Физико-математическая игра "Счастливый случай"

Разделы: Внеклассная работа


Дорогие участники и болельщики игры «Счастливый случай», я рада приветствовать вас в этом зале. Я приглашаю занять игровые столики командам 9 «а» и 9 «б» классам. За время игры, каждая команда наберёт какое-то количество баллов и будет определён победитель. Подсчитывать ваши баллы будет Лидия Константиновна, а я буду задавать вам вопросы из области математики и физики. Я вижу, все готовы к игре. Я начинаю:

Задача, конечно, не слишком простая: играя учить и учиться играя. Но если с учёбой сложить развлеченье, то праздником станет любое ученье.

Для того чтобы победить, вы должны быть волевыми, настойчивыми, целеустремлёнными, поэтому эпиграфом нашей игры будут слова: «Усердие всё превозмогает».

1-й конкурс: «Устами младенца».

Слушайте рассуждалки». Если отгадаете, о чём я говорю с 1-го раза – получаете – 3 балла, со 2-го раза – 2 балла, с 3-го – 1 балл.

Задание команде 9 «а» класса:

  1. Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаёшь, если захочешь это сделать – сделаешь.
  2. Иногда задачи решаются только с его помощью. Я люблю их решать, потому, что хорошо умею это.
  3. Не знаю, есть ли у него листья и стебли, но корни у него есть. Может быть один, а может и больше. Но у некоторых и корней нет (уравнение).

Задание команде 9 «б» класса:

  1. Она названа по фамилии учёного. Учёный этот известный, его знают даже те, кто её не изучал.
  2. В ней говорится про фигуру одну, которую тоже все знают с детства, а потом снова её в школе изучают. И мы узнаём из неё о сторонах этой фигуры.
  3. А над самим учёным часто смеются, говорят, что у него штаны – во все стороны равны (теорема Пифагора)

2-й конкурс: «Загадалки».

(каждой команде будет задано по три вопроса, сразу ответили 2 балла, с подсказкой – 1 балл)

9 «а»

  1. Ничего не стоящий, не знающий человек.
  2. Цифра та – не колобок, а просто он пустой кружок. (0)
  1. Чертёжный инструмент.
  2. Сговорились две ноги делать дуги и круги (циркуль).
  1. Детская игрушка.
  2. Одно из чудес света – гробницы египетских фараонов – царей (пирамида).

9 «б»

  1. Это геометрическая фигура.
  2. Она может быть спасательным (круг).
  1. Бывает барабанная или пальцами.
  2. Число – это … (дробь)
  1. Ими пользуются в магазине.
  2. Простейший калькулятор (счёты).

Что-то наши болельщики заскучали, давайте проведём разминку: что нужно делать – правой рукой в воздухе рисовать квадрат, а левой – круг. Квадрат, круг, круг, квадрат, а теперь одновременно, обеими руками.

Прежде чем начать следующий конкурс я расскажу вам притчу о Шартрском соборе. «Путник спросил трёх его строителей, кативших по дороге тачки с камнями «Что вы, делаете? Один сказал: «Везу тачку, пропади она пропадом». Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб – семья». Третий сказал: «Я строю Шартрский собор». К чему я это рассказала, для того чтобы вы поняли, что «математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет окружающий его мир». Я думаю, вы поняли притчу.

3-й конкурс: «Счастливый случай».

Начинает команда 9 «б» класса. Отвечать нужно быстро, если не знаете ответа, говорите – дальше.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Наименьшее трёхзначное число. (100)
  2. Прямоугольник с равными сторонами. (квадрат)
  3. В каких стихах говорится о физических явлениях?
  4. Сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их. (3)
  5. Можно ли бежать быстрее собственной тени?
  6. Автор первого учебника по математике в России? (Магницкий)
  7. Какой угол опишет часовая стрелка за два часа? (60 градусов)
  8. Как не замочившись и не выпивая воды, можно достать монету?
  9. Группа цифр в записи числа? (класс)
  10. Часть окружности (дуга)
  11. Числа со знаком минус (отрицательные)
  12. Фигура, образующаяся при пересечении двух прямых (угол)

