Тема: Замечательные собаки по рассказу Ю.Коринца «Чанг и Ханг»
Цели урока:
- Познакомиться с отрывком из книги «Там вдали, за рекой» «Ханг и Чанг»
- Прививать любовь к животным, бережное отношение к своим питомцам.
- Развивать устную речь детей, память.
- Уточнить литературные термины.
Оборудование: Учебник по чтению, тетрадь. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Пятиминутное чтение художественной литературы.
3. Повторение изученного материала.
-Давайте вспомним, как называется наш учебник чтения? Почему?
(Счастливое детство – можно читать любые книги, читаем произведения о детях и про детей)
-О ком произведения в разделе, который мы сейчас изучаем?
(«Животные в нашем доме», о домашних животных)
-Любого животного, который живет дома, можно назвать домашним?
(Нет, не все животные могут жить дома)
Слайд 2.
4. Проверка домашнего задания.
-На примере какого произведения, мы можем показать, что не любое животное может жить дома?
(Д.Н.Мамин - Сибиряк «Медведко»)
-К какому жанру литературы относится это произведение? Докажите?
Слайд 3.
Давайте вспомним произведения о животных, которые будут относиться к разным жанрам.
-А теперь докажите, что не любое животное может жить дома.
(Пересказ рассказа с объяснением и ответом на вопрос).
5. Сообщение темы урока.
–Как называют исполнителя песен?
(Артист, певец).
-Слышали ли вы об артистах по имени Ханг, Чанг?
-Кто бы это мог быть?
(Предположения детей)
-Вот сегодня с ними мы и познакомимся.
-Откройте учебник на стр.96.
6. Работа с произведением.
а) До чтения.
-Как бы нам узнать, о чем произведение? Какие действия вы будете выполнять?
Слайд 4.
-Давайте рассмотрим иллюстрацию, прочитаем заглавие.
-Кто это Ханг и Чанг? Кто хозяин собак? Как он относится к животным?
(Собаки, пап и мальчик, любит, наслаждается пением)
-Кто рассказал историю про этих собак?
Юрий Коринец
- В какой книге можно найти этот отрывок?
(«Там вдали, за рекой»)
-Ну, что ж, мы предположили, а теперь проверим правильность своих догадок.
б) Чтение 1 части произведения про себя.
- Подтвердились ли ваши предположения?
Давайте еще раз внимательно проверим.
Чтение 1 части вслух по абзацам с комментариями.
После 1 абзаца.
-Кто рассказчик?
(Мальчик, племянник главного героя)
-Что мы узнаем про дядю?
(любит собак и держит их несколько)
-Согласны ли вы с высказыванием, что у каждой собаки свой характер? Кто может определить характер собаки?
(Чуткий и внимательный хозяин)
После 2 абзаца.
-Возможно ли такое, что собаки воспитывают людей?
-Что узнали о племяннике?
(Племянника воспитывали собаки)
-Чему они могли научить мальчика?
После 3 абзаца.
-Как вы думаете, как они этому учили мальчика?
-Какова же главная мысль 1 части?
Найдите цитату из текста, которая дала бы название 1 части. Что за китайское слово я произнесла? Расскажите всем, что такое цитата.
(отрывок, фраза или предложение из текста)
-Я предлагаю составить цитатный план. А какие виды планов вы еще знаете?
(Простой, из вопросов)
Цитатный план рассказа
«Ханг и Чанг были прекрасными воспитателями».
г) Чтение 2 части рассказа вслух.
Вопросы по ходу чтения.
-О чем будет рассказ мальчика?
(Как собаки воспитывали друг друга)
- Что узнали про Ханга?
(Не любил купаться, прятался).
-Кто его находил и заставлял лезть в ванну?
(Ханг).
-Нравилась ли собакам баня?
- Переведите «кувырколлегия» - совместное кувыркание.
-Нравится ли вам это слово?
(веселое и точное).
-Кого вам напомнили Ханг и Чанг?
(Маленьких детей).
-Подчеркните глаголы. Передающие действия собак. Правда, похоже на детей?
-О чем же 2 часть?
-Давайте поищем цитату.
2. «Дядя называл это «собачьей кувырколлегией»
г) Чтение 3 части с заданием про себя.
Задание: подчеркните карандашом в тексте, что автор пишет о собаке той или другой.
Ученики после чтения зачитывают подчеркнутые фразы и предложения.
Слайд 5. Определите, какую кличку куда надо вписать.
-Кто вам нравится больше?
-А как вы думаете, а дядя кого любил больше?
(Он любил всех собак одинаково).
Найдите в тексте подходящую цитату для названия 3 части.
3. «Ханг был озорником, зато он был веселым… Чанг был ленив, зато он был спокойным и уравновешенным».
7. Выборочный пересказ.
-Перечитайте еще раз 3 часть и расскажите нам, с опорой на текст о характерах собак.
8. Итог урока.
-Что интересного мы узнали сегодня о собаках?
(Что они могут воспитывать друг друга и людей)
- Найдите в 1 части, подтверждение какой мысли описывается в произведении.
9. Домашнее задание.
Стр. 96-100 – читать, план доделать, задать 3 вопроса по содержанию текста в тетрадь и дать на них ответы.
10. Рефлексия урока.
-Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Нарисуйте рожицу напротив плана в тетради, которая будет отражать ваше настроение.
-Спасибо всем за работу!
Литература
- Бунеева Р.Н., Бунеева Е.В. «В одном счастливом детстве. Учебник для чтения в 3 классе»
- Е.В.Бунеева, О.В.Смирнова, М.А.Яковлева Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве». 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2001