Интегрированное занятие по лексической теме "Домашние животные". День рождения кота Матроскина

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи.

Образовательные:

  • закрепить знания детей по теме “домашние животные”;
  • закрепить навыки счёта предметов в пределах 10;
  • совершенствовать умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
  • активизировать предметный и глагольный словарь, словарь антонимов; закрепить навыки словообразования (притяжательные и сложные прилагательные);
  • упражнять в практическом употреблении простых и сложных предлогов в речи;
  • упражнять в чётком произнесении звуков и слов.

Коррекцонно-развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, логическое мышление;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, способность к согласованному взаимодействию;
  • воспитывать доброжелательность, любовь к животным.

Оборудование: маски кота Матроскина и Шарика, руль, магнитофон, кассета с голосами домашних животных и песней “Кабы не было зимы”, 2 магнитные доски, 2 плана-подсказки (1 разрезан на 6 кусочков), сумка, фотоаппарат, подарок (удочка) в коробке (на ней ребус), 4 подставки, картинки домашних животных, карточка “Наложенные силуэты домашних животных+белки”, тени этих животных на магнитах, карточки “Аналогии”, карточка с 10 поросятами, карточка “Козлята за забором”, карточка “5 собак”, карточка “Чудо-животное”, карточки: коза без рогов, лошадь без хвоста, кошка без усов; карандаши, мяч, угощение.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Ребята, проходите, посмотрите, у нас сегодня много гостей. Поздоровайтесь.

II. Сообщение темы и цели.

- Сегодня мы отправимся в гости к коту Матроскину в деревню Простоквашино. Поедем мы на машине. Проходите, садитесь.

(Звучит музыка из м/ф “Каникулы в Простоквашино”).

- Дорога дальняя. Можно немного вздремнуть. Закройте глаза.

(Дефектолог надевает маску кота Матроскина)

- Вот и приехали.

III. Основная часть. Закрепление изученного.

Кот Матроскин: Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать к нам в Простоквашино. У меня сегодня день рождения. Дядя Фёдор прислал мне подарок, а противный почтальон Печкин решил разыграть меня и спрятал подарок. Но он начертил план-подсказку, как найти подарок, разорвал его на кусочки, а кусочки раздал домашним животным. Помогите мне найти мой подарок. У меня в хозяйстве много домашних животных.

1а) Посмотрите на картинку и догадайтесь, какие домашние животные есть у меня в хозяйстве. (Наложенные силуэты домашних животных +белка).

(Дети определяют, силуэты каких животных изображены на картинке, и выставляют на доску тени этих животных).

1б) Всё ли верно на этой картинке? Кто здесь лишний? Почему?

1в) Кем были раньше эти домашние животные? (Закрепление названия детёнышей домашних животных).

Корова была ... (телёнком); кот ... (котёнком); свинья ... (поросёнком); лошадь ... (жеребёнком); коза ... (козлёнком); овца ... (ягнёнком); собака ... (щенком).

2а) Молодцы! А теперь отправимся на поиски подарка. Догадайтесь, к кому из домашних животных мы сначала пойдём. (Загадка о корове).

Голодная мычит, сытая жуёт,

Всем ребятам молоко даёт. (Картинка коровы).

Как называется помещение, в котором живёт корова? (Коровник).

2б) Чтобы получить кусочек плана-подсказки, корова Мурка предлагает выполнить задание. (Карточки).

Аналогии: Лошадь - сено, кошка - ... (рыбка).

Корова - коровник, собака - ... (будка).

Коза - козлёнок, свинья - ...(поросёнок).

Корова - молоко, овца - ... (шерсть).

Рыба - чешуя, собака - ... (шерсть).

Молодцы! Вы справились с заданием, корова даёт вам кусочек плана-подсказки.

3а) А к кому мы отправимся дальше, догадайтесь.

Лежит замарашка
В щетинистой рубашке.
Хвост крендельком,
Нос пятачком.
До того она жирна -
Даже шея не видна! (Свинья).

- Где живёт свинья? (В свинарнике).

3б) Свинья Хавронья растеряла своих поросят. Помогите найти их. (Картинка с поросятами. Кто где спрятался? (Закрепление предлогов).

3в) Сосчитайте, сколько всего поросят? (10).

А теперь немного отдохнём.

4) Физминутка.

Поросёнок Пятачок
Отлежал себе бочок.
Встал на ножки,
Потянулся, посмотрел на потолок,
А потом присел, нагнулся,
Осмотрел свой правый бок,
Улыбнулся и немножко поскакал,
И на месте пошагал,
А потом опять прилёг
Но уже на левый бок.

Свинья даёт кусочек плана-подсказки.

5а) Послушайте загадку, к кому пойдём дальше. (Загадка о козе).

С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерёт,
А лаптей не плетёт.

(Картинка козы).

- Где живёт коза? (В хлеву, в сарае).

