Интегрированный урок по физике, химии, литературе на тему "Атомная энергетика: за и против"

Разделы: Физика, Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цель урока: формирование знаний о значении развития атомной энергетики в современном мире.

Задачи урока.

1. Создать условия для формирования и развития социальной компетенции (способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решения и участвовать в их реализации) и коммуникативной компетенции (умение высказывать свою точку зрения, принимать альтернативную информацию по данной проблеме).

2. Развивать познавательный интерес школьников к актуальным проблемам современности и повышению мотивации к самостоятельному поиску знаний.

3. Содействовать формированию основных мировоззренческих идей, их причинно-следственных связей.

Оборудование урока: презентация урока, интерактивная доска, реактивы для проведения опыта “Прыгающая банка” (соляная кислота, цинк), цветные магниты. (Слайд 1, 2)

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы должны закрепить понятия, связанные с радиоактивностью, оценить положительные и отрицательные стороны современного использования ядерной энергетики. Эта тема актуальна на фоне событий в Японии и страшной трагедии, которая произошла 25 лет назад в Чернобыле.

Впервые на уран, как на новый источник энергии, обратил внимание академик Вернадский В.И. в 1914 году. Он писал: “Источник огромной энергии в миллион раз превышает все источники сил, какие рисовались человеческому воображению. Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение”. (Слайд 3)

Сегодня мы сделаем попытку ответить на вопрос: “Ядерная энергетика – это спаситель от энергетического “голода” или разрушитель, повинный в гибели всего живого?”

2. Как начиналась атомная энергетика?

2.1. Обучающийся: “Примерно с середины 19 века стали появляться экспериментальные факты, которые ставили под сомнение представления о неделимости атома. Результаты этих экспериментов навели ученых на мысль, что атомы имеют сложную структуру. В 1896 году французским физиком Анри Беккерелем было открыто явление радиоактивности. Он обнаружил, что химический элемент уран самопроизвольно излучает ранее неизвестные невидимые лучи, которые были названы радиоактивным излучением. Поскольку радиоактивное излучение обладало необычными свойствами, многие ученые занялись его исследованием. Оказалось, что не только уран самопроизвольно испускает радиоактивные лучи, но и некоторые другие химические элементы. Эту способность атомов химических элементов к самопроизвольному излучению стали называть радиоактивностью. (Слайд 4)

2.2. Учитель: Какой ценой это досталось?

Обучающаяся: Беккерелю предстояло выступить на конференции с докладом о свойствах радиоактивных веществ. Желая продемонстрировать излучения радия на флуоресцирующем экране из сульфида цинка, он на время взял в лаборатории пробирку с несколькими кристаллами хлорида бария, содержащего примесь соли радия, и целый день носил эту пробирку в кармане жилета. Демонстрация излучения прошла успешно, хотя Беккерель то и дело поворачивался к экрану спиной, и радиевые лучи должны были проникать к сульфиду цинка сквозь его тело. Через 10 дней на коже Беккереля напротив жилетного кармана появилось красное пятно, а потом долго не заживающая язва.

Пьер Кюри тоже успел убедиться в коварстве радия. Не подозревая о серьезной опасности, которой подвергается, он прикладывал ампулу с солью нового элемента к руке и впоследствии получил сильный ожог с омертвением тканей.

Видные ученые Мари Склодовская-Кюри, Маргерит Пере и многие другие страдали лучевой болезнью, которая стала профессиональным недугом всех радиохимиков.

Однако систематическое изучение биологического действия радиации началось намного позже – после взрывов атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки и многочисленных испытаний ядерного оружия.

2.3. Устройство атомного реактора. Теорию радиоактивного распада разработали Фредерик Содди и Эрнест Резерфорд.

При распаде урана, в результате цепной реакции, выделяется колоссальная энергия. Она происходит самопроизвольно, т.е. она неуправляема. При этом энергия, которая выделяется при распаде 1 г урана, эквивалентна энергии, выделяющейся при сгорании 2,5 т нефти. (Слайд 5)

2.4. Учитель: Как приручили атомную энергию? Как действует атомный реактор?

