Цель:
- познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом.
- дать представления о свойствах песка.
Задачи:
- Образовательные: формирование умения осуществлять осознанную деятельность (Как это делать? Что я узнаю? Что сделано?);
- Развивающие: продолжить работу над развитием логического мышления, познавательно-психических процессов, речи, мелкой моторики.
- Воспитательные: формирование нравственно-волевых качеств, формирование представления о значимости природы в жизни человека, воспитание чувства ответственности, привитие культуры общения.
Методы и методические приёмы:
- беседа;
- наблюдение;
- создание проблемной ситуации;
- исследовательский;
- экспериментально-опытный;
- объяснительно-иллюстративный;
- моделирование (схемы свойств песка);
- игровой;
- совместная деятельность с детьми.
Ход урока
1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Почтальон приносит в детский сад письмо без обратного адреса.
Вос-ль: Как узнать, откуда пришло письмо? (спросить у почтальона, посмотреть, что лежит в письме…)
2. Обсуждение проблемы. Принятие задачи.
Открываем письмо и достаем фото Старичка-Боровичка и письмо.
Вос-ль: От кого письмо? Чтение письма:
Здравствуйте ребята! Я вчера получил письмо от своего друга, который живет и сторожит растения в пустыне. Пишет он, что в его доме повсюду песок. Очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говорит, что я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок на моей тропинке тоже есть. Только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен. Ваш Старичок-Боровичок.
Ну, что поможем и выясним, чем же удивителен песок. Что нам нужно сделать, чтобы помочь Старичку-Боровичку? А еще Старичок-Боровичок знает, что мы исследователи, мы исследовали воздух, воду. А песок можно? Будем исследовать его.
- Смотрите, мы с вами снова стали исследователями. А кто такие исследователи? (Исследуют, делают опыты).
- А мы с вами, что будем исследовать? (песок)
- Что же будет объектом нашего исследования? (песок)
3. Опытническая деятельность.
- Ну, что будем искать в песке что-то удивительное?
Опыт 1.
- Возьмите мерной ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.
- Легко ли сыпется песок?
Самостоятельно
Пересыпаем из ладошки в ладошку, из одной емкости в другую.
Работа с лупой.
- Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются. (наблюдают)
- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?
Дети: Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.
- Какого они цвета? (Темные и светлые.)
- Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (Не одинаковые, есть крупные и мелкие.)
Давайте проверим.
Работа с ситом
Воспитатель: Через сито просеиваем песок, он сыпется из сито в ёмкость и наоборот.
- Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)
Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.
Моделируем свойство сыпучести
- Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.
- Возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим. Что прошёл дождик и в одну из баночек он попал – намочите водой песок.
- Каким стал песок? (влажным, мокрым)
- Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах.
- А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками)
Опыт 2.
- Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, а в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? (Сырой – среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных – более тяжёлая вода). Иллюстрация о дюнах, барханах, почему ветер наметает дюны – сухой песок легкий. Видимо здесь и живет друг Старичка – Боровичка. Правда, красиво?
- Аккуратно мерной ложечкой возьмите сырой песок и выложите в тарелочку.
Работа с лупой.
Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, т.к. из мокрого песка выходит воздух.
- А теперь попробуйте пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость.
Вывод: Мокрый песок не сыпется, он лепится.
Дети делают «пироги».
Моделируется свойство – песок лепится.
Предлагаем детям проверить, как песок пропускает воду. Ребята, вы видели, где вода? (впиталась)
Опыт 3.
Воспитатель: Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернем её, вложим в горлышко кусочек губки (поролона), насыпаем песок. Под бутылку разместим ёмкость для сбора жидкости. Нальем в бутылку воду.
- Что произошло? (Вода выходит, а остается только мокрый песок).
Иллюстрация колючек и кактусов в песках (они имеют длинные корни, т.к. влага проходит сквозь песок)
- Какой можно сделать вывод? (песок пропускает воду)
Моделируем свойство пропускаемости воды
- А что еще. Рассказ: Песок своим свойством привлёк внимание людей и тем, что, пропуская воду, он задерживает предметы и вещества – так моря научились процеживать грязную воду через чистый песок и получается чистая вода, но не питьевая.
- Хотите проверить?
Опыт 4.
- Берем бутылку, дно отрезаем – в горлышко поролон. Бутылку чуть наполняем песком. Приготовим ёмкость с грязной водой (примесь с глиной). Нальём часть воды в бутылку с песком, и ждём пока, она не просочится в песок.
Дети делают самостоятельно.
Сравним!!!
Вода прошла через фильтр. Сравним отфильтрованную воду от грязной.
- Как изменилась вода? (стала прозрачной) Песок – это природный фильтр, он пропускает воду.
Моделируем свойство фильтра.
Физминутка.
«Ласковые лапки»
6-7 предметов (вата, кисточка, кусочек меха, бусы, стеклянный флакон). Руку оголить по локоть, по ней будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Глаза закрыты – какой «зверёк» прикоснется, сказать предмет (к щеке, ладони).
4. Вывод
- Итак, помогли мы выяснить Старичку – Боровичку об удивительных свойствах песка? Давайте вспомним о них.
- Как узнать, что песок сыпучее вещество?
- Что мы хотели сделать в начале занятия? (помочь Старичку – Боровичку выяснить о песке)
- Как у нас это получалось?
- Что мы для этого делали? (опыты)
- Что вас самих удивило на занятии? Каковы свойства песка?
Игра:
- Представьте, что вы песчинки. А я ветер (держаться за руки). Я дую на вас, а вы разлетаетесь. Почему? (легкие). Покажите мне модель свойства сыпучести.
- Как сделать две одинаковые горсточки песка разные по весу? (одну намочить)
- Как узнать, можно ли из песка что-нибудь слепить (испечь пирожки)? (намочить песок)
- Как мы с вами назвали эту модель? (песок лепится) Покажите эту модель.
- Если мы сделаем бумажный домик, а для защиты от дождя посыплем крышу песком, защитит ли она нас? (нет, т.к. песок пропускает воду) Покажите свойство пропускаемости и фильтра.
5. Презентация.
- Дома приготовьте мини книжку «Песок», где разместите свои модели песка. Можно сделать зарисовки опытов, даже можно еще раз провести их вместе с родителями, и тем самым Старичок-Боровичок рассмотрит ваши книжки и похвастается своему другу, что мы помогали ему.