Цель: определить пути совершенствования организации и руководства игровой деятельностью детей, способствовать формированию осознанного отношения к раскрытию значимости игры в дошкольном детстве.
Задачи:
- Систематизировать компетентность педагогов в области "Игровая деятельность детей"
- Проанализировать состояние работы по организации игровой деятельности в группах посредством взаимопроверки.
- Развивать творческий потенциал педагогов через разработку методического и дидактического инструментария по теме "Игра"
Готовимся к педсовету
- Изучить методическую литературу по вопросам игровой деятельности дошкольника, литературу по психологии на тему "Эмоциональное развитие дошкольника".
- Проработать раздел III ФГТ к структуре ООП ДО: требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Подготовить к презентации на педсовете дидактическую игру (игрушку), способствующую социально-личностному развитию детей (для своей возрастной группы).
Форма проведения - педагогический пробег
- Станция отправления (Домашнее задание: презентация дидактической игры или игрушки, изготовленные своими руками).
- Проблемная станция (Мозговой штурм. Итоги взаимной проверки по организации игровой деятельности в группе).
- Станция отдыха (Игра-разминка).
- Игровая станция ("Брейн-ринг").
- Станция родительская (Вопрос-ответ "Алло, справочное педагогическое бюро?"
- Станция Эрудит (составление глоссария по сюжетно-ролевым играм).
Выступление старшего воспитателя. "Краткий экскурс в историю игрушки"
Непосредственно презентация дидактической игры в следующей последовательности:
Адресность и актуальность игры;
Цель игры и правила;
Возможность интегрировать игру в разные виды деятельности;
Материалы и последовательность изготовления игры.
Мозговой штурм.
Педагоги делятся на четыре группы:
- воспитатели;
- родители;
- дети;
- администрация ДОУ.
Каждая группа выдвигает в течение минуты предложения на тему "Что нам нужно для того, чтобы в группе царила игра". По истечении времени каждая группа озвучивает свои предложения, с которыми остальные соглашаются или не соглашаются. Общие, с точки зрения всех групп, предложения отражаются в списке проблем.
Педагогами озвучиваются результаты взаимопроверки по организации игровой деятельности и определяются проблемы по результатам проверки, которые добавляются в общий список проблем.
Каждая группа вновь в течение минуты выдвигает свои версии по решению проблем. Эти версии ложатся в основу проекта решения педагогического совета.
Игра-разминка (приложение 1)
Игра сопровождает человека с раннего младенчества от "козы рогатой" до того дня, когда пришло время "сыграть свадебку". Будучи взрослыми, мы тоже продолжаем играть: с детьми, внуками, воспитанниками, друг с другом на праздниках. Вот и сегодня я предлагаю вам принять участие в игре "Русская старина". По окончании игры выделите задачи, которые вы поставили бы в этой игре перед детьми.
Брейн-ринг (приложение 2)
Капитан команды бросает куб с цифрами. Каждая из четырех команд по очереди отвечает на вопрос под тем номером, который выпал на кубе.
Жюри (заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог) оценивает ответ с точки зрения грамотности, быстроты, образности.
"Алло, справочное педагогическое бюро?" Решение педагогических ситуаций (приложение 3)
На экране мультимедиа цветные квадраты, капитан каждой из команд выбирает квадрат щелчком мышки, и на нем появляется описание педагогической ситуации, которую анализирует команда.
"Эрудит"
Задание командам составить глоссарий к сюжетно-ролевым играм, тематика которых заранее указана в конвертах для каждой команды.
Проект решения педагогического совета
1. В целях совершенствования условий для организации сюжетно-ролевых игр в группах пополнить развивающую среду и атрибуты для игр профессиональной направленности в соответствии с возрастом.
2. Разработать рекомендательный список методической литературы, в содержании которой представлены игры для детей разного дошкольного возраста.
3. Интегрировать игровую деятельность во все сферы воспитательно-образовательного процесса, для чего осуществлять календарное планирование, отдавая приоритет игровым формам взаимодействия с детьми.
