Урок литературного чтения во 2-м классе. Д.Н. Мамин-Сибиряк. "Сказка о храбром Зайце, длинные уши, косые глаза, короткий хвост"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • познакомить детей с жизнью и творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка, активизировать вдумчивое чтение, формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи;
  • развивать умение анализировать текст, понимать и сравнивать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным;
  • воспитывать внимательное отношение к мнению одноклассника, умение работать дружно.

Оборудование: учебник, текст народной сказки, портрет автора, выставка произведений автора, иллюстрации детей, мультимедиа-презентация к уроку, фрагмент мультфильма, тексты пословиц, маски героев народной сказки-вороны и зайца.

Ход урока

1. Организационный момент.

Психологический настрой.

Девиз: "Один ум хорошо, а два лучше"

У: Как понимаете смысл пословицы?

Д: Если работает команда, коллектив, то дело спорится.

У: Ясно формулируйте свои мысли, правильно стройте высказывания,слушайте внимательно друг друга. Надеюсь на плодотворную работу.

2. Знакомство с творчеством писателя. (Приложение 1, слайд 1)

1. Сообщение о жизни и творчестве Мамина-Сибиряка

У: Сегодня в гостях Д. Н. Мамин -Сибиряк, замечательный русский писатель, который жил более 100 лет назад в далеком Зауралье. Рос в семье потомственного священнослужителя, но стать им не захотел. Образование не получил в связи с тем, что в семье не было денег, но всю свою жизнь занимался самообразованием.

К детской читательской аудитории писатель обратился очень рано-любил детей.

За 30 лет творческой деятельности написал более полутораста рассказов , очерков, повестей, сказок для детей. Сегодня будем говорить о сказках, написанных автором. В них, как и полагается в сказках, звери и птицы ведут себя совсем как люди.

Д. Н. Мамин-Сибиряк один воспитывал свою тяжелобольную дочь Аленушку. Девочка часто и тяжело болела, не могла заснуть, и отец сочинял и рассказывал ей удивительные сказки. Когда дочке шел 5-й год, в свет вышла книжка "Аленушкины сказки". Сто лет прошло, а мы читаем его произведения.

И сегодня будем говорить об одном из них, которое вошло в сборник "Аленушкины сказки"

2. Выставка книг Д.Н. Мамина-Сибиряка (носит ознакомительно-рекомендательный характер).

3. Введение в тему урока.

Проверка домашнего задания.

У: Напомните домашнее задание.

Д: Прочитать "Сказку о храбром Зайце- длинные уши, косые глаза, короткий хвост" и нарисовать героя таким, каким смогли представить.

4. Сообщение темы урока.

У: Д. Н. Мамин-Сибиряк "Сказка о храбром Зайце- длинные уши, косые глаза, короткий хвост".

5. Актуализация знаний. Подведение к цели урока.

У: Чем понравилось произведение?

(Ответы детей)

У: Какую информацию смогли почерпнуть в названии самого произведения?

Д: Сказка- жанр;

о Зайце- герой;

храбрый-отношение автора;

длинные уши, короткий хвост... -описание

У: Что удивило в названии сказки?

Д: Обычно заяц в сказках трусливый, а автор назвал его храбрый.

У: Обратимся к рисункам. Поднимите руки, кто представил зайца хвастливым? Храбрым? Глупым?(Ответы детей)

У: Ответьте на вопросы. (Приложение1, слайд 2)

Какой не может быть сказка?

а) народной

б) поэтической

в) абсолютно правдивой

г) литературной

д) волшебной

Д: Абсолютно правдивой.

У: Вывод: А.С. Пушкин "Сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок!"

6. Цель урока. Определить мудрость сказки, которую хотел передать автор своим читателям.

7. Речевая разминка. (Приложение1, слайд 3)

У: Подготовим речевой аппарат для четкой и ясной дикции.

(Читаем построчно гласные и выделяем ударные голосом)

И Э А О У Ы

И Э А О У Ы

И Э А О У Ы...

8. Проверка первичного восприятия текста.

У: О чем узнали из зачина сказки?

Д: Родился в лесу зайчик, который всего боялся...

У: Если внимательно читали, то сможете восстановить сюжетную линию произведения и мы узнаем ее продолжение. ( Дети вставляют пропущенные слова в текст, см.Приложение1, слайд 4)

"Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост."

- Никого я не боюсь! - крикнул ---------- во весь лес.

Сейчас ---------- остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.

- Слушайте вы, трусы! Тут язык у ---------- точно примерз.

---------- подпрыгнул кверху, точно мячик, : и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

Ходили, ходили, нет нигде храброго ----------

- А ловко напугал Волка ---------- ! - решили все.

С этого дня храбрый ---------- начал сам верить, что он действительно никого не боится.

Словарная работа: примерз язык; задал стрекача, душа в пятки, выскочить из собственной кожи.

9. Физкультминутка.

Гимнастика для глаз.

10. Анализ произведения.

У: Найдите в тексте эпизод, который поможет понять нам, как сородичи отреагировали на слова зайчика? (Никого я не боюсь. и волка не боюсь, и лисицы, и медведя)

Д: Это уж выходило совсем забавно...

У: Почему же над ним смеялись и зайчики, и зайчихи, и зайцы?

Д: Потому что понимали, что волка не одолеть. И заяц только хвастал.

У: А как же автор называет сородичей зайца под конец сказки?Прочитайте.

Д: Молодец, косой!- закричали ВСЕ зайцы в один голос...

У: Давайте посмотрим фрагмент мультфильма и ответим на вопрос

Почему автор называет сородичей -ВСЕ? (Приложение 2)

Д: Зайцы пережили ужасное потрясение, связанное с нападением волка, а перед лицом опасности все оказались равны.

У: Как же так, поведение всех зайцев одинаковое и только один заяц удостоен звания храброго зайца?

Д: Он не храбрый, а стечение обстоятельств помогло зайцу остаться в живых и увести беду от сородичей.

11. Проверка понимания основной мысли сказки.

Работа в парах.

У: Соберите пословицу и дайте оценку поступку зайца.

Пословицы:

  1. Храброго проверяй по делам, а не по словам.
  2. Нехорошо хвастать теми заслугами, которых не имеешь.
  3. Не тот храбрец, кто хвалится, а тот, кто молча со страхом своим борется.

У: Звери напоминают по характеру людей. Какой урок можно извлечь из сказки каждому из нас?

Д: Чувство страха присуще всем, но надо его побороть...

12. Проблемное задание. Исследователь! Докажи,...(Приложение 1, слайд 5)

У: Сказку, которую прочитали- авторская. Литературная сказка пишется на мотив народной сказки, в основе которой может быть их до 10.

Внимание! Послушайте народную сказку "Заяц-хвастун" и докажите, что авторская сказка написана на мотив народной. (Приложение 3)

(Вначале дети слушают сказку в исполнении ученицы, затем читают повторно и намечают узелки сюжета. Сравните по вариантам узелки авторской сказки и народной сказки. Сравнение детей).

Д: В зачине литературной сказки мы узнали о том, что в лесу родился трусливый зайчик, который повзрослел и перестал всех бояться, и в народной сказке говорится о том же: значит, можно утверждать, что зачин литературной сказки написан на мотив народной....

У: Чему же научила нас народная сказка?

Д: Не хвастать.

У: Кто же говорит эти слова?

Д: Ворона зайцу.

У: Какая ворона в диалоге с зайцем?

Д: Мудрая.

Драматизация назидания вороны. (Из Приложения 3)

У: Какая сказка понравилась больше?

(В литературной сказке много подробностей, читать интереснее...

Вывод: Сказка превращает сочинителя в творца. Никто не запрещает рассказчику сочинять новые детали, додумывать, домысливать.

13. Домашнее задание.

У: Пересказать одну из сказок по желанию.

14. Итог урока.

У: Что на уроке понравилось? Что запомнилось?