Актуальность использования ЭОР при обучении математике на примере урока геометрии в 7-м классе по теме "Смежные и вертикальные углы"

Разделы: Математика


Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями смежных и вертикальных углов, рассмотреть их свойства.

Задачи:

  • обучающие: Формирование знаний о вертикальных и смежных углах, навыков построения этих углов и умения решать задачи с использованием свойств смежных и вертикальных углов.
  • развивающие: Развитие логического мышления, речи, памяти, внимания, умений анализировать, делать выводы.
  • воспитательные: Воспитание осознанного, заинтересованного отношения учащихся к предмету.

Формы работы учащихся: Фронтальная работа с классом, дифференцированная, самостоятельная работа, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование:

  • ЭОР,
  • ЦОР,
  • проектор,
  • экран,
  • компьютер,
  • интерактивная доска,
  • компьютер для индивидуальной работы.

Структура урока:

  1. Организация деятельности.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового.
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Задание на дом.
  6. Подведение итогов и выставление оценок.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Название используемых ЭОР и гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Деятельность учителя с указанием действий с ЭОР

Деятельность ученика

Организация деятельности

 

Проверить готовность учащихся к уроку, сообщить тему, сформулировать цели урока, создать эмоциональный настрой и включить всех в деятельность.

Подготовиться к уроку, настроиться на урок.

Актуализация знаний

Мультимедиа - ресурс №1, Самостоятельная работа по теме "Измерение углов", N184785.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/03327670-b253-462c-af0f-b4a53789972d/%5BG79_01-05%5D_%5BTQ_S-01%5D.html

Демонстрирует текст самостоятельной работы и даёт консультацию по её выполнению. Подготовить детей к восприятию нового.

Выполняют самостоятельную работу в тетрадях, а два человека на откидных досках, затем взаимопроверка работ.

Изучение нового

Презентация - ресурс №2, Смежные и вертикальные углы (слайды 2-4), N182169.

http://cor.edu.27.ru/catalog/res/081e5c80-35a1-7270-c2b0-3beb549a1616/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&

Анимация - ресурс №3, Теорема о вертикальных углах, N131136.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7383a62a-0dac-11dc-8314-0800200c9a66/index.htm

Осуществляет показ презентации в режиме диалога – обсуждая с классом, дополняет по ходу, объясняет новую тему:

  • понятие и построение смежных углов;
  • свойство смежных углов;
  • понятие вертикальных углов.

Доказательство свойства вертикальных углов.

Слушают объяснения учителя, вступают с ним в диалог, активно следят за презентацией, конспектируя самое основное по теме в тетрадь.

Закрепление изученного материала

Задания на готовых чертежах, ресурс №4,

Вариант 1, N182430.

http://cor.edu.27.ru/catalog/res/d56d2920-02d3-b095-e0c7-5c07ea6e4128/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&

Презентация - ресурс №2, Смежные и вертикальные углы (слайды 5,6), N182169.
http://cor.edu.27.ru/catalog/res/081e5c80-35a1-7270-c2b0-3beb549a1616/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&

Текст с иллюстрациями - ресурс №5, Задача по геометрии No.54763 N29759.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3a2a988e-b834-11db-a998-c6a2869daf17/problem_54762.html

Организуетдифференцированную работу учащихся, следит за работой групп, даёт необходимую консультацию.

Участвует в работе остальных учащихся класса:

а) устно-№59, 60 (по учебнику);

б) разбор решённых задач из ресурса №2, (слайды 5,6) - демонстрация презентации;

в) демонстрация условия, затем и решения задачи ресурса №5.

Проверяет работу первых групп, демонстрирует задачи на готовых чертежах ресурса №4 и оценивает этих учащихся.

Дифференцированная работа:

  1. Две группы по два учащихся решают задачи по готовым чертежам.
  2. Остальные учащиеся класса работают под руководством учителя:

а) устно-№59, 60 (по учебнику);

б) разбор решённых задач из ресурса №2, (слайды 5,6);

в) решают задачу ресурса №5 самостоятельно, затем проверяют решение (самопроверка).

Учащиеся из первой группы рассказывают классу решения своих задач по готовым чертежам.

Задание на дом

 

Даёт задание на дом и консультацию по домашнему заданию.

§11, вопросы 17, 18, № 61 (б), 64 (б), 65 (б).

Дополнительная задача:

Найдите углы, образованные биссектрисами двух смежных углов и биссектрисами двух вертикальных углов.

Слушают консультацию по домашнему заданию и записывают задание на дом.

Подведение итогов и выставление оценок

 

Задаёт вопросы классу:

  1. Что нового вы узнали на данном уроке?
  2. Сформулируйте определения и свойства смежных и вертикальных углов.
  3. Приведите примеры смежных и вертикальных углов из окружающей обстановки.

Выставляет оценки учащимся.

Отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог, анализируют, делают выводы.

Целесообразность применения ресурсов на уроке:

Применение на уроке ресурса №1 (Самостоятельная работа по теме "Измерение углов"), ресурса №2 (презентация - Смежные и вертикальные углы) подтверждается не только обеспечением наглядности протекания учебного процесса, а прежде всего обеспечением условий для развития индивидуальной личности обучаемого. Использование этих ресурсов позволяет воздействовать на наглядно-образную память учащихся. Экономия времени на построениях, даёт возможность разобрать большее количество задач разного уровня сложности, наглядность и красочность изображений способствуют развитию логического мышления учащихся, творческого подхода к подготовке и проведению занятий, интереса к изучению предмета.

Текстовый материал с использованием ресурса №3 (анимация - Теорема о вертикальных углах) позволил компактно распределить учебный материал, сократить время изложения нового материала на уроке, применить высвободившееся время для закрепления и тренировки. Анимация позволила доступно, наглядно и интересно изложить новый для восприятия материал.

Задания с использованием ресурса №4 (задания на готовых чертежах), выполненные в виде динамических чертежей, призваны облегчить учителю подготовку и проведение уроков по решению задач. Важным их преимуществом является высокое качество чертежей, аккуратность, использование цвета и других средств оформления. Ресурс №5 (текст с решением) развивает геометрическое воображение, интуицию, учит умению воспринимать по-разному представленную информацию. Использование этих ресурсов позволяет проводить дифференцированную работу, вовлекая в творческую деятельность всех учащихся, разнообразить формы контроля, осуществлять контроль знаний учащихся всего класса.

На уроке было дано такое количество информации и видов работ, которые были бы невозможны на уроке без ЦОР. Таким образом, виды ЦОР, используемые на уроке, обеспечили качественное усвоение нового программного материала и оправдали своё применение.

Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ. Повышение профессиональной квалификации в области компьютерных технологий позволяет педагогу использовать современные средства обучения, работать на одной площадке с учениками. Интернет - технологии не заменяют учителя и учебники математики, но создают принципиально новые возможности для усвоения материала, позволяют учителю более глубоко осветить тот или иной теоретический вопрос, но важно продумать, где и как целесообразно использовать информационные технологии на уроке.

Использованные ресурсы:

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/03327670-b253-462c-af0f-b4a53789972d/%5BG79_01-05%5D_%5BTQ_S-01%5D.html
  2. http://cor.edu.27.ru/catalog/res/081e5c80-35a1-7270-c2b0-3beb549a1616/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&
  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7383a62a-0dac-11dc-8314-0800200c9a66/index.htm
  4. http://cor.edu.27.ru/catalog/res/d56d2920-02d3-b095-e0c7-5c07ea6e4128/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&
  5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3a2a988e-b834-11db-a998-c6a2869daf17/problem_54762.html

Презентацию вы можете получить у автора статьи.