4. Продолжать тесное сотрудничество с семьями воспитанников в целях формирования грамотного подхода института семьи к важности игры в жизни дошкольника.
Приложение 1.
На столах каждой команды лежат таблички с цифрами от 0 до 6. Команды отвечают на вопрос, поднимая нужную табличку. Фишку получает та команда, которая быстрее других и правильно подняла табличку. Побеждает команда, набравшая большее количество фишек.
Задание 1
На экране появляются пронумерованные иллюстрации к праздникам:
1. Рождество;
2. Масленица;
3. Крещение;
4. Пасха;
5. Новый год.
Вопросы:
- В этот день играют в игру "Покатушки".
- В этот праздник устраивают игрища.
- Этот праздник знаменит маскарадными масками.
- Хороводные игры - неотъемлемая часть этого праздника.
Задание 2
Жилище - одно из ярких проявлений культуры и самобытности народа. На экране перед вами - национальные жилища:
- Изба;
- Юрта;
- Хата;
- Вигвам;
- Иглу.
Вопросы:
- Сказочная девочка из этого жилища прыгала с подружками через костер.
- Народная музыкальная хороводная игра "Перепелочка" присуща жителям этого жилища.
- Обитатели этого жилища любят подвижную игру "Прорубь".
Задание 3
Перед вами персонажи детских художественных произведений:
1. Маша и медведь;
2. Малыш и Карлсон;
3. Гуси-лебеди;
4. Снежная королева.
Вопросы:
- Персонаж этой сказки играл золотыми яблочками.
- "Жмурки" - игра опасная для героини этого произведения.
- Этот персонаж играл в "Больного".
- Индейцы - любимая игра персонажей этого произведения.
Задание 4
На экране - головные уборы:
Кокошник;
Фуражка;
Пилотка.
Головной убор необходим многим. Вам предлагается выбрать головной убор, который необходим для игры в:
- супермаркет;
- ателье;
- дальнее плаванье.
Приложение 2.
Примерные вопросы к проведению брейн-ринга:
- Обозначьте понятие "игра".
- Приведите пример какой-либо классификации игр.
- Назовите условия для возникновения игры.
- Какова роль взрослого в организации детской игры?
- Каковы должны быть, на ваш взгляд, условия успешного руководства игрой?
- Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?
- Назовите игрушки, моделирующие семейные отношения.
- Назовите игрушки, предназначенные для выражения эмоционального состояния.
- В чем отличие игры режиссерской от сюжетно-ролевой игры?
- Каким должен быть стиль общения взрослого и ребенка в игре?
- Какой должна быть игрушка?
- Назовите общие умения педагога, необходимые для руководства игрой, независимо от возраста детей.
Приложение 3
Капитаны команд выбирают конверт с педагогической ситуацией, которую предлагается решить команде.
Саша принес в детский сад новую интересную игру, все дети живо интересуются, даст ли Саши поиграть и им в эту игру. Саша отвечает: "А что ты мне дашь?" и не разрешает играть безвозмездно. Ваши действия.
Воспитатель на прогулке организовала спортивные соревнования по командам. Команда, в которой была Света, несколько раз проигрывала из-за ее нерасторопности. Капитан команды выразил недовольство: "Не умеешь играть - не играй!" Девочка отошла в сторону, заплакала и после этого случая, несмотря на все уговоры воспитателя, больше не принимала участия в детских играх. Как возобновить желание играть у Светы?
Антону подарили на день рождения дорогую машину с дистанционным управлением. Он принес машину в детский сад, но предупредил, что никому не даст с ней играть, так как имел наставление от мамы никому машину не давать. Детям надоело просить, и они оставили Антона одного. Сначала Антон успокоился, но затем стал поглядывать в сторону играющих детей. Он отнес машину в шкафчик. Потом не выдержал и попытался вступить в контакт с детьми: "Можно, я с вами?" дети не приняли Антона в игру. Мальчик со слезами на глазах жалуется воспитателю. Как вы поступите в такой ситуации?
Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну". Как должен поступить педагог?
Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается. Как отреагировать в этом случае воспитателю? Как правильно вовлечь девочку в игру?