Урок окружающего мира "Почему идет дождь, и дует ветер"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  1. Расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре, дать представление о круговороте воды в природе;
  2. Раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных, человека; объяснить причины их возникновения;
  3. Развивать мышление, воображение, речь;
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного.

Оборудование: картина с изображением звёздного неба, круговорота воды в природе образования ветра; магнитофон, кодоскоп, слайды о природе.

Ход урока

1. Организация класса, сообщение темы урока.

- У нас урок «Окружающий мир».

- А какова тема вы узнаете, отгадав загадки.

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)

Он идёт, а мы бежим
Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно.
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (Дождь)

Неизвестно, где живёт.
Налетит деревья гнёт.
Засвистит, по речке дрожь.
Озорник, а не уймёшь (Ветер)

- Сегодня нам надо найти ответ на вопрос Муравьишки: «Почему идёт дождь и дует ветер?»

2. Повторение ранее изученного материала.

- А пока давайте вспомним то, с чем познакомились на прошлом уроке.

- Для этого нам надо отправиться в космическое путешествие, закрываем глаза 3, 2, 1, пуск.

(Музыка)

(Картина с изображением звёздного неба)

- Мы с вами в космическом пространстве.Как вы думаете. о чём пойдёт речь?

- Отгадайте загадки:

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все … (Солнце)

По небу лебедь чёрный
Рассыпал чудо-зёрна.
Чёрный белого позвал –
Белый зёрна поклевал. (Звёзды – ночь, день)

- Что же это за зёрна? Правильно – звёзды, вот сейчас я и проверю, что вы знаете о солнце и о звёздах.

- У нас с вами будет работа в парах,я каждой паре даю текст с пропущенными словами, вы должны догадаться, какие слова надо вставить, а то не сможем вернуться на Землю.

Первая карточка: «Солнце»

- Солнце – это огромный пылающий…(шар)

- Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда)

- Оно создаёт нам … (день)

- По размерам Солнце … (больше Земли)

- Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли).

Вторая карточка: «Звёзды»

- Звёзды – это огромные пылающие … (шары)

- Они кажутся нам маленькими … (точками), потому что находятся … (далеко от Земли)

- Звёзды отличаются друг от друга по … (цвету) и по … (размеру)

- Звёзд на небе очень много, и люди объединили их в … (Созвездия)

- На небе можно увидеть большой ковш – это … (созвездие Большая Медведица)

- Отгадайте ещё загадку:

Ночью по небу гуляю
Тускло землю освещаю
Скучно, скучно мне одной
А зовут меня … (Луной)

- Давайте проведём тест, я раздала вам листочки-графы и сейчас прочитаю утверждения, если вы со мной согласны и говорите «Да», то в клеточке ставите «+», если не согласны, то ставите «-», если не знаете как ответить ставите «0».

ТЕСТ

  1. Луна больше Земли.
  2. Луна сама не испускает свет, а отражает свет Солнца.
  3. Люди уже несколько раз бывали на Луне.
  4. Солнце – самая большая звезда.
  5. Звёзды – огромные пылающие шары.
  6. На Луне есть воздух и вода.
  7. Луна естественный спутник Земли.
  8. Солнце – ближайшая к Земле Звезда.
  9. В созвездии Большой Медведицы семь ярких Звёзд.
  10. На Луне живут люди.

- Давайте проверим как справились ребята с заданием в парах, приготовьте звёздочки. Если правильный ответ покажите голубую звёздочку, если неправильный – то красную.

- Молодцы, я думаю мы все справились со своим заданием, можно отправляться на Землю, приготовились закрыли глаза 3, 2, 1, пуск.

(Музыка)

3. Физминутка

Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела
На четыре - полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.

4. Знакомство с новым материалом.

А) Объяснение нового, дождь.

- Ну вот мы и на Земле. В космическом пространстве мы вспомнили о звёздах, Солнце и Луне.

- Почему на Луне не бывает дождя? (там нет воды)

- А почему идёт дождь на Земле? (на Земле есть вода)

- На Земле много океанов, морей, рек, ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду, что с ней происходит? (Она испаряется, становится прозрачным и невидимым паром. Превращается в маленькие капельки воды. Этот лёгкий пар вместе с тёплым воздухом поднимается от Земли всё выше и выше – на много километров вверх. Там, на высоте всегда холодно. Тёплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки ещё очень маленькие и лёгкие. Холодный воздух тащит их вниз, а тёплый опять поднимает их вверх. Так они и снуют над землёй вверх – вниз, пока не сольются в крупные капли. Но вот капель уже так много, что все вместе они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над землёй, пока тяжёлые капли. Не в силах больше удерживаться, не прольются на землю дождём. Прошёл дождь. Ещё недавно стояли лужи во дворе. Но выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовывать тучку и пролиться на землю благодатным дождём.

(Музыка)

(Картина с изображением круговорота воды в природе)

- Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Подземная вода в некоторых местах выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейка вода течёт по уклону. Ручейки соединяясь между собой образуют начало реки. Иногда реки берут начало из болот, а горные реки с гор. Река впадает в более крупную реку, дальше в море, океан. Солнце нагревает воду и опять происходит круговорот воды в природе.

- Куда поднимается пар? (От земли всё выше и выше. В небо.)

- Что там происходит с капельками? (Соединяются в крупные капельки и образуют тучу)

- Если появилась туча, что мы ждём? (Дождь)

- Вот так и появляется дождь.