Первый атомный реактор был создан в 1942 г. Анри Ферми. (По схеме обучающийся рассказывает о принципе действия атомного реактора). (Слайд 6, 7)

3. Развитие атомной энергетики.

3.1. Учитель: Новый источник энергии положил начало развитию атомной энергетики. Сколько атомных станций эксплуатируется в России?

Обучающаяся: Началом мирного использования ядерной энергетики принято считать 26 июля 1954 года, когда в Обнинске под Москвой заработала первая в мире атомная электростанция (АЭС). Мощность ее была 5 МВт. Пуск первой АЭС породил надежду на экологически чистую энергетику с практически неограниченными ресурсными возможностями.

Академик И.В.Курчатов сказал: “Атомная энергия – мощный источник энергии, несущий благосостояние и радость всем людям на земле”.

В настоящее время в 24 странах мира работают 424 энергоблока. В целом в мире на долю АЭС приходится до 18% вырабатываемой электроэнергии.

В России работает 9 АЭС с 29 энергоблоками установленной мощности 21242 МВт.

Интенсивное развитие атомной энергетики объясняется несколькими причинами.

Во-первых, ядерное топливо замещает невозобновляемые органические ресурсы (уголь, газ, нефть), запасы которых все еще значительны, но ограничены достаточно обозримым будущим. В период с 1973–1989 гг. атомная энергетика предотвратила сжигание более 15 млрд. баррелей нефти.

Во–вторых, возможность расположения АЭС вблизи потребителей, что существенно снижает стоимость энергии. (Слайд 8, 9, 10).

3.2. Учитель: Составим схему используемых источников энергии.

3.3. Учитель: Беседа о преимуществах АЭС перед другими источниками энергии при нормальном режиме работы. (Слайд 11, 12)

АЭС

Преимущества: Проблемы:
- экономичность - аварии
- отсутствие загрязнения окружающей среды - радиация
- сохранение плодородных земель, - ядерные отходы
- экономия топлива - ядерное оружие

3.4 Обучающаяся: “Последствия облучения разнообразны и опасны. Наиболее сильное поражение радиацией вызывает лучевую болезнь, которая может привести к гибели человека. Это заболевание проявляется очень быстро – от нескольких минут до нескольких суток. Под действием радиации наступают изменения в составе крови: снижении количества лейкоцитов и тромбоцитов. В этом случае для лечения необходима тяжелая операция – пересадка костного мозга. Последствия радиационного поражения могут проявиться через много лет после облучения. Несомненный вред радиации сегодня известен всем. Поэтому при проектировании, строительстве и эксплуатации атомных электростанций полагается уделять максимум внимания безопасности. Предусматриваются различные меры, направленные на то, чтобы радиоактивный “джин” не вырвался на волю и не натворил беды”. (Слайд 13, 14, 15)

3.5. Обучающийся рассказывает о радиоактивных отходах. (Слайд 16)

3.6. Обучающаяся: В 1957 году при ООН была создана Международная организация по контролю за мирным использованием ядерной энергетики и нераспространением ядерного оружия (МАГАТЭ). В ее функции входит:

- разработка стандартов безопасности (выбор места размещения АЭС, их проектирование, эксплуатация);

- консультирование стран по проблеме создания программ оказания помощи в случае аварии;

- оказание содействия развивающимся странам в вопросах безопасности. (Слайд 17)

3.7. Учитель: Выскажите свою точку зрения на перспективу развития атомной энергии.

Обучающаяся: Я считаю, что совсем отказываться от атомной энергии нельзя. Ядерные взрывы широко используются в народном хозяйстве в мирных целях. Например, до 1988 года было проведено 115 мирных взрывов, из них:

25 – для интенсификации нефтяных и газовых месторождений,

22 - для подземных емкостей для хранения газов,

5 - для гашения аварийных газовых фонтанов,

3 - для создания искусственных водохранилищ.

К 2012 году планируется создать проект использования ядерных двигателей для ракетных кораблей, которые будут совершать дальние космические полеты.

4. Боль земли – Чернобыль.

