Введение
Огромная роль в воспитании, образовании, развитие школьников отводится чтению. Чтение-это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.
За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. Появились вариативные системы обучения, организуются опытно-экспериментальные работы, касающиеся модернизации процесса в начальной школе, совершенствуются содержание и структура образования.
На современном этапе развития общества, работая по традиционной системе обучения, каждый учитель начальных классов старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время.
В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые. Давно известно: когда человек перестаёт читать, он перестаёт думать. Экологическая, социальная напряжённость, характеризующая переходный период развития нашей страны, снижение показателей социальной защищённости и здоровья детей ведут к увеличению в составе детского населения доли детей риска. По данным исследователей, количество детей риска составляет сегодня 35-45% от общего состава детей.
Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научатся правильно решать задачи.
Научить детей читать - значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребёнку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения, это и средство, и одно из условий общего развития детей.
Процесс чтения очень сложен, поскольку в нём участвуют мышление, речь, восприятие, воображение.
Скорость чтения человека должна приблизиться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален. Чтение обогащает ребят. Расширяется словарь, устанавливаются причинно- следственные связи. Ученик легче справляется с изложениями, сочинениями, составлением предложений.
Работа над техникой чтения
1. В детях надо пробуждать любовь к чтению.
2. Следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать.
3. В первый раз читать тексты должен учитель. Он передаёт текст грамотно, эмоционально.
4. Не надо торопить детей при чтении. Нужно учитывать возможности каждого ребёнка.
5. В 1 классе не следует опрашивать ученика путём индивидуального чтения перед всем классом.
6. Домашнее задание должно быть с творческим характером: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу; сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорки.
7. Важно росить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных (Сладкова, Чарушина.) Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать животных. Кроме того, ребёнок с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Интерес к чтению - залог высокой техники чтения.
8. Нельзя заменять чтение уроками математики и русского языка, что часто случается перед контрольными работами по этим предметам.
9. На уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы.
10. Со 2 полугодия учащиеся 1 класса должны читать библиотечные книги.
11. Во 2-3 классах родители должны читать статьи из журналов, газет и обсуждать вместе.
12. Нельзя задавать на дом большие тексты. Дома надо читать то, что было отработано на уроках: нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов.
13. Всегда работать творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами.
14. Чаще надо проводить выборочное чтение.
15. Даже в 3 классе не надо порывать с чтением хором, читать надо всем классом, колонками, парами, по одному.
16. Проводить конкурсы чтецов или литературные викторины.
17. Проводить выставки книг и плакатов разных авторов на общую тему.
18. Делать плакаты или альбомы по темам: “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето” куда дети помещают стихи или отрывки стихов и рассказов классиков, их портреты, рисунки.
19. Инсценирование стихов, рассказов (Драгунского, Чуковского)
20.Проводить костюмированные музыкально-литературные вечера, развлечения по темам с приглашением родителей.
21.Учителям старательно прочитать своим ученикам больше книг, сеющих доброе: произведения классиков, устного народного творчества- былины, пословицы, поговорки, загадки.
Упражнения для совершенствования техники чтения
1. Звуковая разминка, куда входит работа над артикуляцией:
гласные: А, О, У, Ы, И,Э;
сочетания: А -У, А-О, Ы - И, Э - А, И - О;
согласные: Г-С-Ж, Ш-Ж-С;
согласные и гласные: ЖЕ, ЧЕ, ЩА, ЖРА, ЖРИ;
скороговорки: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед чтением.
2. “Фотоглаз”: за отведённое время ученик должен “сфотографировать” столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово.
Например:
урок | город |
перемена | лес |
школа | дорога |
книга | красивый |
ручка | богатство |
учитель | автомобиль |
обучение | играть |
3. Найди лишнее слово.
Берёза, цветы, одуванчик, осина, опушка, трава, портфель.
Нож, вилка, ложка, тарелка, блюдце, корова, чашка
Использование этого приёма помогает ученикам научиться читать целыми словами.
Цель упражнения: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов.
4. Чтение “Спринт”.
На максимальной скорости, читая про себя незнакомый текст, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе чтения плотно сжимать губы и зубы.
Цель упражнения: тренировка в скорочтении.
Также можно применять упражнения по совершенствованию техники чтения системы И.Г. Пальченко.
Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.
Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.
Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению. Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке:
1 раз медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слогов;
2 раз повторное прочтение без учителя;
3 раз плавное, слитное чтение слов;
4 раз чтение в темпе разговорной речи;
5, 6, 7 – раз предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;
8, 9, 10 - раз темп чтения доводится до уровня скороговорки.
По методике профессора И.Т.Федоренко можно использовать зрительные диктанты для совершенствования техники чтения.
В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений.
На доске пишется 6 предложений одного из наборов, и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определённого времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение.
По истечении этого времени стирается предложение и предлагается записать его на листочках. На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут.
Также очень хорошо развивает поле зрения таблица Шульте.
Работа выполняется за 10 секунд.
У каждого ученика карточки, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 класс) и от 1 до 25 (2, 3 кл.). В работе с таблицами используется памятка:
1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.
2. Старайся запомнить расположение сразу двух- трёх следующих друг за другом чисел.
3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её целиком.
Также проводить каждый урок пятиминутки чтения. Любой урок начинать с пяти минут чтения.
Не надо торопить детей при жнонии, нужно учитывать возможности каждого ребёнка. им интересно читать.иями, сочинениямисоста
Резервы обучения чтению
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.
2. Жужжащее чтение.
Жужжащее чтение- это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
У каждого ребёнка на парте лежит книга (художественная книга с закладкой). И любой урок - будь то чтение, русский язык, математика, труд начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, карандашом делают пометку, до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идёт обычный урок.
5 минут за урок. 4 урока в день.5 дней в неделю. 5х4х5=100 (минут)= 1 ч. 40 мин.
4. Чтение перед сном.
Дело в том, последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.
5. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.
Режим щадящего чтения - это такой режим , когда ребёнок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых . Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картину- отдохнул. Если ребёнок устанет, то можно продолжить читать родителям.
Хорошо бы совместить четвёртую и пятую рекомендации, то есть просмотр диафильмов проводить перед сном.
Игры по обучению чтению
1. Помоги слову найти последнюю букву.
Оборудование: касса букв и слогов.
Описание игры: учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы.
СЛО | З |
ГЛА | М |
СТО | К |
ГРО | Н |
КРИ | Л |
ПЛО | Б |
ГРИ | В |
Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитает получившееся слово.
2. Слог или слово.
Описание игры: учитель записывает на доске трёхбуквенные слоги и слова. Дети должны как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.
Например: САД – МАК - РОТ - СОН - ШУМ - КРО – ЛУЧ - ШКИ – НИТ.
3. Каждому слову - свой слог
Описание игры: учитель называет слово, дети определяют первый слог, составляют его или находят в кассе букв соответствующую карточку и показывают её.
Оборудование: касса букв и слогов.
4. Поймай выделенное слово.
Описание игры: на доске в столбик написаны 4-5 слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово и находит его среди тех, что размещены за чертой и подчёркивает его или обводит кружочком.
Например:
ЛИСА | липа, лиса, лира, лиса, киса |
ЛАК | лук, лак, сук, мак, рак, лак |
ЛАПА | липа, лапа, папа, лиса |
5. Слово или не слово?
Оборудование: слоговые схемы слов, карточки со словарным материалом.
Описание игры: учитель показывает карточку с написанным на ней словом или бессмысленным наборов слогов. Дети читают материал, представленный на карточке, и либо кричат “Слово” и поднимают полоску с соответствующей слоговой схемой, если на карточке окажется слово, либо кричат “Не слово” и не поднимают полоску, если буквенное сочетание на карточке не является словом.
6. Дежурная буква.
Описание игры: учитель показывает букву, дети хором читают её. По сигналу учителя все записывают печатными буквами слова, которые начинаются с указанной буквы. Через 2-3 минуты учитель подаёт сигнал о завершении работы. Выигрывает тот, кто больше написал слова на заданную букву.
7. Найди слово.
Описание игры: на доске написаны три столбика слов. Вызванный к доске ученик должен найти в указанном столбике слово, названное учителем.
8. Подбери слова.
Оборудование: карточки слов.
Описание игры: на наборном полотне установлены два столбика слов, в первом - имена существительные, во втором – имена прилагательные. Нужно составить словосочетания из подходящих по смыслу слов.
Бант | высокое |
Река | синий |
Книга | глубокая |
Дерево | интересная |
Вызванный к доске ученик выставляет очередную пару слов: синий бант, глубокая река, интересная книга, высокое дерево.
9. Что изменилось?
Описание игры: на доске попарно записаны слова, которые отличаются друг от друга порядком слогов или букв (например: кони-кино, сон-нос, липа-пила) или буквенным составом (слон-стон, рак-мак, раки-руки). Вызванный ученик читает пару слов и объясняет, что во втором слове изменилось по сравнению с первым.
10. Найдём ошибку.
Описание игры: на наборном полотне составлены предложения о том, как подают голос животные, но названия действий перепутаны: “Корова лает”, “Собака мяукает”, “Кот кукарекает”, “Петух мычит” и.т.п. вызванный ученик исправляет ошибку в одном предложении. Правильно составленное предложение класс читает хором. Работу по исправлению ошибок продолжает другой ученик.
11. Читатель “молния”.
Описание игры: на доске написаны в столбик 4-5 слов, которые закрыты ширмой. Учитель на 4-5 секунд открывает ширму и снова закрывает её. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске.