В 5 классе в среднюю школу приходят любознательные, активные дети, которые хотят узнавать на каждом уроке что-нибудь новое. Если учитель не будет разнообразить методы и приемы объяснения и закрепления материала, то уроки станут скучными для детей. В этом случае учитель рискует утратить заинтересованность учеников уже к 6 классу.
Предлагаю конспект урока, проведенного мною в 5 классе по теме: «Все действия с десятичными дробями». Так как урок проводился в апреле, то ответы к заданиям связаны со знаменательными датами в освоении космоса. После выполнения задания дети знакомились с этими событиями.
За две недели до урока ребята получили творческое задание: узнать, какими единицами длины пользуются астрономы и рассказать о них в классе.
Задание очень заинтересовало ребят, и фрагменты из детских презентаций были использованы мной при подготовке к уроку.
Устный счет прошел в виде игры. Дети должны были, выполнив вычисления, расшифровать послание.
А позже перед учениками была поставлена проблема: как выполнять действия с десятичными и обыкновенными дробями? Обыкновенные дроби подобраны так, чтобы их легко было записать в десятичном виде.
Ученики с энтузиазмом воспользовались возможностью самостоятельно вывести правило решения примеров, содержащих дроби разного вида.
Знак на слайдах презентации означает гиперссылки на соответствующий слайд второй части или обратно.
Цель:
- Закрепить навык выполнения действий с десятичными дробями.
- Дать представление, как выполнять вычисления с десятичными и обыкновенными дробями.
- Привлечь внимание детей к предстоящему Дню космонавтики. Вызвать гордость за достижения России.
Методы: Дидактические игры. Проблемное изложение.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня наш урок посвящен не только математике и действиям с десятичными дробями, но и очень близкому событию для нашей страны Дню космонавтики.
II. Устный счет.
(Цель. Повторить правила. Активизировать вычислительные навыки. Вспомнить свойства действий над числами.)
Посвящается Дню космонавтики | Математика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Имена ученых, которые начинали развивать отечественную космонавтику: Циолковский, Королев |
Мы получили шифровку, в которой зашифрована фамилия русского ученого, которого называют основоположником космонавтики и ракетной техники. Ключ к шифру
Циолковский Константин Эдуардович – русский, советский ученый. Именно он первым предложил идею реактивного двигателя. Разработал теорию ракетостроения. Еще один советский ученый, которого называют основателем практической космонавтики, Королев Сергей Павлович. Он был руководителем освоения космоса в Советском Союзе. |
III. Решение задач.
Детские презентации: «Космические меры длины» | Задачи Перед нашим уроком искали сведения о том, какими единицами измеряют расстояния в космосе и готовили презентации. Все ваши работы мы посмотреть не можем. Посмотрим только фрагменты некоторых презентаций. Чтобы долететь до ближайшей к нам звезды (не считая Солнца), которая называется Проксима Центавра, нужно … световых лет. Если в некоторой десятичной дроби перенести запятую на один знак вправо, то она увеличится на 38,16. Найти эту дробь. |
IV. Физкультминутка.
V. Отработка вычислительных навыков. Действия с десятичными и обыкновенными дробями.
Даты первых полетов в космос. Первый спутник, первый полет человека, первый выход в открытый космос. Первая женщина в космосе, первая женщина в открытом космосе. |
А сейчас мы с вами узнаем о некоторых очень важных событиях в освоении космоса. Решая примеры, мы получим дату одного из таких событий и узнаем, что же произошло в это время. 1) Решить удобным способом 4.11.1957 Запуск первого искусственного спутника Земли Он был очень небольшой, как мы видим на фотографии. Внутри него был только радиопередатчик, который посылал сигнал на Землю. А стоило ли запускать этот спутник? Сейчас в космосе летает много спутников и у них разные задачи: военные, научные, метеорологические, навигационные, спутники связи. 2) Мы столкнулись с внештатной ситуацией, т.е. ситуацией, не описанной нашими правилами. Нам придется решать проблему самостоятельно: Как производить вычисления, если в одном примере одновременно встречаются как десятичные, так и обыкновенные дроби. 12.04.1961 Первый полет человека в космос. Именно поэтому 12 апреля отмечается День космонавтики. И в этом году 2011 исполняется 50 лет первого полета человека в космос. 3) Решить уравнения 16.06.1963 Первая женщина в космосе – Валентина Владимировна Терешкова. Родилась в Ярославской области. Когда стала знаменитой, то никогда не забывала о своей родине, всеми силами помогала землякам. 4) Теперь нужно проверить и описать наши выводы для последователей. Самостоятельная работа с самопроверкой. Выполнив действия, вы получите год следующего важного события в освоении космоса.
|
VI. Дополнительные задания.
Скорость полета ракеты, на которой Гагарин совершил первый полет в космос, 28 260 км/ч. Он облетел Землю за 108 минут. Какое расстояние пролетела ракета? (51 480 км)
Масса человека, который на Земле весит 60 кг, на Луне составила бы приблизительно 10 кг.
Сколько бы весил на Луне первый космический корабль «Восток-1», если на Земле он имеет массу 4,74 т? (0,79 т)
VII. Итог урока.
Что нового мы узнали о действиях с дробями? Имена каких космонавтов вы запомнили?
VIII. Домашнее задание.
№ 1465, №1494
+ творческое задание: Найти ответы на вопросы и сделать презентации.
Сколько всего космонавтов из нашей страны побывали в космосе;
Для чего же нужно осваивать космос?
Литература:
- Приложение к газете «Первое сентября» Математика, №6, 2011.
- Г. Бекнева, Москва; И. Сивацкая, г. Санкт-Петербург «Задачи с космическим сюжетом».