Цели и задачи урока:
- познакомить детей с жизнью и творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка, активизировать вдумчивое чтение, формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи;
- развивать умение анализировать текст, понимать и сравнивать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным;
- воспитывать внимательное отношение к мнению одноклассника, умение работать дружно.
Оборудование: учебник, текст народной сказки, портрет автора, выставка произведений автора, иллюстрации детей, мультимедиа-презентация к уроку, фрагмент мультфильма, тексты пословиц, маски героев народной сказки-вороны и зайца.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой.
Девиз: "Один ум хорошо, а два лучше"
У: Как понимаете смысл пословицы?
Д: Если работает команда, коллектив, то дело спорится.
У: Ясно формулируйте свои мысли, правильно стройте высказывания,слушайте внимательно друг друга. Надеюсь на плодотворную работу.
2. Знакомство с творчеством писателя. (Приложение 1, слайд 1)
1. Сообщение о жизни и творчестве Мамина-Сибиряка
У: Сегодня в гостях Д. Н. Мамин -Сибиряк, замечательный русский писатель, который жил более 100 лет назад в далеком Зауралье. Рос в семье потомственного священнослужителя, но стать им не захотел. Образование не получил в связи с тем, что в семье не было денег, но всю свою жизнь занимался самообразованием.
К детской читательской аудитории писатель обратился очень рано-любил детей.
За 30 лет творческой деятельности написал более полутораста рассказов , очерков, повестей, сказок для детей. Сегодня будем говорить о сказках, написанных автором. В них, как и полагается в сказках, звери и птицы ведут себя совсем как люди.
Д. Н. Мамин-Сибиряк один воспитывал свою тяжелобольную дочь Аленушку. Девочка часто и тяжело болела, не могла заснуть, и отец сочинял и рассказывал ей удивительные сказки. Когда дочке шел 5-й год, в свет вышла книжка "Аленушкины сказки". Сто лет прошло, а мы читаем его произведения.
И сегодня будем говорить об одном из них, которое вошло в сборник "Аленушкины сказки"
2. Выставка книг Д.Н. Мамина-Сибиряка (носит ознакомительно-рекомендательный характер).
3. Введение в тему урока.
Проверка домашнего задания.
У: Напомните домашнее задание.
Д: Прочитать "Сказку о храбром Зайце- длинные уши, косые глаза, короткий хвост" и нарисовать героя таким, каким смогли представить.
4. Сообщение темы урока.
У: Д. Н. Мамин-Сибиряк "Сказка о храбром Зайце- длинные уши, косые глаза, короткий хвост".
5. Актуализация знаний. Подведение к цели урока.
У: Чем понравилось произведение?
(Ответы детей)
У: Какую информацию смогли почерпнуть в названии самого произведения?
Д: Сказка- жанр;
о Зайце- герой;
храбрый-отношение автора;
длинные уши, короткий хвост... -описание
У: Что удивило в названии сказки?
Д: Обычно заяц в сказках трусливый, а автор назвал его храбрый.
У: Обратимся к рисункам. Поднимите руки, кто представил зайца хвастливым? Храбрым? Глупым?(Ответы детей)
У: Ответьте на вопросы. (Приложение1, слайд 2)
Какой не может быть сказка?
а) народной
б) поэтической
в) абсолютно правдивой
г) литературной
д) волшебной
Д: Абсолютно правдивой.
У: Вывод: А.С. Пушкин "Сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок!"
6. Цель урока. Определить мудрость сказки, которую хотел передать автор своим читателям.
7. Речевая разминка. (Приложение1, слайд 3)
У: Подготовим речевой аппарат для четкой и ясной дикции.
(Читаем построчно гласные и выделяем ударные голосом)
И Э А О У Ы
И Э А О У Ы
И Э А О У Ы...
8. Проверка первичного восприятия текста.
У: О чем узнали из зачина сказки?
Д: Родился в лесу зайчик, который всего боялся...
У: Если внимательно читали, то сможете восстановить сюжетную линию произведения и мы узнаем ее продолжение. ( Дети вставляют пропущенные слова в текст, см.Приложение1, слайд 4)
"Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост."
- Никого я не боюсь! - крикнул ---------- во весь лес.
Сейчас ---------- остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.
- Слушайте вы, трусы! Тут язык у ---------- точно примерз.
---------- подпрыгнул кверху, точно мячик, : и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.
Ходили, ходили, нет нигде храброго ----------
- А ловко напугал Волка ---------- ! - решили все.
С этого дня храбрый ---------- начал сам верить, что он действительно никого не боится.
Словарная работа: примерз язык; задал стрекача, душа в пятки, выскочить из собственной кожи.
9. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз.
10. Анализ произведения.
У: Найдите в тексте эпизод, который поможет понять нам, как сородичи отреагировали на слова зайчика? (Никого я не боюсь. и волка не боюсь, и лисицы, и медведя)
Д: Это уж выходило совсем забавно...
У: Почему же над ним смеялись и зайчики, и зайчихи, и зайцы?
Д: Потому что понимали, что волка не одолеть. И заяц только хвастал.
У: А как же автор называет сородичей зайца под конец сказки?Прочитайте.
Д: Молодец, косой!- закричали ВСЕ зайцы в один голос...
У: Давайте посмотрим фрагмент мультфильма и ответим на вопрос
Почему автор называет сородичей -ВСЕ? (Приложение 2)
Д: Зайцы пережили ужасное потрясение, связанное с нападением волка, а перед лицом опасности все оказались равны.
У: Как же так, поведение всех зайцев одинаковое и только один заяц удостоен звания храброго зайца?
Д: Он не храбрый, а стечение обстоятельств помогло зайцу остаться в живых и увести беду от сородичей.
11. Проверка понимания основной мысли сказки.
Работа в парах.
У: Соберите пословицу и дайте оценку поступку зайца.
Пословицы:
- Храброго проверяй по делам, а не по словам.
- Нехорошо хвастать теми заслугами, которых не имеешь.
- Не тот храбрец, кто хвалится, а тот, кто молча со страхом своим борется.
У: Звери напоминают по характеру людей. Какой урок можно извлечь из сказки каждому из нас?
Д: Чувство страха присуще всем, но надо его побороть...
12. Проблемное задание. Исследователь! Докажи,...(Приложение 1, слайд 5)
У: Сказку, которую прочитали- авторская. Литературная сказка пишется на мотив народной сказки, в основе которой может быть их до 10.
Внимание! Послушайте народную сказку "Заяц-хвастун" и докажите, что авторская сказка написана на мотив народной. (Приложение 3)
(Вначале дети слушают сказку в исполнении ученицы, затем читают повторно и намечают узелки сюжета. Сравните по вариантам узелки авторской сказки и народной сказки. Сравнение детей).
Д: В зачине литературной сказки мы узнали о том, что в лесу родился трусливый зайчик, который повзрослел и перестал всех бояться, и в народной сказке говорится о том же: значит, можно утверждать, что зачин литературной сказки написан на мотив народной....
У: Чему же научила нас народная сказка?
Д: Не хвастать.
У: Кто же говорит эти слова?
Д: Ворона зайцу.
У: Какая ворона в диалоге с зайцем?
Д: Мудрая.
Драматизация назидания вороны. (Из Приложения 3)
У: Какая сказка понравилась больше?
(В литературной сказке много подробностей, читать интереснее...
Вывод: Сказка превращает сочинителя в творца. Никто не запрещает рассказчику сочинять новые детали, додумывать, домысливать.
13. Домашнее задание.
У: Пересказать одну из сказок по желанию.
14. Итог урока.
У: Что на уроке понравилось? Что запомнилось?