Урок по изобразительному искусству в 4-м классе по теме "Страна восходящего солнца"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель и задачи

  • Создать и познать творческое содружество.
  • Чувство наслаждения от самостоятельной работы.
  • Формирование у учащихся целостных представлений о культуре разных народов.
  • Познакомить с пейзажем, архитектурой и одеждой Японии.
  • Вспомнить с ребятами, какие тёплые цвета они знают. Что такое работа по сырому?

Распределение бюджета времени урока (в мин.)

  1. Проверка присутствующих 1-2
  2. Опрос учащихся. 5
  3. Изложение нового материала. 15
  4. Закрепление урока. 20
  5. Задание на дом. 3

Ход урока

На наших уроках мы говорили об искустве Татарского народа, Грузии, Казахстана, Украины, Греции о красоте природы. Сегодня мы с вами мысленно отправимся в далекую Японию- страну восхождения солнца. Попытаемся сравнить ее природу, ее культуру с природой нашего народа. Каждый народ создает свой художественный мир свое искусство. Искусство выражает душу народа, его особое лицо, его образ.

Посмотрим на картину с изображением пейзажа.

  • Какие цвета преобладают больше?
  • Где Японский и русский пейзаж?
  • В чем различие? И чем их сходство.
  • Какие деревья символизируют Грецию, Россию, Японию.

Сегодня мы с вами постараемся вспомнить пейзаж.

Работу будем выполнять по-сырому.

Изложение нового материала:

Широкой кистью выполним работу.Подберем нежных оттенки- голубые, сиреневые,розовые, зеленые. Даем немного подсохнуть фону и светлыми тонами пропишем силуэтом дальних гор, деревьев, моря и т.д. Более яркими изображаем передний план-это может быть ветка с цветами, сливы, вишни, птица, бабочка и т.д. В Японии сложилось искусство видеть,рассматривать и любоваться.

В школе есть предмет -искусство любования.

Там учат:

Всматриваться в привычное-
И видеть неожиданное;
Всмотреться в простое- 
И увидеть сложное
Всмотреться в некрасивое-
И увидеть красивое;
Всмотреться в малое-
И увидеть большое.

Для любого народа, пожалуй, самым важным является жилище, дом, постройки. Вы знаете и о том, что люди не могут жить вне коллектива, а значит, им нужны такие пострйки,где они могли бы собираться вмести. Такие сооружения издавна являлись храмы.

В Японии храм называется пагода, похоже на изящную легкую башню

Свою собственную кровлю имеет каждый этаж. И у этих крыш есть особенность поднятые кверху концы. Как будто они улыбаются или юбочками кружатся на ветру. К концам кровли иногда привешивают колокольчики, ими играет ветер, и они звенят. Сильные ветры и землетрясения бывают в гористой Японии часто,что при строительстве всегда приходилось учитывать. Японские домики не имеют стен в нашем понимании. Помните, как складывают из брёвен стены избы? А в Японии строят только рёбрышки стен- лёгкие сквозные конструкции, а между ними делают передвижные ширмы. Когда внутри горит свет, такой домик похож на фонарик.

Внутри домика тоже всё просто, почти нет мебели, зато есть ощущение простора. Отодвинув стенку-ширму, легко впустить ветки сада. Иногда большие ветви клёна или сосны, изображённые на ширмах- гармошках, украшают комнаты богатых домов.

Практическая работа: Выполняем пагоду из цветной бумаги по трафарету. После выполнения задания каждый ребёнок приклеивают свой дом на коллективную работу. Работы получаются очень красочные и красивые.

Итог урока:Вспоминаем, что такое пагода, кимоно. И располагаем пагоду на картине.

Материал для урока:

  • Гуашь,
  • Кисть,
  • Цветная бумага,
  • Ножницы,
  • Клей,
  • Ватман.