У нас в гостях Япония

Разделы: География


Структура урока:

  1. Организационый момент.
  2. Вступление.
  3. Географическое положение Японии.
  4. История возникновения страны.
  5. Семья, школа, коллектив.
  6. Национальные особенности японского народа: самураи,  кимоно, гейша, чайная церемония.
  7. Блиц-турнир.
  8. Заключение.

Цели урока:

  • Познакомиься с национальными, религиозными и культурно-историческими особенностями японского народа.
  • Выяснить причины и условия экономического роста Японии.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступление.

 Антонина Николаевна, нас собрала в условный час.
Мы подумали немного и собрались в путь-дорогу.
Здесь не школа, здесь не класс, здесь Япония у нас.
Каждый из гостей сидящих – тут на японском островке
Знает, нет здесь русских настоящих, мы в далеком уголке.

Мы японцы хоть куда, рассказать нам ерунда
Про религию, про быт, и про спорт и про «прикид»
Мы стрелою вас промчим по японским городам
Очень рады мы гостям – приезжайте в гости к нам.

Удивительный сосед у Росси на востоке – Япония, страна Восходящего Солнца.

На рубеже 70-80 годов главная цель послевоенной экономической политики Японии – догнать  передовые страны Запада по уровню экономического и научно-технического прогресса, была достигнута.

Как это произошло, мы узнаем из увлекательного путешествия по старой и новой Японии. А помогать мне будут сегодня – экскурсоводы, которые любезно согласились поведать нам об этой стране.

3. Географическое положение Японии.

Экскурсовод рассказывает о положении Японии. Визитная карточка Японии.

Обратить внимание на то, что дома  на к/к надо нанести острова, подписать их.

4. Путешествуем дальше….. Историческое прошлое.

Чтобы говорить о современной Японии, надо знать ее историю. Нам в этом вопросе  поможет экскурсовод-историк. Дадим ему слово. После рассказа задаю вопрос.

Какие негативные и положительные моменты истории предшествовали экономическому росту Японии?

Делаем вывод: Япония, как и другие страны, Япония  прошла длительную историю становления, как государство и добилась высокого уровня развития за короткий срок.

Мы говорили об официальной Японии. А теперь мы познакомимся с неофициальной Японией  и узнаем о жизни простых японцев.

5. Семья – школа – коллектив.

В центре японского общества всегда был не отдельный человек, а сплоченный коллектив.

«Чужих меж нами нет   
Мы все друг другу братья»                                                                                                                                                                            
Мы все друг другу братья
Под вишнями в саду» – так писал поэт Кабаяси Исса.

Семья, школа, компания  – 3  основных звена в жизни каждого японца.

А изучали особенности японского народа экскурсоводы – демографы и этнографы.

Предоставим им слово.

Делаем вывод: национальные особенности характера японского народа явились основой успеха всей Японии.

Бережно и с любовью японцы относятся к своему прошлому, национальным корням, полагаются на творческую силу духовных традиций своей страны. Это чувство естественно впитывается в другое, более общее – патриотизм японцев.

 6. Национальные особенности японского народа.

Самураи. Звучит музыка. Внимание на экран. Перед вами фото самураев – японских рыцарей, самых  колоритных  персонажей всемирной истории. Влияние военного сословия, его образа мыслей, религиозных убеждений, культуры привычек было велико тогда и ощутимо в современной Японии.

Откроем листочки оранжевого цвета и прочитаем вслух о самураях  в порядке возрастания ( от 1 до 10), чтобы подробно узнать о них. С самураями связаны такие понятия, как «Камикадзе» и «Ниндзя».

  1. Слово «самурай происходит от древнеяпонского глагола  «самурау», что означает служить человеку высшего сословия.
  2. Происхождением своим они обязаны семейным военным отрядам, которые в раннюю эпоху японской империи сражались с племенами.
  3. Самураями становились в основном мужчины из зажиточных крестьянских семей.
  4. Потепенно самураи становились вооруженными слугами своего феодала, получая от него жилье и пищу.
  5. Семь столетий в Японии утверждался режим, при котором политическая власть сосредоточилась в руках военной аристократии.
  6. В1192 году князь создал первое самурайское государство, отобрав власть у императорского правительства.
  7. Японские рыцари.
  8. В 10-12 веках одному из самурайских князей впервые удалось захватить власть в стране.
  9. Но самым страшным видом оружия у самураев был лук и копье.
  10. Шли годы, наступил 19-20 века. Свершалась  революция и настал новый этап в жизни японского народа. Японцы смогли за короткий срок вырастить армию собственных  специалистов и эти специалисты были выпускниками самурайских школ. Они стали опорой и движущей силой нового японского общества.

Кимоно – японская национальная одежда женщин. Японская  женщина ассоциируется с кимоно, как японский пейзаж с горой Фудзи.

Откроем листочки розового цвета и прочитаем вслух в порядке возрастания (от 1 до 5)

  1. Японские женщины ассоциируются с кимоно.
  2. Кимоно – вещь, которую одевают.
  3. Сейчас кимоно исключено из повседневного обихода, но японки до сих пор с любовью и трепетом относятся к этому наряду.
  4. Японские женщины кимоно не шьют, а конструируют из кусков ткани, вырезая их в виде прямоугольных фигур.
  5. Покрой кимоно сложился в 14 веков назад.

Вывод: японские женщины сохранили верность традиционной одежде – одевают его обязательно на Новый год, на свадьбу,  когда получают приглашение на свадьбу и похороны.

Гейша. Есть ли в японском языке слово, которое было бы известно за пределами страны так хорошо, как кимоно? Есть – это гейша. У многих людей слово гейша ассоциируется как плохая женщина. Но это не так!

Откроем листочки желтого цвета и прочитаем вслух в порядке возрастания.

  1. Гейша – это слово известно за пределами страны так хорошо, как кимоно.
  2. Гейша – человек искусства, традиционная японская артистка, развлекающих своих клиентов( гостей) танцами, пением, ведением чайной церемонии, беседой.
  3. Девушек, искусству гейш, обучают в специальных заведениях с 6-7 лет.
  4. В парике и гриме гейша воспринимается как живая кукла, чем, как живой человек.
  5. Японцы делят женщин на 3 категории: а) для домашнего очага; для продолжения рода – жена; б) для души – гейша с ее образованностью; в) для плоти – ойран – японская куртизанка.
  6. Многие японцы шутят, что пригласить гейшу также глупо, как заказать шампанское в баре.
  7. Вечер, проведенный с гейшей – это памятное событие.
  8. Гейши – самые образованные женщины Японии.
  9. Родителям будущих гейш хозяева платят деньги.
  10. Иногда гейши поют вместе гостями, иногда играют в застольные игры, позволяя себе выпить пива или саке, много шутят. И на этом контакт какой-либо заканчивается.

Вывод: теперь у вас сложилось правильное представление об этих женщинах.

Чайная церемония. У японского народа много традиций. Одна из них – чайная церемония.

А рассказать об этой увлекательной и интересной церемонии согласились знатоки этого дела.

7. Блиц-турнир.

Подходим к заключительному этапу урока – блиц-турниру.

  1. Почему Японию называют страной-архипелагом?
  2. Самый северный остров в составе Японских островов.
  3. Столица Японии.
  4. Второе название страны.
  5. 99% населения составляют …
  6. Религия, пришедшая из Китая и Кореи.
  7. Национальная религия.
  8. Японские рыцари.
  9. Национальная одежда женщин.
  10. Воин-одиночка.
  11. Самая высокая вершина стран
  12. Искуссница развлекать мужчин.
  13. Поделки из бумаги.
  14. Создание букетов.
  15. Выращивание карликовых деревьев.
  16. Японская вишня.

8. Заключение.

Мы закончили с вами увлекательное путешествие по Японии. Выступления экскурсоводов пробудили у вас  интерес к Японии, к образу жизни народа Японии, складу их ума, вызвали симпатию у вас.

Природа поселила нас бок о бок. А кому неизвестна истина, что у соседа могут быть: а) свои взгляды; б) свои склонности; в) свои привычки и чтобы ужиться с ними, надо узнать их характер. Поэтому мы сегодня постарались ближе познакомиться с народом, который связывает собственные душевные качества с образом цветущей вишни!