Форма проведения: Интеллектуальная игра «Поле чудес» 3 класс.
Цели мероприятия:
Цели мероприятия по линиям развития личности | Обязательный минимум и максимум содержания |
По 1-й линии развития (объяснять мир):
|
Минимум: пожарный инвентарь. Повторить правила поведения при пожаре. Максимум: использование пожарного оборудования при пожарах. |
Оборудование:
- Барабан с обозначениями: «+» – игрок имеет право открыть любую букву, «огонь» – игрок пропускает ход, «ведерко с водой» – игрок называет букву или слово;
- Голубая ткань размером 2х2; спички длинные (картонные); нарисованные на картоне языки пламени, оборудованные подставкой. Костюмы или маски: лисичек (2 шт.), кита, крокодила, цыплят (2 шт.), ерша (2 шт.), лягушек (2 шт.), бабочки. Картонные пироги, блины, грибы, бочонок, ковш, ушат.
- Интерактивная доска.
- Учительский компьютер; колонки.
- Презентация Microsoft Office Power Point.
Ход мероприятия
I. Инсценирование отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Путаница»
Приложение 1. [1]
II. Мотивационный диалог и актуализация знаний.
Ведущий: Ребята, сейчас вы увидели инсценировку отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Путаница», где бабочка потушила море. Как вы думаете, возможно, ли таким образом потушить огонь? (Учащиеся высказывают свои предположения, приходят к выводу, что нет.)
– Кто же смог бы потушить это море? (Предположения, вывод: пожарные)
– Как вызвать пожарную команду? (Ответы учащихся) 2 слайд.
1 ученик:
Огонь пылает, пламя бьет!
Чем потушить не знаем!
Пожарных на помощь
Скорей позовем!
Мы «01» набираем!
– С помощью какого оборудования пожарные тушат пожар? (Учащиеся называют известное им оборудование)
– Как вы думаете, все ли инструменты вы перечислили? Отметьте на шкале «успеха» результат своих знаний. (Учащиеся делают отметки на индивидуальной шкале успеха) Приложение 2.
III. Объявление темы мероприятия. Условия игры.
Ведущий: Мы начинаем интеллектуальную игру «Поле чудес». Тема игры «Как разжечь огонь каждый знает, чем потушить – единицы…». Вопросы игры позволят нам расширить свои знания по этой теме. Игра будет состоять из трех раундов. Победитель в каждом раунде примет участие в финальной игре. Среди трех финалистов будет выбран один победитель. Участникам игры предстоит вращать барабан и называть одну букву или слово целиком. Игроков ждут сюрпризы на барабане: «+» – игрок имеет право открыть любую букву, «огонь» – игрок пропускает ход, «ведерко с водой» – игрок называет букву или слово. Игрок, угадавший слово побеждает.
IV. Выбор игроков.
Ведущий: Для участия в игре вы должны разгадать ребусы, первые 9 человек станут участниками.
(Учащиеся разгадывают ребусы) Приложение 3.
V. Первый тур.
Ведущий: Приглашаем первую тройку игроков! (Приглашаются участники) 3 слайд.
Задание:
Я и насос, я и лейка,
Угадать меня сумей-ка!
(Рукав)
Ведущий: Пожарный рукав — гибкий трубопровод для транспортирования огнетушащих веществ, оборудованный пожарными соединительными головками. По месту применения пожарные рукава разделяют на: всасывающие, напорно-всасывающие, напорные. Пожарные рукава являются обязательным противопожарным оборудованием общественных зданий, входят в комплект оборудования пожарных автомобилей, поездов и судов. Для удобства размещения и использования хранятся в свёрнутом виде (чаще всего — в бухтах или намотанными на катушки, реже — сложенными «гармошкой»). После применения пожарные рукава необходимо просушивать, а в течение срока службы периодически расправлять и проверять сохранение ими основных свойств — прочности и герметичности. [2]
Награждение участников.
VI. Второй тур.
Ведущий: Приглашаем вторую тройку игроков! 4 слайд.
Задание: Инструмент, состоящий из деревянной или металлической рукояти длиной более метра, с наконечником в виде шипа, соединённого с загнутым назад крюком. [2] (Багор)
VII. Третий тур.
Ведущий: Приглашаем третью тройку игроков! 5 слайд
Задание:
Стою я у дороги
Всегда готов к тревоге.
Пожарным помогаю,
Водою их снабжаю.
(Гидрант)
Ведущий: Гидрант пожарный — устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара. [2]
Награждение участников.
VIII. Музыкальная физминутка.
IX. Беседа-рассуждение об отношении к профессии пожарного.
Ведущий:Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать пожарный? (Ответы учащихся) Пожарные – это смелые и отважные люди. Спасая людей, они часто забывают о собственной жизни.
Пожарный.
1 ученик:
Мчатся искры, вьется пламя,
Грозен огненный язык.
Высоко держу я знамя,
Я к опасностям привык!
2 ученик:
Нет неделями покоя, –
Стой на страже день и ночь!
С треском гнется подо мною
Зыбкой лестницы ступень.
3 ученик:
В вихре искр, в порыве дыма,
Под карнизом, на весу,
День и ночь неутомимо
Службу трудную несу.
4 ученик:
Ловкость, удаль и отвага
Нам заветом быть должны –
Мерзнет мокрая сермяга,
Волосы опалены…
5 ученик:
Правь струю рукой умелой,
Ломом крышу раскрывай
И рукав обледенелый
Через пламя подавай.
