Три кита экономики

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование  представления о трех основных факторах, как основы существования экономики.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями экономики: природные богатства, капитал, труд людей.
  • Способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи,  рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
  • Способствовать формированию культуры чтения и речи (формулировка выводов, проблемы и гипотез);
  • Стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
  • Повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
  • Способствовать формированию коммуникативных навыков.

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока: урок по ТРКМ.

Форма работы индивидуальная, работа в парах, группах

Приемы технологии развития критического мышления:  игра: «Верите ли вы, что…», чтение с пометками  «INSERT», «Кластер», «Чтение с остановками», «Корзина идей», «Синквейн».

ХОД УРОКА

1 часть. Вызов (5 мин.)

Ребята, с какой большой темой мы начали работать на прошлом  уроке?
– И начнем мы наш урок вот с такого задания.

Игра «Верите ли вы, что…»

Правила игры: у вас на столах таблица. Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в парах. Если вы согласны с утверждением, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «–». Если возникнут разногласия поставьте знак вопроса.

1 2 3 4 5 6 7 8
               
               
  • Экономика – это наука о том, как люди имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей…  (+)
  • Экономика – это возможность заработать деньги (–) искусство ведения хозяйства
  • Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность (–) сельское хоз-во
  • Торговля дает нам одежду, мебель, обувь (–) промышленность
  • Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство (+)
  • Главная задача экономики – удовлетворение разных потребностей людей (+)
  • Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны (+)
  • Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить  больше новых товаров (+)

– Положите листочек на середину парты.

Он больше всех зверей на свете.
Такой один он на планете,
(Его поменьше даже слон),
Пускать фонтаны любит он,
В воде он плавает и спит.
Кто скажет первым? Это бегемот? (–) (Кит)

– КИТ. Что вы представили?
– В далёком прошлом люди не знали, что Земля имеет форму шара. Многие тогда думали, что Земля плоская и покоится на трёх китах.
– Сейчас, конечно, никто так не думает. Но осталось образное выражение «три кита», которое означает основу, фундамент чего-то.
– Послушайте стихотворение. Если вы  будете внимательны, вы сумеете выполнить задание, которое я вам дам после прослушивания стихотворения.

Основа жизни – три кита –
Об этом помните всегда.
А в экономике основа
Три важных и полезных слова:
Природные богатства, капитал и труд.
Всю сущность этой темы увидеть можно тут.

2  часть.  Осмысление (20 мин.)

– Прочитайте слова, записанные на доске.

ЭКОНОМИКА
природные богатства
капитал
труд
воздух
вода
полезные ископаемые
почва
растения
животные
физический
умственный
здания
дороги
станки
оборудование
инструменты
человек

– Найдите слова, которые звучали в стихотворении?
– Это не просто слова, это основа чего? ЭКОНОМИКИ!
(Выставляю на доску карточки)
– Сформулируйте тему урока.
– Прочитайте, первой кит экономики – это... (Природные богатства)
– Выберите слова, которые вы бы подарили первому киту экономики.
– Кто желает?
– Согласны с ним?
(Помещаю в кластер)

Приём «INSERT»

– Работаем с учебником.
– Откройте  учебник.  Стр. 41. Возьмите в руки карандаш. Внимательно прочитайте  текст.  Если найдёте новую информацию о природных богатствах, то ставьте «+».
(Ученики читают глазками)
– Что нового вы для себя узнали?
– Совпали ли наши предположения с информацией учебника?
– Все ли природные богатства, о которых вы прочитали, отмечены у нас на доске?
– Зачитайте  «Как нужно использовать природные богатства?»
– Бережно. Это как?
Следующий кит  экономики – капитал.
– Как вы понимаете значение этого слова?
– Деньги, я с вами согласна.
– Но только ли деньги являются капиталом? Ответ на этот вопрос  найдите в тексте учебника. Страница 44.
– Нашли ответ на вопрос? Капитал – это только деньги? Что ещё является капиталом?
– Какие слова отнесём ко второй основе экономики? (Здания, дороги, станки, оборудование, инструменты)
– Откройте тетрадь с.25 №2.
– Прочитайте задание. Приготовьтесь к чтению по ролям.
– Кто участвует в споре? Читаем. Я читаю слова автора. Слова Димы читает _______________, а слова Олега – ___________________.
– Вы теперь грамотные помогите ребятам разрешить спор.
– Отметьте кто прав. Как вы считаете? (Дима. Капитал – это всё то, что создано руками людей для производства новых товаров и услуг).
– Закройте тетради.
– Мы прочитали, что люди, которые руководят предприятиями и фирмами, обычно стремятся увеличить капитал.

