стартовала ракета "Восток" и совершила полный оборот вокруг планеты за 108 минут. Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: "Гагарин", "Юрий", "Россия". Простой, обаятельный русский человек проложил дорогу к звездам и положил начало космической эре. Ликовали советские люди. Этот день стал настоящим праздником.

Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век,
И первый из первых в ракете
Российский летит человек!

Юрию Алексеевичу Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза.

(слайд 12)После полета Юрия Гагарина космонавтика стала стремительно развиваться. Последователями Гагарина стали: Валентина Владимировна Терешкова (первая женщина-космонавт), Алексей Архипович Леонов (первый космонавт, вышедший в открытый космос), Светлана Евгеньевна Савицкая (первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос) (фотографии космонавтов).

(слайд 13) К нашему времени изменилась космическая техника, подготовка экипажей. Теперь люди могут долго находиться в космосе. Там они проводят научные исследования.В 1971 году наша страна создала первую постоянную орбитальную станцию "Салют". Орбитальная - это значит летающая вокруг Земли.Орбитальная космическая станция "Мир" создана на базе конструкции станции "Салют", выведена на орбиту 20февраля 1986 года.

(слайд 14) Космонавт - это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.Космонавт - это исследователь. Каждый день на орбите - это экспериментальная работа в космической лаборатории.Космонавт выполняет роль биолога, проводя наблюдения за живыми организмами.Космонавт - медик, когда участвуют в медицинских исследованиях здоровья членов экипажа.Космонавт- это строитель, монтажник.

Физкультминутка "Скафандр космонавта"

(слайд 15)

Космонавтам нужен особый космический костюм - скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Мы тоже сейчас в космосе и на нас надеты скафандры.

Физкультминутка на уроке "Путешествие в космос"На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).

Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).

Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжимание-разжимание кистей вверху, впереди, внизу).

Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).

На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)

2. Устройство космического корабля

(слайд 16)Российский учёный и конструктор, академик, дважды Герой Социалистического труда. Под его руководством созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли "Восток", "Восход", на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космос.

Космические ракеты запускают с космодрома (чтение статьи в учебнике). Запуск ракеты невозможен без ракеты-носителя (статья в учебнике).

Ю. Гагарин полетел в космос на корабле "Восток" с космодрома Байконур. Он был одноместный и космонавт находился в нем всего 2 часа. После "Востока" появились "Восход" и "Союз". На Луну летал "Аполлон".

На космическом корабле есть несколько отсеков. Кабина космонавтов - главный отсек. Специальные приборы в нем регулируют влажность, температуру и количество воздуха. Электроэнергию для работы приборов космическому кораблю дает Солнце. Здесь космонавты управляют кораблем, ведут бортовые журналы, могут вести переговоры с Землей. Только кабина космонавтов возвращается на Землю. В кабине расположены окна - иллюминаторы (определение в учебнике).

В космосе всегда невесомость (уточнение значения по учебнику с. 135). Нельзя налить суп в тарелку, а чай в чашку. Поэтому продукты питания хранятся в специальных упаковках - тубах. Нельзя допускать, чтобы крошки, кусочки пищи, или капельки воды летали по кораблю. Поэтому еду из упаковок выдавливают прямо в рот.

Космический корабль все время связан с Центром управления полетом, который берет на себя часть работы космонавтов (прочитать определение на стр. 134).

Чтобы вернуться на Землю, космический корабль включает тормозной двигатель и разделяется на две части. Орбитальный и приборно-агрегатный отсеки сгорают в атмосфере. Над кабиной космонавтов за несколько километров от Земли раскрывается парашют. На землю возвращается спускаемый аппарат (уточнение значения по учебнику).

V. Первичное закрепление.

Пора и нам возвращаться из нашего путешествия. Удалось ли нам узнать что-то новое? Какие слова вы узнали сегодня на уроке? (космодром, центр управления полетами, космический корабль, ракета-носитель, иллюминатор, скафандр, орбита, орбитальная станция, межпланетная станция, открытый космос, невесомость, спускаемый аппарат)

Викторина (слайд 17)

1. Необъятный мир за пределами Земли? (Вселенная)

2. Звезда - самая близкая к Земле? (Солнце)

3. Человек, который испытывает космическую технику? (Космонавт)

4. Сколько весит скафандр? (50 кг)

5. Когда мы отмечаем день космонавтики? (12 апреля) Почему? (В этот день первый человек побывал в космосе)

6. Гигантский шар из раскалённых газов? (Солнце)

7. Небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и газа? (Кометы)

8. Первый космонавт, побывавший в космосе? (Гагарин)

9. Есть ли жизнь на других планетах? (Нет)

10. Когда образовалось Солнце? (Около 5 млрд. лет назад)

11. Назовите имена обезьян побывавших в космосе? ( Бони)

12. Орбитальная станция, использованная в течении 15 лет? (Мир)

13. В чем спят космонавты в космосе? (В спальных мешках, пристёгнутых к кровати)

14. Первые собаки, побывавшие в космосе? (Белка и Стрелка)

15. Их цвет зависит от температуры и величины? (Звёзд)

16. Спутник Земли? (Луна)

17. Под его руководством созданы ракеты, космические корабли? (Королёв)

18. Где была затоплена орбитальная станция "Мир"? (В Тихом океане)

19. Сияющие в ночном небе тела из раскалённого газа? (Звёзды)

20. Образовалась в результате так называемого Большого взрыва? (Вселенная)

VI. Закрепление и проверка степени усвоения изученного материала (групповая работа).

Работа в группах на уроке "Путешествие в космос". Класс делится на три группы. У каждой группы четыре карточки со словами:

Первая группа: космодром, ракета-носитель, скафандр, орбита.

Вторая группа: орбитальная станция, центр управления полетами, открытый космос, иллюминатор.

Третья группа: космический корабль, межпланетная станция, невесомость, спускаемый аппарат.

Задание: составить рассказ о космическом полете, используя эти слова.

Анализ работы группыНесколько минут ребята работают в группах. Потом делегируют по одному представителю от группы. После выступления каждого (группа может помогать) ребята класса отмечают то, что было особенно интересным и удачным.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Подведем итоги нашего путешествия. Какие цели мы ставили перед собой?

узнать:

- Что такое космическое пространство и что в нем находится?

- Кто и когда впервые полетел в космос?

- Как устроен космический корабль?

- Значение некоторых "космических" слов (космодром, центр управления полетами, космический корабль, ракета-носитель, иллюминатор, скафандр, орбита, орбитальная станция, открытый космос, невесомость, спускаемый аппарат).

Научиться: рассказывать о космосе, используя в своем рассказе новые слова.

Что получилось хорошо, что удалось сделать? Что вам особенно понравилось?

Что пока еще получается не очень хорошо? Чему еще предстоит учиться?