Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об умножении натуральных чисел
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания учащихся об умножении натуральных чисел
- повторить переместительное и сочетательное свойства умножения;
- закрепить умение учащихся решать задачи, используя действие умножение.
Развивающие: развивать мышление, внимание, память и математическую речь.
Воспитательные: развивать познавательный интерес к математике.
Ход урока
I. Организация начала урока
II. Сообщение темы, постановка целей урока.
- На прошлых уроках вы научились умножать натуральные числа, использовать свойства действия умножения. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы отправимся в гости к сказке, где нас ждёт много испытаний. Нам предстоит найти значения выражений, решить задачи, вычислить площади фигур.
III. Устный счёт. Испытание первое
- Итак, сказка начинается. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.
Позвал однажды царь своих сыновей и говорит, что пришла пора жениться.
Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили. Пошли они искать свои стрелы.
- Давайте решим примеры и узнаем, кто из братьев быстрее нашёл свою стрелу.
38+58 → ⟨ ÷12→ ⟨ ×19→ ⟨ +23→ ⟨
92-27 → ⟨ ÷13→ ⟨ ×18→ ⟨ -16→ ⟨
84- 8→ ⟨ ÷2→ ⟨ +45→ ⟨ ×3→ ⟨
Каждому ряду предлагается восстановить цепочку вычислений. Каждая цепочка представляет собой изображение стрелы, уч-ся каждого ряда по очереди записывают ответы в нужное место в цепочке.
- Какие результаты у нас получились, кто первым нашёл стрелу?
IV. Нахождение значений выражений. Испытание второе
- Упала стрела старшего сына на боярский двор, среднего – купцу во двор, а стрела Ивана-царевича угодила в топкое болото. Видит Иван, что посреди болота сидит лягушка-квакушка, его стрелу держит. Опечалился Иван-царевич, Думает, дай-ка я её проверю, может будет жена хоть некрасивая, зато умная, и предложил ей выполнить задания.
- Давайте поможет лягушке-квакушке.
Вычислите, выбрав удобный порядок действий. Какие свойства действия умножения использовали?
а) 483×2×5
б) 4×5×333
в) 25×86×4
г) 250×3×40
V. Решение задачи двумя способами. Испытание третье
- Взял Иван-царевич лягушку-квакушку, завернул в платочек и пошёл в своё царство-государство.
Сыграли три свадьбы. Иван-царевич женился на лягушке-квакушке.
На другой день после свадьбы позвал царь своих сыновей и говорит: ”Хочу узнать, что ваши жёны умеют делать по хозяйству. Пусть испекут мне к утру торт”.
Расстроился Иван-царевич, но лягушка-квакушка его успокоила, спать уложила, а сама за работу принялась.
Замесила тесто, испекла 5 коржей, украсила разными узорами мудрёными: по бокам – 35 городов с дворцами, каждый с садами и 12 башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие…
Сколько башен было на торте?
- Решите задачу двумя способами.
VI. Решение задачи на нахождение площади. Испытание четвёртое
- Остался царь доволен тортом, но дал другой приказ. На этот раз решил проверить, какие жёны рукодельницы, приказал соткать по ковру, да по такому, чтобы в тронном зале смог поместиться.
Ширина ковра прямоугольной формы 27дм, и она меньше длины в 3 раза. Ковры какой площади должны были соткать жёны сыновей?
- Успокоила и на этот раз лягушка Ивана, снова спать уложила, а сама рассчитала площадь ковра и принялась ковёр ткать да вышивать – где кольнёт иголкой раз – цветок зацветёт, где кольнёт иголкой другой раз – хитрые узоры появляются, где кольнёт в третий – птицы летят.
И на этот раз ковёр пришёлся по душе царю.
VII. Самостоятельная работа. Испытание пятое.
- Третий приказ царя ещё больше расстроил Ивана: захотел царь устроить пир да проверить, какая из жён сыновей лучше пляшет.
Отправила лягушка Ивана на пир, а сама следом поехала. Приехала во дворец не лягушка-квакушка, а Василиса Премудрая. Обрадовался Иван, побежал домой да и сжёг лягушечью кожу. Вернувшись домой, не нашла Василиса Премудрая лягушечьей кожи и была вынуждена вернуться в тридесятое царство к Кощею Бессмертному.
Долго искал Иван-царевич Василису Премудрую.
- Давайте посчитаем, сколько км пришлось пройти Ивану, чтобы отыскать свою возлюбленную. Сложите найденные результаты выражений
а) 38×65-36×63
б) 127×15+138×32
в) 54×23×35×
г) (247-189)×(69+127).
VIII. Логическое задание. Испытание шестое.
- Не захотел Кощей Бессмертный отдавать Василису Премудрую, задал сложное задание. Выполнит Иван его, заберёт Василису к себе домой, нет – останется она навсегда у Кощея. Давайте поможем Ивану
- Выполнил Иван-царевич задание, забрал Василису Премудрую и воротился в своё царство-государство. И стали они жить дружно, в любви и согласии.
IX. Подведение итогов
- В какой сказке мы с вами побывали?
- Какие испытания надо было пройти Ивану?
- Какие математические знания вам пригодились?
- Что было интересного, что понравилось больше всего?
- С какими трудностями вы столкнулись?
- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок.