Дорогие участники и болельщики игры «Счастливый случай», я рада приветствовать вас в этом зале. Я приглашаю занять игровые столики командам 9 «а» и 9 «б» классам. За время игры, каждая команда наберёт какое-то количество баллов и будет определён победитель. Подсчитывать ваши баллы будет Лидия Константиновна, а я буду задавать вам вопросы из области математики и физики. Я вижу, все готовы к игре. Я начинаю:
Задача, конечно, не слишком простая: играя учить и учиться играя. Но если с учёбой сложить развлеченье, то праздником станет любое ученье.
Для того чтобы победить, вы должны быть волевыми, настойчивыми, целеустремлёнными, поэтому эпиграфом нашей игры будут слова: «Усердие всё превозмогает».
1-й конкурс: «Устами младенца».
Слушайте рассуждалки». Если отгадаете, о чём я говорю с 1-го раза – получаете – 3 балла, со 2-го раза – 2 балла, с 3-го – 1 балл.
Задание команде 9 «а» класса:
- Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаёшь, если захочешь это сделать – сделаешь.
- Иногда задачи решаются только с его помощью. Я люблю их решать, потому, что хорошо умею это.
- Не знаю, есть ли у него листья и стебли, но корни у него есть. Может быть один, а может и больше. Но у некоторых и корней нет (уравнение).
Задание команде 9 «б» класса:
- Она названа по фамилии учёного. Учёный этот известный, его знают даже те, кто её не изучал.
- В ней говорится про фигуру одну, которую тоже все знают с детства, а потом снова её в школе изучают. И мы узнаём из неё о сторонах этой фигуры.
- А над самим учёным часто смеются, говорят, что у него штаны – во все стороны равны (теорема Пифагора)
2-й конкурс: «Загадалки».
(каждой команде будет задано по три вопроса, сразу ответили 2 балла, с подсказкой – 1 балл)
9 «а»
- Ничего не стоящий, не знающий человек.
- Цифра та – не колобок, а просто он пустой кружок. (0)
- Чертёжный инструмент.
- Сговорились две ноги делать дуги и круги (циркуль).
- Детская игрушка.
- Одно из чудес света – гробницы египетских фараонов – царей (пирамида).
9 «б»
- Это геометрическая фигура.
- Она может быть спасательным (круг).
- Бывает барабанная или пальцами.
- Число – это … (дробь)
- Ими пользуются в магазине.
- Простейший калькулятор (счёты).
Что-то наши болельщики заскучали, давайте проведём разминку: что нужно делать – правой рукой в воздухе рисовать квадрат, а левой – круг. Квадрат, круг, круг, квадрат, а теперь одновременно, обеими руками.
Прежде чем начать следующий конкурс я расскажу вам притчу о Шартрском соборе. «Путник спросил трёх его строителей, кативших по дороге тачки с камнями «Что вы, делаете? Один сказал: «Везу тачку, пропади она пропадом». Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб – семья». Третий сказал: «Я строю Шартрский собор». К чему я это рассказала, для того чтобы вы поняли, что «математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет окружающий его мир». Я думаю, вы поняли притчу.
3-й конкурс: «Счастливый случай».
Начинает команда 9 «б» класса. Отвечать нужно быстро, если не знаете ответа, говорите – дальше.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Наименьшее трёхзначное число. (100)
- Прямоугольник с равными сторонами. (квадрат)
- В каких стихах говорится о физических явлениях?
- Сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их. (3)
- Можно ли бежать быстрее собственной тени?
- Автор первого учебника по математике в России? (Магницкий)
- Какой угол опишет часовая стрелка за два часа? (60 градусов)
- Как не замочившись и не выпивая воды, можно достать монету?
- Группа цифр в записи числа? (класс)
- Часть окружности (дуга)
- Числа со знаком минус (отрицательные)
- Фигура, образующаяся при пересечении двух прямых (угол)
Вопросы для 9 «а»:
- Первая женщина – математик. (С. Ковалевская)
- Назовите наибольшее отрицательное число. (-1)
- Какая басня Крылова основана на законе механики? В чём ошибка басни?
- Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости (планиметрия)
- Как называется утверждение, требующее доказательства? (теорема)
- Как называется первая координата точки? (икс или абсцисса)
- Какая физическая величина чаще всех используется в физических формулах?
- Как называется знак корня? (радикал)
- В каком четырёхугольнике диагонали взаимно-перпендикулярны? (в ромбе)
- Отрезок, соединяющий две любые точки окружности. (хорда)
- Равенство двух отношений. (пропорция)
- Изобретатель математического решета (Эратосфен).
4-й конкурс: «Для болельщиков».
Команды, наверное, устали, пусть они отдохнут, а зрители играют, заработайте баллы своим командам.
- У какого животного сразу два носа? (носорог)
- Как можно одним мешком пшеницы, смоловши её, наполнить два мешка, которые имеют такие же размеры, как и мешок в котором находилась пшеница? (поставить мешок в мешок)
- Число 666 увеличить в полтора раза, не проводя над ним никаких арифметических действий. (999 – перевернуть)
- Разделите 188 пополам так, чтобы в результате получилась 1. (
188= 100 : 100 = 1) - Сколько земли в дыре глубиной 2 м, шириной 2 м, длиной 2 м? (нисколько)
- Какая собачка получится из 16,38 кг и хвойного дерева? (пуд ель)
5-й конкурс: «Математический калейдоскоп».
Кто в терминах не знает затрудненья, напишет всё сейчас без промедленья. За две минуты написать как можно больше математических и физических слов. 9 «а» пишут слова на букву «С», а 9 «б» - на букву Д.
6-й конкурс: «Физический».
9 «а» – Объясните, почему, когда камень или капля дождя падают в воду, брызги летят вверх. (3 балла)
9 «б» – Известно, что автобус трясёт на заднем сиденье больше, чем на переднем. Почему?
9 «а» – 9 «б» – Из двух листов бумаги и двух скрепок сделать устойчивую и самую высокую башню.
7-й конкурс: «Обгонялки».
Чья команда быстрее ответит.
(баллы от 3 до 1)
- Некоторым хочется, чтобы он быстрее кончался, и они были свободны, могли играть, бегать, а он всё никак не кончается.
- Кто-то их любит, а кто-то не, потому,что на них надо думать головой, писать, решать, отвечать.
- А может времени не хватило, ведь он всего 45 минут длится (урок)
- Это такой крестик, который можно сделать из двух палочек.
- Такой знак есть на элементах питания.
- А в математике это знак действия (плюс)
- Его всегда можно сложить из спичек или палочек.
- Это – фигура, у неё 4 оси симметрии.
- Так ещё называется вторая степень числа. (квадрат)
- А эта вещь чаще всего нужна ученикам 3-11 классов.
- Для старших классов эта вещь важнее, она похожа на записную книжку.
- В неё ставят баллы за ответы, за домашнее задание, за контрольные работы. (дневник)
Пока подводятся итоги: игра со зрителями. Вместо числа, кратного 3 нужно говорить – «Ай, да, я». (1, 2. Слова, 4, 5, слова…)
Конкурсы | 9 «а» | 9 «б» |
1. Устами младенца. | ||
2. Загадалки. | ||
3. Счастливый случай. | ||
4. Конкурс болельщиков. | ||
5. Математический калейдоскоп. | ||
6. Физический. | ||
7. Обгонялки. | ||
Итого: (баллов) |
Подведение итогов:
объявить результаты игры. Вручить участникам грамоты и сувениры.