Вопросы для 9 «а»:

  1. Первая женщина – математик. (С. Ковалевская)
  2. Назовите наибольшее отрицательное число. (-1)
  3. Какая басня Крылова основана на законе механики? В чём ошибка басни?
  4. Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости (планиметрия)
  5. Как называется утверждение, требующее доказательства? (теорема)
  6. Как называется первая координата точки? (икс или абсцисса)
  7. Какая физическая величина чаще всех используется в физических формулах?
  8. Как называется знак корня? (радикал)
  9. В каком четырёхугольнике диагонали взаимно-перпендикулярны? (в ромбе)
  10. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности. (хорда)
  11. Равенство двух отношений. (пропорция)
  12. Изобретатель математического решета (Эратосфен).

4-й конкурс: «Для болельщиков».

Команды, наверное, устали, пусть они отдохнут, а зрители играют, заработайте баллы своим командам.

  1. У какого животного сразу два носа? (носорог)
  2. Как можно одним мешком пшеницы, смоловши её, наполнить два мешка, которые имеют такие же размеры, как и мешок в котором находилась пшеница? (поставить мешок в мешок)
  3. Число 666 увеличить в полтора раза, не проводя над ним никаких арифметических действий. (999 – перевернуть)
  4. Разделите 188 пополам так, чтобы в результате получилась 1. (188 = 100 : 100 = 1)
  5. Сколько земли в дыре глубиной 2 м, шириной 2 м, длиной 2 м? (нисколько)
  6. Какая собачка получится из 16,38 кг и хвойного дерева? (пуд ель)

5-й конкурс: «Математический калейдоскоп».

Кто в терминах не знает затрудненья, напишет всё сейчас без промедленья. За две минуты написать как можно больше математических и физических слов. 9 «а» пишут слова на букву «С», а 9 «б» - на букву Д.

6-й конкурс: «Физический».

9 «а» – Объясните, почему, когда камень или капля дождя падают в воду, брызги летят вверх. (3 балла)

9 «б» – Известно, что автобус трясёт на заднем сиденье больше, чем на переднем. Почему?

9 «а» – 9 «б» – Из двух листов бумаги и двух скрепок сделать устойчивую и самую высокую башню.

7-й конкурс: «Обгонялки».

Чья команда быстрее ответит.

(баллы от 3 до 1)

  1. Некоторым хочется, чтобы он быстрее кончался, и они были свободны, могли играть, бегать, а он всё никак не кончается.
  2. Кто-то их любит, а кто-то не, потому,что на них надо думать головой, писать, решать, отвечать.
  3. А может времени не хватило, ведь он всего 45 минут длится (урок)
  1. Это такой крестик, который можно сделать из двух палочек.
  2. Такой знак есть на элементах питания.
  3. А в математике это знак действия (плюс)
  1. Его всегда можно сложить из спичек или палочек.
  2. Это – фигура, у неё 4 оси симметрии.
  3. Так ещё называется вторая степень числа. (квадрат)
  1. А эта вещь чаще всего нужна ученикам 3-11 классов.
  2. Для старших классов эта вещь важнее, она похожа на записную книжку.
  3. В неё ставят баллы за ответы, за домашнее задание, за контрольные работы. (дневник)

Пока подводятся итоги: игра со зрителями. Вместо числа, кратного 3 нужно говорить – «Ай, да, я». (1, 2. Слова, 4, 5, слова…)

Конкурсы 9 «а» 9 «б»
1. Устами младенца.    
2. Загадалки.    
3. Счастливый случай.    
4. Конкурс болельщиков.    
5. Математический калейдоскоп.    
6. Физический.    
7. Обгонялки.    
Итого: (баллов)    

Подведение итогов: 

объявить результаты игры. Вручить участникам грамоты и сувениры.