Опытничество – активный способ изучения окружающей природы, т.к. позволяет изучать явления и объекты окружающей действительности при разнообразных условиях, повторять их при необходимости, расчленять на части, выделять интересующие стороны явления.
В дошкольном возрасте опытничество, как деятельность вызывает у детей истинный интерес, т.е. сам процесс проведения опыта, а также результат, где дети наглядно удостоверяются в происхождении явлений неживой природы, в свойствах и качествах компонентов неживой природы, участия устанавливать причинно-следственные связи.
Опытничество – это как раз именно такая деятельность, включающая в себя поиск и познание, активное осмысление явления и концентрацию полученных знаний.
Проведение опытов – метод, сочетающий в себе работу разных анализаторов в целенаправленном целостном восприятии явления, а также в дифференцированном восприятии, которое наиболее значимо в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы в узком смысле нашей темы – дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании экологических представлений о неживой природе и об опытничестве.
Научная новизна – впервые разработана система знаний – опытов, способствующих формированию экологических представлений о неживой природе и определена новая социальная позиция ребенка – лаборанта или научного работника.
Практическая значимость – результаты исследования могут найти применение при разработке практических вопросов педагогам и на занятиях, включающих в себя опытническую деятельность, с целью формирования экологических представлений о неживой природе.
Задания на выявление начального уровня сформированности экологических представлений о неживой природе Севера через опытничество.
№ |
Задания |
Материал, предложенный детям |
Вода |
||
1. |
Как узнать, что вода прозрачная? |
Два стакана: |
2 |
Покажи свойства воды - растворителя |
Стаканчики с водой, сахарный песок, соль, акварельная краска, речной песок |
3 |
Как узнать есть ли форма у воды? |
Емкости разнообразной формы. Кувшин с водой |
4 |
Вылей воду из стакана, не намочив руки и не беря в руки стакан (вода вытесняется предметами) |
Камешки и стакан с водой |
5 |
Покажи нам, как образуются облака |
Кусочки льда, горячая вода в термосе (соблюдая нормы безопасности), железный поднос, широкий стеклянный сосуд |
6 |
Покажи и скажи: как получить воду из снега и как сделать воду твердой |
Снег, формочки |
Воздух |
||
1 |
Как узнать, что в комнате есть воздух? |
Полиэтиленовый пакет |
2 |
Как узнать, где есть воздух? |
Почва (бросить в воду). |
3 |
Имеет ли вес воздух? |
Весы, два шарика |
4 |
Как летают птицы и каким должен быть воздушный змей? |
Веревка, бумага – материал для воздушного змея (змей должен быть легким, плоским, широким, как крылья у птицы) |
Песок |
||
1 |
Как узнать, что песок сыпучее вещество? |
Лоток с песком, разнообразные формочки, емкости, кулечки |
2 |
Как сделать две одинаковые горсточки песка разными по весу? |
Две одинаковые формочки, песок, весы и лейка с водой (одну формочку с песком намочить) |
3 |
Как узнать, можно ли из песка что-нибудь слепить (испечь пирожки)? |
Две формы с песком, лейка с водой, разнообразные формочки |
4 |
Если мы сделаем бумажный домик, а для защиты от дождя посыплем крышу песком, защитит ли она нас? |
Воронка, песок, вода (не защитит, песок пропускает воду) |
Глина - почва |
||
1 |
Есть ли в почве и глине воздух? Как узнать? |
Вода в емкости, горсть глины, горсть почвы |
2 |
Лепится ли глина, почва? Покажи, что нужно сделать? |
Разные виды почв, глина (слегка смочить водой и скатывать шарики) |
3 |
Как узнать, пропускает ли воду почва, глина? |
Две воронки, горсть почвы, горсть глины, вода |
4 |
Как узнать, из чего состоит почва? |
Вода, почва, палочка (размешать и дать осесть) |
Занятия по блокам
- «вода»
- «воздух»
- «почва»
Методические рекомендации по использованию опытничества в учебно-воспитательном процессе при формировании экологических представлений о неживой природе.
Необходимо создавать нужные условия для успешного осуществления экологизации учебно-воспитательного процесса.
Овладение педагогами передовым опытом экологического воспитания и обучения, их постоянное самообразование и повышение экологической культуры.
Проводить систематическую работу по внедрению опытничества.
Опыт – как основной метод в процессе формирования экологических представлений о неживой природе необходимо дополнять и сочетать с другими методами:
- наблюдения;
- беседы;
- использование художественной литературы;
- музыкальное сопровождение;
- моделирование;
- рассматривание;
- зарисовывание результатов опытов в дневники наблюдений.
Сочетать опыты, предложенные разными программами, пособиями для родителей и педагогов, пополнять базу пособий, методик проведения опытов и приводить в систему.
При проведении опытнической деятельности необходимо учитывать практическое применение полученных знаний: опыты дома; экономия и бережное отношение в природе и в быту природных ресурсов; акции по охране природных ресурсов.
Необходимо планировать работу с родителями: организовывать совместные мероприятия – акции, походы …; проводить консультации для закрепления с детьми полученных на занятиях знаний; давать домашние задания на проведение опытов совместно с родителями, бесед, практической экономии в быту и целевые прогулки в природу на тему «Бережное отношение к природе.
- водоему;
- почве;
- воздуху».
Необходимо по мере усвоения знаний контролировать уровень усвоения в беседах, на других занятиях, для выявления «пробелов» в представлениях детей и планировать индивидуальную работу.
Сравнительный анализ экологическх программ по теме: «Опытничество в неживой природе» старший возраст
«Мы» |
«Планета – наш дом» |
«Юный эколог» |
«Наш дом - природа» |
Предлагаются знания о неживой природе, как источника, удовлетворяющем живую природу и условия ее существования. Опытничество как метод практически не используется. Опыты даны в виде предложений и правил: «опыты с неживыми объектами: В опытах выявляй свойства воды, воздуха, снега, песка, почвы, камней в зависимости от состояния температуры, влажности воздуха, сезона года, содействия солнца. Учись пользоваться приборами в опытах: термометром, лупой, весами, магнитом… Если опыт длительный, попробуй зарисовать его этапы в виде рисунков и моделей. Об опыте и его результате расскажи сверстникам». |
Поблочное распределение занятий. Разделы:
Программа включает в себя опыты, как обязательный метод в учебно-воспитательной работе, однако опыты предложены элементарные и в малом количестве. Занятия предлагаются в системе и последовательно:
|
Программа в основном предусматривает как важнейшие методы в формировании экологических знаний и умений:
Циклическая организация наблюдений и опытов с выходом на практическую деятельность – природоохранные акции. Опытничество в основном используется как часть занятий и редко |
Программа предусматривает поблочное планирование.
Блоки включают в себя:
Опытничеству уделено большое внимание - в каждом блоке и в каждом занятии. Знания, полученные ранее, постоянно закрепляются в разнообразной деятельности: игры, беседы, изодеятельность, праздники, акции. |
Приложение 1. Критическая оценка содержания экологических программ по теме «Опытничество в неживой природе»