6 ученик:
На высоких крышах башен
Я, как дома, весь в огне.
Пыл пожара мне не страшен
Целый век я на войне. [3]
(Гиляровский В.)
Ведущий: 30 апреля в нашей стране отмечается День пожарной охраны. 6 слайд.
Просмотр фильма «Береги свою жизнь». Приложение 5.
Ведущий: В День пожарной охраны.
Никто не застрахован от несчастий:
Огонь бездушен, с человеком крут.
Не зря, не зря бойцы пожарной части
Нелегкой службе верность берегут.
Огонь — стихия, уважать не должен,
Но все ж, когда пожарный на пути,
Стихия знает: будет уничтожен.
Любой пожар, любой огня МОТИВ.
Готов пожарный погасить и пекло,
Ворвавшись в пламя, о себе забыв,
Чтоб не осталось в пекле даже пепла.
Его работа — смелости порыв.
Пожарные и день, и ночь на страже.
Лишь 01 — и вот они спешат.
От всей души пожарному мы скажем:
Как можно меньше вызовов, солдат! [4]
(Поляков Борис Борисович)
X. Игра со зрителями.
Ведущий: Игра со зрителями. Задание: Из этого материала изготавливают пожарные рукава, пропитывая его специальным раствором. (Брезент) 7 слайд.
Награждение победителя игры со зрителями.
XI. Финальная игра
Ведущий: Приглашаем победителей каждой тройки игроков! 8 слайд.
Задание:
Дом горит, дым клубится,
Пожарная команда с сиреной мчится.
Рукав ко мне присоединит
И пожар потушит вмиг!
(Брандспойт)
Брандспойт (нидерл. brandspuit — пожарный насос) — металлический наконечник пожарного рукава; устаревшее название ствола в пожарной технике. Иногда брандспойтом ошибочно называют пожарный водомёт. [2]
Награждение участников.
XII. Супер игра.
Ведущий: Вот и определился победитель в нашей игре. Чтобы получить главный приз вам нужно отгадать слово в супер игре. Вы можете назвать три буквы, если они есть в этом слове, то они будут открыты. 9 слайд.
Задание:
Он огонь убивает,
А малыш с ним играет.
(Песок)
Награждение победителя.
Ведущий: Пожары – страшное бедствие для людей. Ежегодно Огонь уносит десятки тысяч жизней, калечит здоровье и судьбы, уничтожает бесценные реликвии человеческой истории. Общее количество пожаров на планете достигло 5,5 млн. в год. Это означает, что каждые 5 секунд где-то вспыхивает пожар. Сегодня в России пожаров в 10 раз больше, чем 100 лет назад.
В Краснодарском крае каждый год их происходит свыше 5000. Двадцать лет назад в стране с населением 250 млн. человек пожары ежегодно уносили около 9000 жизней, в крае – 120.... В настоящее время в Краснодарском крае с населением свыше 5 миллионов в результате пожаров гибнет около 500 человек, 20 из них – дети! Более 500 граждан получают травмы. Ущерб от пожаров в крае составляет более 30 млн. рублей.
Пожар может возникнуть по многим причинам. Это – не выключенные вовремя электрический чайник или утюг, брошенный окурок, дефект электропроводки, неисправность печи или дымохода, небрежность при использовании газового оборудования или детская шалость с огнем и многое другое. Около 70% пожаров происходит в жилье. Понятно, что пожара лучше избежать. Для этого всегда необходимо соблюдать правила пожарной безопасности. Их немало, но основные запомнить несложно.[5]
1 ученик:
Возле дома и сарая
Разжигать огонь не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
2 ученик:
С газом будь осторожен,
От газа пожар возможен!
3 ученик:
Включен утюг, хозяев нет,
На простыне дымится след.
Ребята, меры принимайте,
Утюг горячий выключайте!
4 ученик:
Во избежание всяких бед
Огню на елку хода нет!
5 ученик:
Но если случилось свечу уронить,
Бросайся огонь без заминки тушить:
Материей плотной, тяжелой накрой,
А после залей поскорее водой!
6 ученик:
И под кроватью не прячься – учти,
Что от огня просто так не уйти.
Не оставайся в квартире с огнем,
А выбирайся доступным путем:
Мокрым платком нос и рот завяжи,
К двери входной через дым поспеши [6]
Награждение победителя
XIII. Подведение итогов. Рефлексия.
Ведущий: 10 слайд. «Всего можно ожидать, а человек на то имеет разум и науку, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия» К.Э. Циолковский
– Как понимаете эти строчки? Что интересного и нового узнали сегодня? Оцените полученные знания на шкале успеха другим цветом.
Итог: Соблюдайте правила пожарной безопасности! Жизнь человека – бесценный дар, который мы должны беречь! Наша с вами общая задача – сократить количество пожаров!
Используемая литература:
- Чуковский, Корней. Чудо-дерево и другие сказки: [Для детей мл. и сред. возраста/ Сост. В.И. Голубенького]. – Т.: Шарк, 1994. С. 123 -125.
- Википедия. Свободная энциклопедия. Категория. Пожарный инвентарь. ru.wikipedia.org/wiki
- Гиляровский В.//Собр. соч. в 4-х томах. – Т. 4 – с. 201.
- Поляковский Б.Б. В день пожарной охраны. spirovopch52.ucoz.ru
- МЧС России Управление Государственной противопожарной службы Краснодарского края «Цена пожара – человеческая жизнь». – 2003.
- Стихи. Правила пожарной безопасности. zanimatika.narod.ru/OBJ3.htm