«Волшебные узоры». Городецкая роспись

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Вид урока: комбинированный (урок-объяснение, урок-практика)

Цели урока:

Обучающие:

  • углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;
  • знакомство учащихся с техникой Городецкой росписи;
  • развитие навыков копирования элементов рисунка.

Развивающие:

  • развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие интереса к предмету;

Воспитательние:

  • воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку;
  • воспитание умения планировать свою работу;
  • воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения;
  • воспитание уважительного отношения к национальным традициям.

Оборудование: ПК, наглядный материал, раздаточный материал.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы работы:

  • объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
  • практический (отработка навыков);
  • исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).

1. Организационный момент.

Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.

2. Слово учителя рисования.

1. Сообщение темы и цели урока. (слайд 1)

Тема урока " Сказочные узоры. Городецкая роспись". Сегодня мы закрепим ваши знания о Городецкой росписи, с которой вы знакомились вспомним основные элементы Городецкой росписи.

2. Рассказ учителя

(2 слайд)

Городецкая роспись -
Как ее нам не знать:
Здесь такие узоры,
Что ни в сказке сказать,
Здесь такие сюжеты -
Ни пером описать.
Городецкая роспись -
Как ее нам не знать.

(3 слайд)

Промысел возник в середине XIX века в Городецких деревнях Курцево, Косково, Хлебаиха.

Учитель: Скажите, что в основном рисовали городецкие мастера?  

Ученик: Городецкие мастера рисовали в основном цветы, птиц.

(4 слайд)

Росписи выполняются гуашью. Сначала готовят цветной фон (часто желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету.

(5 слайд)

Господствующий цвет городецких росписей ярко-желтый хром или киноварь (ярко-красной краска).

Синий, зеленый и иногда "разбеленные" тона (розовый, голубой) используются для написания узора , черный и белый - для проработки деталей .

Городецкая роспись

необычная,
Композиция здесь
симметричная.
В букеты собраны цветы
необычной красоты.
Рисунки яркие мерцают,
Оживка белая их оживляет.

(6 слайд)

Учитель: А какие цветы изображены?  

Ученик: Купавка и розан

Основные элементы городецкой росписи

  • Розан
  • Купавка

Учитель: Посмотрите внимательно на эти цветы и скажите: в чем сходство между ними?  

Ученик: Круглая форма. Лепестки дужками. Белая оживка.

Учитель: А в чем их отличие? 

Ученик: У купавки центр цветка смещен, а у розана он посередине.

(7 слайд)

Существует три вида композиции в городецкой росписи

1. Цветочная роспись.

Ученик: Цветочная роспись.

Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

  • "Букет" - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.
  • "Гирлянда"- это разновидность "букета", когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями.

2. Цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";

Ученик: Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, иногда различные по цвету. Изображения "петух" и "конь" является символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения "петуха" и "курочки" символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.

3. Сюжетная роспись

Ученик: Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Роспись в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.

Интерьер: сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами(символ богатства и достатка). В композицию могут быть включены шторы и часы.

Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.

Кроссворд (На столы каждому ребенку выдается отдельная карточка с кроссвордом. После того как ребята отвечают на вопросы они меняются карточками и на доске открываются ответы. Учащиеся проверяют ответы друг друга.)

  • Один из видов композиции городецкой росписи?
  • Один из основных элементов городецкой росписи?
  • Часто используемый цвет для фона?
  • Цвет, используемый для написания узора?
  • Один из основных элементов городецкой росписи?

Проверка ответов (Выставление оценок учащимися друг другу. Каждый правильный ответ 1.)

Физкультминутка проводиться под русскую народную музыку

Вверх руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки, ими помашем - это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем
Руки сомкнули назад,
Встали, встряхнулись,
всем улыбнулись
И сели работать опять.

А теперь приступим к выполнению практической работы.

4. Этап закрепления знаний умений и навыков на практике.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

А теперь ребята вам необходимо проявить свою фантазию. В папке Work есть папка "к уроку", в ней заготовки досок и основных мотивов Городецкой росписи. Использую инструменты выделения и действия по копированию объектов вам надо украсить доски под Городецкую роспись. В процессе выполнения практической работы учащиеся выполняют зарядку для глаз по мере усталости.

5. Итог урока

Подведение итогов: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся, выставление оценок.

Выставление оценок:

  • за активную работу;
  • за правильное использование инструментов рисования;
  • за правильное композиционное решении.