Цель и задачи
- Создать и познать творческое содружество.
- Чувство наслаждения от самостоятельной работы.
- Формирование у учащихся целостных представлений о культуре разных народов.
- Познакомить с пейзажем, архитектурой и одеждой Японии.
- Вспомнить с ребятами, какие тёплые цвета они знают. Что такое работа по сырому?
Распределение бюджета времени урока (в мин.)
- Проверка присутствующих 1-2
- Опрос учащихся. 5
- Изложение нового материала. 15
- Закрепление урока. 20
- Задание на дом. 3
Ход урока
На наших уроках мы говорили об искустве Татарского народа, Грузии, Казахстана, Украины, Греции о красоте природы. Сегодня мы с вами мысленно отправимся в далекую Японию- страну восхождения солнца. Попытаемся сравнить ее природу, ее культуру с природой нашего народа. Каждый народ создает свой художественный мир свое искусство. Искусство выражает душу народа, его особое лицо, его образ.
Посмотрим на картину с изображением пейзажа.
- Какие цвета преобладают больше?
- Где Японский и русский пейзаж?
- В чем различие? И чем их сходство.
- Какие деревья символизируют Грецию, Россию, Японию.
Сегодня мы с вами постараемся вспомнить пейзаж.
Работу будем выполнять по-сырому.
Изложение нового материала:
Широкой кистью выполним работу.Подберем нежных оттенки- голубые, сиреневые,розовые, зеленые. Даем немного подсохнуть фону и светлыми тонами пропишем силуэтом дальних гор, деревьев, моря и т.д. Более яркими изображаем передний план-это может быть ветка с цветами, сливы, вишни, птица, бабочка и т.д. В Японии сложилось искусство видеть,рассматривать и любоваться.
В школе есть предмет -искусство любования.
Там учат:
Всматриваться в привычное-
И видеть неожиданное;
Всмотреться в простое-
И увидеть сложное
Всмотреться в некрасивое-
И увидеть красивое;
Всмотреться в малое-
И увидеть большое.
Для любого народа, пожалуй, самым важным является жилище, дом, постройки. Вы знаете и о том, что люди не могут жить вне коллектива, а значит, им нужны такие пострйки,где они могли бы собираться вмести. Такие сооружения издавна являлись храмы.
В Японии храм называется пагода, похоже на изящную легкую башню
Свою собственную кровлю имеет каждый этаж. И у этих крыш есть особенность поднятые кверху концы. Как будто они улыбаются или юбочками кружатся на ветру. К концам кровли иногда привешивают колокольчики, ими играет ветер, и они звенят. Сильные ветры и землетрясения бывают в гористой Японии часто,что при строительстве всегда приходилось учитывать. Японские домики не имеют стен в нашем понимании. Помните, как складывают из брёвен стены избы? А в Японии строят только рёбрышки стен- лёгкие сквозные конструкции, а между ними делают передвижные ширмы. Когда внутри горит свет, такой домик похож на фонарик.
Внутри домика тоже всё просто, почти нет мебели, зато есть ощущение простора. Отодвинув стенку-ширму, легко впустить ветки сада. Иногда большие ветви клёна или сосны, изображённые на ширмах- гармошках, украшают комнаты богатых домов.
Практическая работа: Выполняем пагоду из цветной бумаги по трафарету. После выполнения задания каждый ребёнок приклеивают свой дом на коллективную работу. Работы получаются очень красочные и красивые.
Итог урока:Вспоминаем, что такое пагода, кимоно. И располагаем пагоду на картине.
Материал для урока:
- Гуашь,
- Кисть,
- Цветная бумага,
- Ножницы,
- Клей,
- Ватман.