Классный час в 1-м классе "Праздник Масленицы"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Познакомить со старинным русским праздником «Масленица».

Задачи:

  1. Воспитывать доброе отношение к русским традициям.
  2. Через знание и понимание истории культуры России пробуждать в сердцах детей чувство любви к родному Отечеству.
  3. Развитие у учащихся духовно-нравственных качеств и гражданской позиции.

Оборудование: Картинки с ребусом, шифр слова масленица, шаблоны картонной куклы – 3 штуки, 3 листа формата А3, фломастеры, запись с народной музыкой, мультфильм «Масленица», компьютер, таблички для приема «Синквейн».

Ход занятия

Звучит веселая народная музыка.

Выходит ученик, обращаясь к гостям говорит:

Здравствуйте, честные гости!
Проходите! Не стесняйтесь!
Все смотрите! Улыбайтесь!

Учитель: На доске зашифровано слово, если вы отгадаете его, то узнаете тему нашего классного часа. Отгадать вам его поможет этот ребус: показывает на доску, где висит картинка с ребусом. (Рисунок 1)

Рисунок 1

Возможные ответы детей.

Учитель: Верно, масленица! (Открывает слово на доске.) А как вы думаете, что это такое – МАСЛЕНИЦА. (Ответы детей.) Многие из вас правы, сказав, что это праздник. Но что это за праздник и почему празднуется именно в это время вы - не знаете. Я предлагаю вам познакомиться с его историей.

История праздника

Этот праздник пришел к нам из глубины веков. Когда-то, еще до принятия христианства в 988г., наши предки-язычники обожествляли природу и считали, что она живая и населена добрыми и злыми силами. Поэтому перед различными важными для людей событиями было принято обращаться к силам природы, задабривая их. Конец зимы и начало весны – события, безусловно, особые, потому что от того, какой будет весна, ранней или поздней, теплой или холодной, зависел урожай. Поэтому встретить весну нужно было непременно по-особому. Этому событию и посвящается празднование Масленицы. Это, в общем-то, праздник языческий, не церковный. В нем олицетворяется борьба добра со злом. Празднуется в конце зимы от 3 февраля до 14 марта, это последний зимний праздник в народном календаре.

Язычники считали, что смена времен года происходит по воле богов, которых нужно задобрить. С давних времен люди были уверены, что весна – начало новой жизни, а Солнце – существо, дающее жизнь всему живому. Призывая Солнце, люди пекли круглые лепешки золотистого цвета, а позже стали печь блины. Древние славяне верили, что, съедая круглый, румяный блин, похожий на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества и приближают весну.

Масленицей называют чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. Это чучело становилось главным героем всей масленой недели: вначале его величали, развлекали, чествовали, а в конце недели – сжигали на костре, прогоняя тем самым последние морозы и зиму.

Выходит ученица:

Загорись, моя лучина.
Улетай, зима-кручина.
Ветры, вьюги и бураны,
Вихри, бури, ураганы,
Хватит дуть что мочи,
Улетайте к ночи!

Учитель: Веселье продолжалось целую неделю. В дни Масленицы устраивались катания на санях с ледяных гор, гулянья с песнями, круговыми плясками, ряжеными.

Выходят четыре ученика.

1-й Ученик:

Масленица - кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько:
Сыром, маслом, блином
И румяным пирогом!

2-й Ученица:

А мы Масленицу ожидали,
Киселя с молоком не хлебали.
Вот и Масленица во двор въезжает,
Широкая во двор вступает.

Кланяются друг другу и отходят.

3-й Ученик:

Все на кониках вороных,
Все на саночках расписных,
А мы ее встречаем.
А мы ее привечаем,
Веселенько в хороводах гуляем.

4-й Ученик:

А мы Масленицу ожидали,
Дорогую гостюшку встречали,
Блинами гору устилали,
Сверху маслицем поливали.

Физкультминутка.

Учитель: Ребята, встаньте, пожалуйста, со своих мест. Я говорю слова, и показываю движения, вы за мной повторяете.

Сыграем, спляшем,
Руками помашем,
Ногами потопаем,
А то и руками похлопаем!
Подходи честной народ,
В Скомороший хоровод!

Проектная деятельность

Учитель: Молодцы! Отдохнули, теперь можно и потрудиться. Вы сидите по группам. Каждая группа – это команда. У каждой команды на столе лежат заготовки для изготовления картонной масленицы, один большой лист формата А3, ножницы, клей. Я предлагаю вам собрать картонное чучело масленицы, наклеить его на лист и раскрасить. По окончании времени, отведенного вам на работу, работы сдадите на суд нашему доброму жюри. Которое хорошенько посовещавшись, выберет, какая из команд займет 1. 2 и 3 место. Задание понятно? На работу вам отводится 10 минут. На старт! Внимание! Марш! Время пошло. (Звучит веселая народная музыка.)

Время вышло, сдавайте ваши работы (рисунок 2).

Рисунок 2

А пока жюри совещается, я предлагаю вашему вниманию мультфильм «Масленица».

Жюри награждает команды и выдает им грамоты. (рисунок 3)

Рисунок 3

Итог занятия (приём «синквейн»)

Учитель:

  1. Назовите тему нашего классного часа. (Масленица.)
  2. Какой по настроению этот праздник? (Веселый, интересный и т.д.)
  3. Как люди справляют этот праздник? (Пекут блины, гуляют, играют, водят хоровод.)
  4. И все это вместе? (Праздник.)

Таблички вывешиваются на доске по очереди.

Заключение – приглашение гостей на чаепитие

Дети выходят к доске встают лицом к гостям и приглашают их к столу (рисунок 4) словами:

Ой вы гости – господа,
Вы откуда и куда?
Проходите к нам сюда.
Ешьте, пейте, веселитесь.
И блинами угоститесь.
Улыбайтесь, не робейте.
Чаю черного испейте.
Вы трудились, Мы старались
Так что все проголодались.
Первый «Е» вас угощает
Еще в гости приглашает!

Рисунок 4

Литература:

  1. Научно-методический журнал Воспитание №1. изд. «Школьная пресса», Москва 2007г.
  2. Большая Энциклопедия школьных праздников Ярославль: Академия развития, 2007г.
  3. Марина Новицкая «Широкая масленица», Москва 2008г.
  4. Журнал «Читаем, Учимся, Играем» №11, изд. «Либирея – Библиопринт», Москва 2008г.
  5. Жаркова М.А., первое и последнее стихотворения в тексте.