5б) Коза просит вас отгадать, сколько козлят спряталось за забором? (2).

Почему вы так решили? (8 ног, у каждого козлёнка по 4 ноги, значит 2 козлёнка). Молодцы! Коза даёт кусок плана-подсказки.

6а) Идём дальше. Послушайте загадку.

Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит.
В дом чужого не пущу
Без хозяина грущу.

(Картинка собаки).

- Где живёт собака? (В будке, в конуре).

6б) Посмотрите на картинку, запомните её. (Картинка с изображением 5 собак).

А теперь ответьте на вопросы:

  • Сколько всего собак на картинке?
  • Какого цвета собака, сидящая в правом нижнем углу?
  • Какого цвета собака, на голове которой шляпа?
  • Что стоит перед серой собакой?

- Где сидит собака с косточкой?

(Проверка, показ картинки).

6в) Отгадайте, которая из этих собак Шарик? Он не белый, у него нет косточки, нет ошейника и нет шляпы. Где он сидит?

(Появляется Шарик – логопед в маске).

Шарик: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Матроскин! Ну что нашёл свой подарок? (Нет). Ну посиди, отдохни, а мы с ребятами его поищем.

7а) Я делал общую фотографию домашних животных, а мой фотоаппарат сломался. Посмотрите, что получилось. (Картинка чудо-животного).

Помогите мне разобраться, части тела каких животных есть на фотографии.

  • Чей это хвост? (Кошачий).
  • Чья это голова? (Лошадиная).
  • Чьё это туловище? (Коровье).
  • Чьи это рога? (Бараньи).
  • Чьи это лапы? (Собачьи).
  • Ну теперь понятно, кого я фотографировал.

7б) Я хотел подарить животным по фотографии, но на них некоторые части тела получились нечётко. Помогите их дорисовать (коза без рогов, лошадь без хвоста, кошка без усов).

  • Если коза без рогов, то она (какая?) ... (безрогая). Ты нарисовал козе рога, какая она стала? (рогатая).
  • Если лошадь без хвоста, то она (какая?) ... (безхвостая). Ты нарисовал ей хвост, она стала … (хвостатая).
  • Если кошка без усов, то она (какая?) ... (безусая). Нарисуем кошке усы и она станет … (усатой).

7в) - Если у козы длинная шерсть, то она (какая?) ... (длинношёрстная).

- У козы остры острые рога, она …(какая?) … (остророгая).

  • Если у лошади быстрые ноги, то она (какая?) ... (быстроногая).
  • А если у неё длинная грива, то она (какая?) ... (длинногривая).
  • Если у кошки короткая шерсть, то она (какая?) ... (короткошёрстная).
  • У кошки длинный хвост, она … (длиннохвостая).
    Животные вас благодарят за фотографии. (Звучат голоса домашних животных).

7г) Кто как голос подаёт? корова ... (мычит), лошадь ... (ржёт) и т.д.

Посмотрите, я у себя в будке нашёл кусочек плана.

8а) А теперь мы отправимся .... Догадайтесь, к кому. (Загадка о лошади).

Я копытами стучу, стучу.
Я скачу, скачу.
Грива вьётся на ветру.

Кто это? (Картинка лошади).

Где живёт лошадь? (В конюшне).

8б) Лошадь любит играть в игру “Скажи наоборот” (игра с мячом).

У коровы длинный хвост, а у свиньи ... (короткий).

У свиньи жёсткая щетина, а у кошки шерсть ... (мягкая).

У свиньи толстые ноги, а у ягнёнка ... (тонкие).

Лошадь сильная, а жеребёнок ... (слабый).

Бык злой, а корова ... (добрая).

Щенок молодой, а пёс ... (старый).

Лошадь благодарит вас за то, что вы поиграли с ней, и даёт вам кусочек плана-подсказки.

9а) Отгадайте следующую загадку. (Загадка об овце).

Ходит печка
Вся в колечках. (Картинка овцы).

Где живёт овца? (В хлеву, овчарне, сарае).

9б) Чтобы получить последний кусочек плана-подсказки, овечка хочет послушать, как вы умеете произносить скороговорки.

У барана беда - не растёт борода.
Баран от природы совсем безбородый.

(Дети произносят скороговорку и получают кусочек плана).

10. Дети собирают план из кусочков.

Ориентируясь по плану, находят подарок.

Матроскин: Что-то коробка не открывается. Смотрите, на ней что-то нарисовано.

Шарик: Я знаю, это ребус. Его надо отгадать, и коробка откроется. Тут нарисована уточка и зачёркнута буква “т”, а сверху нарисована буква “д”. Догадайтесь, какое слово получится. (Удочка).

Матроскин: Ура! (Матроскин открывает коробку).

- И, правда, удочка. Вот спасибо дяде Фёдору. Завтра пойду на рыбалку. И вам спасибо. Вы помогли найти мой подарок, и я приглашаю вас на чаепитие.