Тема: Человек-строитель.
Тип: комбинированный.
Цели:
- Познакомить учащихся со строительными профессиями, с разнообразием жилищ, построенных разными народами.
- Развивать умения анализировать и сравнивать.
- Воспитывать уважительное отношение к профессии строителя, чувство гордости за талант и мастерство народов России.
Оборудование: учебник О.Т. Поглазовой «Окружающий мир», учебник для 2 класса в 2-х частях, картины с изображением современного и старинного городов, карточки с названиями современных строительных материалов и строительных профессий.
Ход урока
1. Орг. момент.
– Здравствуйте, уважаемые ребята. Проверьте, готовы ли вы сегодня вместе со мной отправиться в исследование.
2. Повторение ранее изученного
– На прошлых уроках мы говорили с вами о нашем государстве, его символах, праздниках, знакомились с городами России. Давайте вспомним:
- Как называется наше государство?
- Что означает слово «федерация»?
- Какой город является столицей нашего государства?
- Какие ещё города России вы знаете?
- Какой город считается столицей нашего Донского края?
- Какие ещё города Ростовской области вы знаете?
- В каком городе живём мы с вами?
- Почему он так называется?
- Какие строения в нашем городе вам нравятся? Что вы знаете о них?
3. Работа над новым материалом
а) Подготовительный этап
– Сегодня на уроке мы поговорим о том, какие жилища бывают, как они строятся. Ведь тема нашего урока «Человек-строитель».
– Во все времена строительство жилищ было очень важным для человека делом. Как вы думаете, почему?
– В каких домах жили наши предки? Из чего и как они их строили?
<Рисунки 1, 2, 3, 4, 5> (см. Приложение 1)
– Древние люди сначала учились строить свои жилища у животных, но постепенно изобретали новые способы строительства, какие ещё не знала природа.
(Далее уч-ся работают на карточках).
– Соедините линией, какие жилища у животных подсмотрел человек.
Землянка Пещера Шалаш |
гнездо нора логово |
б) Чтение статьи учебника и ответы на вопросы:
– Из чего человек мог строить свои жилища?
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике и на доске. Их чего сделаны эти сооружения? Древние умельцы Руси возводили деревянные строения, пользуясь лишь топорами, без единого гвоздя, а стоят они уже несколько сотен лет. О чём это говорит?
<Рисунки 6–15> (см. Приложение 2)
– Какими строительными материалами пользуются современные строители? (По мере ответов детей на доску вывешивается карточки с названиями современных строительных материалов: Дерево, камень, бетон, стекло, металл, пластмасса, кирпич, мрамор, цемент).
в) Микроисследование
– А теперь мы проведём исследование: сравним современный и старинный город по плану. (Рассматриваются картины с изображением современного и старинного городов)
План:
|
г) Знакомство со строительными профессиями
– Строительство дома – сложный и ответственный процесс. Давайте вспомним, как называются профессии людей, принимающих участие в строительстве. (По мере ответов детей на доску вывешивается карточки с названиями профессий).
– Как вы думаете, кто первый из них приступает к работе? Правильно, архитектор. Чем занимается архитектор?
– Какую работу выполняют каменщик, кровельщик, плотник, маляр, штукатур?
– Чем занимаются плиточник, сантехник, электрик, сварщик, газовщик?
– Какая из перечисленных профессий самая главная? Верно, важна каждая из них.
4. Итоговое обобщение
– Несмотря на то, что труд строителя очень сложен, люди сумели создать великолепные строения. Зданиями мы не только пользуемся, они ещё украшают города.
<Рисунки 16–19> (см. Приложение 3)
– Какой дом в нашем городе был построен первым?
– Когда было построено здание нашей школы? (Демонстрируются фотографии школы и других старейших зданий г. Зернограда)
5. Домашнее задание:
– Чтение ст. учебника.
По выбору:
- нарисовать свой дом
- нарисовать проект дома будущего