Учитель литературы: И все же целесообразность строительства и эксплуатации АЭС часто ставят под сомнение. Так, Германия, Франция отказываются от дальнейшего развития атомной энергетики. Почему?

Ученица: Вся беда в том, что в случае аварии радиоактивное топливо попадает в окружающую среду, вызывая смертельно опасную для человека лучевую болезнь и заражая местность на триста лет. Например, в Чернобыле. (Слайд 18)

Учитель: Что вы знаете о Чернобыльской аварии на АЭС?

Обучающаяся: Страшная трагедия случилась на Украине, на четвертом энергоблоке атомной станции. 26 апреля 1986 года в 1 час 27 минут произошел взрыв…

Ударил чернобыльский колокол. Его услышали жители Украины, Белоруссии, России, люди всей планеты. Он звучит и сегодня.

Бьет колокол глухой,
Чуть слышный, дальний.
Я слушаю, я плачу и молчу.
Чернобыльцев глаза печальны.
Ребята, не прощайтесь, не хочу!

Обучающаяся: Тогда, 25 лет назад, первый удар приняли на себя пожарные города Припяти. Они тушили пожар, находясь в зоне самой сильной радиации – над реактором. А через две недели, в День Победы, многих из них уже не стало. Они умирали в московской клинике от острой лучевой болезни. Виктор Кибенок, Виктор Правик, их друзья чувствовали смерть, спокойно, без слез прощались друг с другом и тихо умирали. Я преклоняюсь перед их мужеством.

Обучающаяся:

Четвертый реактор –
Он дьявольски вздрогнул раскатом.
Замрите народы, прощайте семья и друзья…
Кто в пекло шагнул, -
Как на дот навалился на атом,
Чтоб вечно жила, чтобы вольно дышала Земля.
Кто в пекло шагнул, тот не думал о смерти и славе,
Он думал о жизни, о жизни и только о ней!
Поэтому вишни цветут окрыленно в державе,
И дети играют под солнечным пологом дней!

Обучающаяся: В Библии сказано о том, что наступят на Земле горькие времена, когда упадет на нее зловещая звезда по имени Полынь. В переводе с украинского языка Чернобыль - “черная полынь”. Страшное предречение сбылось.

Заросли огороды
Библейской полынью.
И погасли на реках костры…
Тихо перекликаются села:
“Болит голова и тошнит”.
Тихо в лесах и полях,
Тихо на плесе пустом…

Зараженный радиацией воздух, зараженная радиацией земля, вода, травы, цветы… Сохнет во рту, першит в горле, деревенеет язык, радиация прожигает все внутренности. Нигде не спастись от этого горя!

Обучающийся: Я читал, что жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы чернобыльский реактор был сооружен под землей. Специалисты считают, что были допущены инженерные ошибки при строительстве АЭС. Поэтому взрыв на Чернобыльской АЭС в 70 раз серьезнее, опаснее, чем взрыв атомной бомбы над Хиросимой.

Переселение людей в новые поселки, дезактивация местности, медицинская помощь населению в зоне аварии – все это требует огромных расходов. Я считаю, что атом для жизни опасен.

Учитель: На ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС люди приезжали отовсюду: из Москвы и Новосибирска, из Бийска и Костромы, из Владивостока и Анапы. В 1988 году из Таштагольского района горвоенкоматом было призвано в Чернобыль 42 добровольца, в их числе был наш земляк Гохбаум Владимир. (Слайд 19)

Обучающаяся Карпенко Даша взяла у него интервью.

Даша: Владимир Андреевич, когда Вы работали в Чернобыле?

Владимир: Осенью в1988 году я участвовал в ликвидации последствий аварии на атомной станции, 2,5 месяца работал шофером. Нашему отряду предстояло вывезти из 30-километровой зоны всю технику на утилизацию.

Даша: Сколько лет Вам тогда было?

Владимир: 30 лет.

Даша: Какое впечатление произвело на Вас увиденное в Чернобыле?

Владимир: Пустой город! Красивые здания, широкие улицы, зеленые скверы и - без людей. Тишина! Никто не разговаривает, не смеется, не слышно музыки, не видно детей, не ходят машины, трамваи, автобусы, хотя в окнах видны занавески, открыты двери в подъездах. Мертвый город!

Дарья: Проблемы со здоровьем были?

Владимир: Конечно. Не только я, все чувствовали слабость, головные боли, в горле першило, губы сохли и покрывались налетом с соленым привкусом. Поэтому торопились выполнить работу и уехать домой.

Трудно было, но никто не жаловался, не увиливал от работы, каждый чувствовал ответственность за порученное дело.

Учитель: История повторяется. Через 25 лет снова авария на атомной станции, теперь в Японии. (Слайд 20)

Обучающийся: 11 апреля в 2011 году в результате землетрясения на атомной станции в Фукусиме произошла авария.

Опыт “Прыгающая банка”.

В консервной банке из-под сгущенки сверху и снизу делают отверстия. Верхнее отверстие закрывают, а через нижнее наполняют банку водородом. Затем, открыв верхнее отверстие, подносят к нижнему горящую лучинку. Раздается оглушительный взрыв, а банка подпрыгивает.

Мощный взрыв прогремел на втором энергоблоке станции. Это взорвался водород. Он разрушил оборудование и привел к гибели все живое вокруг. Я считаю, что использование АЭС очень опасно.

5. Вывод по теме урока.

Учитель: Прочитайте текст, найдите ключевые слова и сделайте вывод по теме урока:

Жизнь беззащитна, и любовь нежна.
А разум землю облагает данью,
И точная ответственность должна
Сопутствовать великому познанью.

Обучающаяся: Ключевые слова: ответственность, великое познанье.

Я считаю так:

во-первых, чтобы атомом управлять, нужны знания;

во-вторых, чтобы атом служил на благо человеку, а не стал

“средством самоуничтожения”, как говорил Вернадский, необходимо, чтобы каждый работник АЭС чувствовал свою ответственность за жизнь на Земле. (Слайд 21)

6. Итоги урока.

Учитель: Каждый из вас должен сказать: атом – это добро или зло для человека? (Слайд 22)

- Голосование против развития атомной энергетики с помощью цветных магнитиков, в результате получится яркая композиция желтого цвета “Сохраним солнце!”

- Черными магнитиками голосуют за развитие атомной энергетики на фоне атомного взрыва.

5.1. Выставление оценок обучающимся за работу на уроке.

5.2. Заключение. Выразительное чтение наизусть.

Обучающийся: Я хочу посвятить свое стихотворение “В память о чернобыльской трагедии” нашему гостю Владимиру Андреевичу Гохбауму.

Я родился в чудесной таежной глубинке,
Где средь гор родники, пробиваясь, бегут,
И высокие кедры с пихтою в обнимку
Красоту Горношорской земли берегут.

Здесь красавец Мустаг, седовласый, суровый,
Облакам колыбельную песню поет,
И звенит в тишине воздух чистый, здоровый,
Словно шар золотой, солнце утром встает.

Я люблю край родной: реки горные, дали,
Первозданные дикие берега.
Хоть весь свет обойди, но найдешь ты едва ли
То, что Горная Шория нам сберегла.

Мне по нраву апрель с ярким солнечным светом,
С кандыком, что проснулся от зимнего сна,
С ручейками веселыми, с птичьим приветом,
Возвещающим, что наступила весна.

Мне – пятнадцать. Я не был свидетелем дней,
Когда взрыв содрогнул Украину.
И тревога застыла в глазах матерей
За судьбу их детей неповинных.

Невидимкою смерть расселилась вокруг,
От пожара земля почернела.
Стал пустынным и страшным Чернобыль вдруг,
Замерла жизнь и тишь зазвенела.

В тот зловещий апрель люди встали стеной
На защиту любимой земли.
Чтоб АЭС укротить рисковали собой,
Как герои в борьбе полегли.

Мой сосед в этот день ставит кружку на стол
И кладет сверху корочку хлеба.
Вспоминает друзей, с кем Чернобыль прошел,
Кто не видит апрельского неба.

Мы потомки должны свою землю беречь,
Чтоб спокойно росли наши дети.
Лишь тогда сможем гордо себе заявить:
Мы – хозяева на планете”.