Учитель.
1. Мотивация.
Доброе утро, ребята! Прежде, чем я расскажу вам о теме и цели нашего урока, я хочу, чтобы вы посмотрели один замечательный мультипликационный фильм с участием всеми любимых героев Смешариков! <Приложение 1>. Устройтесь, пожалуйста, поудобнее и внимательно посмотрите и послушайте, в особенности слова автора, после я задам несколько вопросов.
Просмотр мультипликационного фильма: “Подарок для Нюши”.
А теперь, ребята, ответьте, если вы внимательно смотрели, о чем говорил автор?
Ученик. О том, что подарить хороший подарок трудно!
Да, о том, что подарки дарить нелегко? Подарок должен нравиться не только тому, кто дарит, но и тому, кого одаривают!
2. Этап выявления затруднения:
И, действительно, порой подарить хороший подарок для многих людей проблема, и не всегда материальная. Подобно ежику из Смешариков, человек мечется в поисках нужного подарка и не может найти. Как же решить эту проблему? Как правильно дарить подарки?
Ученик. Можно спросить, что лучше подарить!
Да, ребята, дарить подарки – целая наука! Давайте-ка сегодня потренируемся, и дарить, и получать подарки!?
А помогут нам сегодня в создании необыкновенных, волшебных подарков акварель и восковые мелки. Но сначала небольшая информация об этих материалах.
3. Введение нового учебного материала.
Тема нашего сегодняшнего урока: “Акварель, восковые мелки и их выразительные возможности”.
Акварель – уникальный, можно сказать, волшебный художественный материал, который отличается от гуашевых красок своей прозрачностью, легкостью, но и сложностью работы с ним. Дело в том, что акварель “не терпит” больше 3-х слоев краски и поэтому работать с ней нужно очень аккуратно, осознанно, зная точно, какой цвет надо нанести.
Восковые мелки – это графический художественный материал, который позволяет создавать своеобразные по своей фактуре, то есть следу, который мелок оставляет на листе, яркие композиции. А сочетание акварели и восковых мелков может дать совершенно неожиданный эффект, но какой - мы увидим позже! Это сюрприз!
Ученик. Предлагают варианты художественных материалов. Сравнивают.
Посмотрите, пожалуйста, на доску, здесь представлено несколько композиций, определите, каким художественным материалом выполнена каждая и как вы это поняли? Чем отличаются акварель и гуашь? Восковые мелки и масляная пастель?
Спасибо.
4. Самостоятельная работа по решению проблемы.
Вот и пришло время для приготовления подарка для каждого.
Ученик. Выполняют задание учителя.
Я предлагаю сделать это следующим образом:
- Сначала подпишите, пожалуйста, ваш листочек внизу справа.
- Теперь каждый передайте свой драгоценный листочек соседу справа. Причем, расстояние между рядами не преграда! 3-й ряд отдаст листочки мне, а я в целости и сохранности передам 1-му ряду!
- Снова отдайте полученный лист соседу справа! А 3-й ряд отдаст листочки мне, я в целости и сохранности передам 1-му ряду! Мы повторили это действие не случайно, а для большей таинственности.
- Теперь начинается самое интересное. Ребята, каждый из вас сложным путем, путем двойных передач, наконец, получил листочек с именем того, кому он сегодня постарается доставить удовольствие своим подарком! Вот он, ваш герой! Подумайте, какой это человек, что может порадовать его, осчастливить! Ваш подарок, вы должны нарисовать, но только белым восковым мелком, сильно нажимая! Как нарисуете во всей красоте и во всех деталях, поднимите руку!
Приступайте, ребята, на это задание вам отводится 10 минут.
Ученик. Работают самостоятельно.
А сейчас мы немного разомнемся. Ребята 1-го ряда, пожалуйста, вручите ваши волшебные подарки, тем, кому они предназначены!
Спасибо, теперь тоже самое сделают остальные
Ребята, как вы думаете, что мы сейчас будем делать? Оставим все как есть?
Ученик. Нет.
Верно, а теперь пришло время свершиться настоящему волшебству, а поможет нам в этом акварель! Тема нашего сегодняшнего урока так и звучит: “Акварель, восковые мелки и их выразительные возможности”.
И мы с вами должны познакомиться с техникой акварели Аля-прима (что буквально означает в один прием) в сочетании с восковым белым мелком.
Как вы думаете, ребята, а почему мы рисовали только белым мелком?
Ученик. Что бы было интереснее.
Верно, чтобы получился сюрприз для каждого!
Сейчас все намочат чистой водичкой свой лист и по-мокрому нанесут акварельные краски (а это и есть сущность техники Аля-прима, в один прием) на бумагу, и тогда произойдет чудо, и подарок проявится на листе во всем своем великолепии, но одно условие цвета используйте только основные!
Итак, я приготовила всему классу свой подарок на доске, я работаю здесь, а вы у себя! Пожалуйста, приступайте!
Ребята, посмотрите, что вы получили в подарок! Поднимите руки, кому понравился сюрприз? Кто хотел бы сказать несколько слов, поблагодарить автора? Пожалуйста.
Ученик. Ученики по желанию говорят слова благодарности авторам.
5. Рефлексия.
Спасибо! Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, здесь вы видите несколько незаконченных предложений, продолжите одно любое из них по своему усмотрению!
Предложения:
Сегодня на уроке я узнал (ла)…
Оказывается акварельные краски…
С помощью восковых мелков…
Я научился (лась)…
Дарить подарки…
Мне особенно понравилось…
Ребята, а закончить наш урок я предлагаю словами наших мультипликационных героев. <Приложение 1> (Идет окончание мультфильма)
“Как все-таки приятно дарить подарки!”
Урок окончен!
Ученик. Что акварельные краски прозрачные. С помощью восковых мелков можно сделать подарок. Дарить подарки очень приятно.
Таблица (в редакции автора)