Загадка:

Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес
Прохудился и исчез (Дождь, туча)

Б) Работа с учебником, закрепление.

- Откройте с. 92учебника, читают текст о туче.

В) Беседа.

- Что такое туча? (Тёмное густое облако)

- Из чего состоят тучи? (Из тяжёлых капелек воды)

- Почему они падают и получается дождь?(Капли тяжёлые и не могут долго держаться в небе)

- Ребята, а какие бывают дожди?

- Давайте рассмотрим рисунок на с. 92 с различными видами дождя и соотнесём их с названиями.

- Почему дожди так назвали?

- Я сейчас включу вам разные виды дождя, а вы попробуйте угадать их названия.

(Запись дождей)

- Почему растения и животные на картинке с. 92 так радуются дождю? (Потому что животные так же как и люди не могут жить без воды)

- Много рек впадает в моря. Почему море никогда не переполняется?(Постоянно происходит испарение, круговорот воды в природе)

- Почему так много воды испаряется, а Земля не обезвоживается окончательно? (Вода выпадает на Землю в виде осадков)

- Удивительное путешествие совершает вода в природе, без воды нам не прожить. Поэтому воду обязательно надо беречь. (Это место обитания многих животных, нельзя засорять водоёмы)

- Почему вода не кончается?

- Почему ещё всё не затопила?

5. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше.

Г) Объяснение нового, ветер.

- Пришло время поговорить о ветре. Вы видели как дует ветер, а слышали как он завывает?

- А какой бывает ветер?

- Ребята, а откуда появляется ветер? Почему он дует?

- Попробуйте помахать рукой перед лицом.

- Что вы чувствуете? (ветерок)

- А откуда он взялся? (Мы заставили рукой воздух двигаться)

- А кто в природе заставляет воздух двигаться? (Солнце)

- А как доказать, что воздух при нагревании поднимается вверх?(чайник кипящий)

- А что происходит в природе, когда воздух начинает быстро двигаться? (начинается сильный ветер)

- Что же такое ветер? (Это движущийся воздух)

- Давайте послушаем как завывает ветер.

(Запись)

(Картина с изображением ветра)

- Земля в разных местах нагревается солнцем по-разному. Тёплый воздух легче холодного. Он всегда стремится вверх, а холодный воздух тяжёлый, он стелиться понизу. Значит, ветер – это воздух, который приходит в движение. Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Но вода, растения, дома и почва неодинаково нагреваются, а значит, и воздух над ними разной температуры. Над речкой он более холодный, чем над асфальтом или каменными домами. Над широкими тёплыми морями, над снежными полями, над лесами и жаркими пустынями всё время движется воздух. Вокруг всей Земли воздух кружится. То сильнее, то слабее дует ветер. Сильные и опасные ветры называются ураган, тайфун, смерч. Тихие ветры – бриз, муссон.

Люди стали использовать свойство ветра - движение:

  1. Изобрели парус, что позволило кораблям быстрее передвигаться;
  2. Появились ветряные мельницы;
  3. Изобрели воздушный шар.

В Рязани жил человек по прозвищу Крякутной, он заметил, что тёплый воздух поднимается из печной трубы вверх. Он взял мешок для хранения одежды, наполнил его воздухом из печной трубы, а к нему приделал сиденье на верёвках. Что он изобрёл? (воздушный шар), используя свойство горячего воздуха – подниматься вверх.

Д) работа с учебником, закрепление.

- Давайте прочитаем о ветре на с. 93. Рассмотрите рисунок.

- Расскажите по картинке о ветре. (ветер надувает паруса и корабль движется, он заставляет двигаться крылья мельницы, а значит внутри зёрна будут перемалываться в муку. Человеку трудно идти против ветра, ему приходиться держать шляпу, чтобы она не улетела)

6. Работа в рабочей тетради.

- Откройте тетради на с. 37 № 3.

- Что неверно изобразил художник на первой картинке в 3 задании? На второй? На третьей?

- В задании № 2 нарисуйте слева весёлый дождик, а справа грустный.

- Отгадайте кроссворды в задании № 1.

7. Просмотр слайдов о воде. Значение воды.

Мы встречаемся с водой каждый день. Как много воды нам всем нужно. А много ли воды на нашей планете? Вода занимает больше половины поверхности земного шара. Кажется, что воды на Земле много, её должно хватать всем. Но это не так. Пресной воды, которой мы пользуемся на нашей планете немного. И с каждым годом становится всё меньше, так как люди загрязняют водоёмы. Мы не можем прожить без воды. Без воды не может быть жизни. Её надо беречь. Для некоторых животных вода место обитания. Без воды не могут жить и растения. Вода приводит в движение машины, вырабатывающие электрический ток.

Всему живому на Земле нужна вода - чистая природная

(Музыка)

Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Подземная вода в некоторых местах выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейка вода течёт по уклону. Ручейки соединяясь между собой образуют начало реки. Иногда реки берут своё начало из болот. Тогда вода в них тёмно-рыжая. Иногда реки стекают с гор, и вода в таких реках студёная. Но любая река где-нибудь заканчивается: она впадает в море. Океан, озеро или другую реку.

8. Итог урока

- О чём на уроке мы сегодня говорили?

- Что нового узнали?

- Как можно назвать детей. которые хорошо поработали на уроке?

- МОЛОДЦЫ!

Приложение