Урок окружающего мира во 2-м классе "Человек – строитель"

Разделы: Начальная школа


Тема: Человек-строитель.

Тип: комбинированный.

Цели:

  • Познакомить учащихся со строительными профессиями, с разнообразием жилищ, построенных разными народами.
  • Развивать умения анализировать и сравнивать.
  • Воспитывать уважительное отношение к профессии строителя, чувство гордости за талант и мастерство народов России.

Оборудование: учебник О.Т. Поглазовой «Окружающий мир», учебник для 2 класса в 2-х частях, картины с изображением современного и старинного городов, карточки с названиями современных строительных материалов и строительных профессий.

Ход урока

1. Орг. момент.

– Здравствуйте, уважаемые ребята.  Проверьте, готовы ли вы сегодня вместе со мной отправиться в исследование.

2. Повторение ранее изученного

– На прошлых уроках мы говорили с вами о нашем государстве, его символах, праздниках, знакомились с городами России. Давайте вспомним:

  1. Как называется наше государство?
  2. Что означает слово «федерация»?
  3. Какой город является столицей нашего государства?
  4. Какие ещё города России вы знаете?
  5. Какой город считается столицей нашего Донского края?
  6. Какие ещё города Ростовской области вы знаете?
  7. В каком городе живём мы с вами?
  8. Почему он так называется?
  9. Какие строения в нашем городе вам нравятся? Что вы знаете о них?

3. Работа над новым материалом

а) Подготовительный этап

– Сегодня на уроке мы поговорим о том, какие жилища бывают, как они строятся. Ведь тема нашего урока «Человек-строитель».

– Во все времена строительство жилищ было очень важным для человека делом. Как вы думаете, почему?

– В каких домах жили наши предки? Из чего и как они их строили?

<Рисунки 1, 2, 3, 4, 5> (см. Приложение 1)

– Древние люди сначала учились строить свои жилища у животных, но постепенно изобретали новые способы строительства, какие ещё не знала природа.

(Далее уч-ся работают на карточках).

– Соедините линией, какие жилища у животных подсмотрел человек.

Землянка

Пещера

Шалаш

гнездо

нора

логово

б) Чтение статьи учебника и ответы на вопросы:

– Из чего человек мог строить свои жилища?

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике и на доске. Их чего сделаны эти сооружения? Древние умельцы Руси возводили деревянные строения, пользуясь лишь топорами, без единого гвоздя, а стоят они уже несколько сотен лет. О чём это говорит?

<Рисунки 6–15> (см. Приложение 2)

– Какими строительными материалами пользуются современные строители? (По мере ответов детей на доску вывешивается карточки с названиями современных строительных материалов: Дерево, камень, бетон, стекло, металл, пластмасса, кирпич, мрамор, цемент).

в) Микроисследование

– А теперь мы проведём исследование: сравним современный и старинный город по плану. (Рассматриваются картины с изображением современного и старинного городов)

План:

  1. Какие дома мы видим на картинах?
  2. Что можно сказать об улицах?
  3. Что мы видим на улицах городов?
  4. Как освещаются и обогреваются современные дома?
  5. Чем могли освещаться и обогреваться старинные дома?
  6. Какие опасности могут подстерегать нас на улицах современного города, а какие на улицах старинного?

г) Знакомство со строительными профессиями

– Строительство дома – сложный и ответственный процесс. Давайте вспомним, как называются профессии людей, принимающих участие в строительстве. (По мере ответов детей на доску вывешивается карточки с названиями профессий).

– Как вы думаете, кто первый из них приступает к работе? Правильно, архитектор. Чем занимается архитектор?

– Какую работу выполняют каменщик, кровельщик, плотник, маляр, штукатур?

– Чем занимаются плиточник, сантехник, электрик, сварщик, газовщик?

– Какая из перечисленных профессий самая главная? Верно, важна каждая из них.

4. Итоговое обобщение

– Несмотря на то, что труд строителя очень сложен, люди сумели создать великолепные строения. Зданиями мы не только пользуемся, они ещё украшают города.

<Рисунки 16–19> (см. Приложение 3)

– Какой дом в нашем городе был построен первым?

– Когда было построено здание нашей школы? (Демонстрируются фотографии школы и других старейших зданий г. Зернограда)

5. Домашнее задание:

– Чтение ст. учебника.

По выбору:

  • нарисовать свой дом
  • нарисовать проект дома будущего