Программные задачи:
- Продолжать знакомить детей с планетами Солнечной системы.
- Продолжать развивать интерес к науке "астрономии", используя достоверные научные данные о планетах Солнечной системы.
- Учить детей делать простейшие выводы и обобщения и аргументировать их, опираясь на полученные ранее знания.
- Активизировать словарь детей.
- Обогатить пассивный словарь детей за счет слов: столкновение планеты, замерзшие газы, движение по орбите, оседает на поверхности, двойная планета.
Материал к занятию: макет Солнечной системы, теллурий, изображение плане (фотографии), карточки с изображением символов планет, музыкальные записи.
Ход занятия
-Ребята, сегодня мы вновь отправляемся в путешествие. Наша группа опять станет космическим кораблём, в котором мы отправимся путешествовать по Солнечной системе. Прошу занять свои места на нашем космическом корабле "Космическая стрела". Наш путь сегодня лежит к планетам Уран, Нептун и Плутон. Начинаем предстартовую подготовку. Сначала нам нужно определить положение нашей планеты по отношению к Солнцу. Отчего на Земле бывает день и ночь?
Давайте проверим это в нашей лаборатории (опыт с теллурием).
-Начинаем стартовый отсчет: 5, 4, 3, 2, 1: "Старт!"
(Читает ребенок на фоне музыкального сопровождения)
В дальних высях звездный ветер,
Сколько там ночных светил!
Космонавт летит в ракете,
Пролетая мимо них.
И плывут перед глазами,
Заслонив созвездий свет
Серебристыми хвостами
Стаи яркие комет.
-Внимание! Проходим слои атмосферы Земли. Кто назовет их? Для чего они нужны Земле?
-Наш корабль входит в полосу метеоритного дождя. Как красив метеоритный дождь, когда мы наблюдаем его на Земле и как он опасен для космического корабля в космосе. А что же такое метеоритный или звездный дождь?
-Вот мы и покинули пределы нашей планеты, и наш корабль находится в космическом пространстве.
-Какие еще планеты вы знаете?
-Что такое Солнечная система?
-Какая самая близкая к Солнцу планета? (Меркурий)
-А самая маленькая и наиболее удаленная от Солнца планета? (Плутон)
-На какой планете находится большое красное пятно? (Юпитер). Как оно образовалось?
-Как много вы уже знаете, с такими помощниками приятно оказаться в путешествии.
-А знаете ли вы, что планеты названы в честь богов древних греков и римлян?
Юпитер был верховным богом древних римлян, Марс - богом войны, Меркурий - богом путников и торговцев. А римским богом земледелия был Сатурн.
-Найдите на карточке изображение планеты Венера по древней азбуке (на карточках изображение планет Луна, Солнце, Нептун, Венера).
- Да, знак Венеры - это изображение ручного зеркала, в которое по преданию любила смотреться богиня красоты Венера, покровительница планеты.
-Что вы знаете об этой планете?
-Что вы знаете о спутниках планет?
-Что такое спутник?
-Что мы знаем о Луне?
-А теперь давайте немного отдохнем. Представьте, что вы оказались на Луне!
(Дети выполняют музыкальные движения под песню "Лунатики").
-Внимание! Внимание! Наш корабль приближается к трем самым далеким от Солнца планетам:
Уран, Нептун, Плутон.
-Обратите внимание, мы с вами подлетаем к самой темной планете Солнечной системы - это планета Нептун. Как вы думаете, почему здесь так темно? (Очень далеко от Солнца).
-Да, Нептун является самой удаленной планетой от Солнца. Как и другие планеты, он окружен кольцами. Как и у Юпитера, у Нептуна есть большое вихревое облако, которое называется - большое темное пятно. Вдобавок, на Нептуне есть белое облако, называемое Скутер, которое быстро носится над поверхностью планеты. Нигде в Солнечной системе не бывает таких ветров как на Нептуне. Их скорость достигает больше 2200 км/ч. У Нептуна есть спутники. Один из них - Тритон-это самое холодное небесное тело во всей Солнечной системе. А вот еще одна планета - это Уран.
Уран и Нептун, маленькие планеты - это гигантские газовые шары. Однако газы, из которых состоит Плутон - замерзли. Как вы думаете почему? Да, большую часть времени Плутон находится дальше всех остальных планет. Уран необычен, тем, что вращается как бы лежа на боку.
При образовании Солнечной системы одна из планет столкнулась с Ураном, из-за чего изменилось направление вращения планеты. Она вращается как бы лежа на боку. Уран состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов, окруженных зеленовато-голубыми облаками. У него 15 спутников.
-Чем интересны планеты Нептун и Уран?
-Продолжаем наш полет, наш корабль приближается к самой холодной планете Солнечной системы. Её открыл американский астроном Клайд Тамбо - это планета Плутон. Плутон так далек от солнца, что температура на его поверхности опускается до -220*С. Там, в два с лишним раза холоднее, чем в самом холодном месте на Земле. Когда Плутон находится в наиболее удаленных точках от Солнца, вся атмосфера замерзает и оседает на поверхности планеты в виде льда. У Плутона один спутник - Харон. Плутон и Харон совершают движения по орбите как танцующая пара, не отворачиваясь, друг от друга. Плутон и Харон представляют собой двойную планету. (Попробуйте и вы покружиться как Плутон и Харон). За орбитой Плутона существует пояс орбит крупных объектов, но эти объекты нельзя назвать настоящими планетами. Вопрос о том, есть ли в Солнечной системе другие планеты - остается открытым.
-Наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы познакомились с тремя новыми планетами.
Как их называют? Что вы узнали интересного о них?
-А теперь нам пора отправляться домой. Чтобы побыстрее добраться до нашей планеты, давайте немного поиграем:
Глянешь на небо в ночные часы
В небе Медведица, Гончие Псы,
Ворон и Рыбы, Рак и Дракон,
Сколько созвездий - сколько имен!
Кто их сумеет на карте найти,
Тот не собьется в полете с пути!
(Дети по схемам узнают знакомые созвездия).
-Пока мы весело проводили время, наш корабль вернулся на нашу планету.
Наш полет окончен! До новых встреч!
Литература:
- "Мир и человек" (географический атлас).
- "Почемучка" - составители А.Дитрих, Г.Юрмин, Р.Кощурникова.
- "Звездный календарь" Ю.Яковлев.
- "Космонавты рассказывают о себе" (отрывки из книги) Ю.Гагарин, Г.Титов.
- "12 апреля-день космонавтики", "Первый полет" А.Митяев.
- "Космонавт - 108 минут вне Земли" М.Водопьянов.
- "Рассказ аэронавта" А.Н.Толстой.
- "Мы идем к Луне" В.Сапожков.
- "Из чего все" Феликс Лев.