Работаем в группах

– Займите свои места. Правила работы в группе вы помните.

– Попробуйте представить себя в роли государственного чиновника, главы города.  Кто  является главой  нашего города? (Чёрная Раиса Леонидовна)
– Что бы вы сделали, будь вы на месте главы города, чтобы увеличить капитал нашего города? (Построить в городе фабрики, заводы, приобретать современное оборудование, приглашать молодых специалистов с высшим образованием)
– Чья группа готова? Вам слово.
(выступление представителей групп)
– Будем надеяться, что вы вырастите и сумеете претворить свои мечты в жизни.
У нас остались на доске слова умственный и физический.
– Что может быть одновременно и умственным и физическим?
– Труд!
– Подберите прилагательные к слову труд. Какой? (Эффективный, добросовестный, честный, качественный, недобросовестный)
– Говорят, работать спустя рукава. Это как?
– А каким ещё может быть труд, чтобы наша экономика была богаче, лучше, прочитайте в учебнике стр. 45.
– Зачитайте, что делает труд успешным?
– Какую тайну экономики мы раскрыли сегодня на уроке? Обратимся к кластеру.
– Можно ли сказать, что какой-то кит главнее? Нет, они все важны!
– Вернёмся к таблице. Оцените  достоверность утверждений, используя полученную на уроке информацию. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в парах.  Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «–».

  • Экономика – это наука о том, как люди имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей… (+)
  • Экономика – это возможность заработать деньги (–) искусство ведения хозяйства
  • Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность (–) сельское хоз-во
  • Торговля дает нам одежду, мебель, обувь (–) промышленность
  • Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство (+)
  • Главная задача экономики – удовлетворение разных потребностей людей (+)
  • Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны (+)
  • Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить  больше новых товаров (+)

– Совпали ли наши предположения?
– У кого изменились мнения?

3 часть.  Рефлексия. Творческое  размышление  (10  мин.)

– Откройте тетрадь с.24 №1.
– Выполните задание в тетради.
– Так что же такое экономика? Для чего она нужна?
– Кто догадался, какое слово у меня спряталось за этой карточкой? (человек)
– К какой основе экономики  вы можете поместить слово человек?
– Проверяем. Отстаивайте свою точку зрения.
– Согласны вы, ребята?
– А я своё мнение оформила так:

– Человек и экономика. Есть ли какая-нибудь связь между этими словами?

Ради человека и во имя человека существует экономика, потому что она призвана удовлетворять наши потребности, потребности людей!

Дома: У – стр. 46-47
Т – стр. 25 № 3, 4
* Можете выбрать любое ключевое слово, которое относится к теме «Экономика» и составить свой синквейн.

Работаем в группах

– Давайте  сочиним  стихотворение –  синквейн на тему «Экономика».

Экономика
Сильная, мощная, слабая, развитая, денежная
Изучает, удовлетворяет, производит, создаёт
Удовлетворяет разнообразные потребности людей
Улучшает жизнь людей
Правильно веди экономику
Богатство! Благополучие! Счастье!

– А теперь продолжите мою фразу:

– Урок интересный, потому что …
– Я могу похвалить себя …
– Знания, полученные на уроке, мне пригодятся …
– Мне было трудно, потому что …