Задачи:
- Познакомить с понятием настроение
- Актуализировать знания о причинах изменения настроения и о способах управления своим настроением
- Развивать умения рефликсировать, анализировать собственное настроение.
- Развивать умения саморегуляции собственного настроения
Предварительная работа: Провести с учащимися этой группы/класса или другой группы/класса социологический опрос (желательно, чтобы его проводили и обрабатывали результаты сами учащиеся)
Примерное содержание опроса:
Выберите один вариант ответа - Плохое настроение у меня бывает:
- никогда
- редко
- часто
- почти всегда
1 слайд
Объявление темы беседы:
Сегодня мы поговорим о настроении, определим причины изменения настроения человека, обсудим и выберем способы, помогающие справится с плохим настроением.
2 слайд
Беседу можно начать со стихотворения:
Проснулся утром бодр и весел,
С улыбкой подошел к окну…
А там, и лужи, грязь, и сырость,
И что-то грустно стало вдруг.
Потом услышал новость я,
Как будто кто-то подтолкнул меня.
Стал прыгать, радостно кричать
И папу с мамой обнимать.
Вот это штука настроенье,
Лишь пять минут прошло, а столько изменений!
Немного теории:
Все мы употребляем слово «настроении», а что оно обозначает?
Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение определенного времени психические процессы и поведение человека.
3 слайд
Немного теории:
Настроение как эмоциональное состояние имеет свои особенности.
- Полярность (противоположность) составляющих настроения психических состояний. Каждое психическое состояние имеет свою противоположность: возбужденное – заторможенное, бодрое – подавленное, активное – пассивное, радостное – грустное, уверенности – неуверенности, удовлетворенности – неудовлетворенности и т.д.
- Изменчивость. Под влиянием каких – либо воздействий среды на психику человека, а бывает и от возникших у него мыслей или самовнушения настроение может смениться каким-то другим, иногда противоположным.
- Относительная устойчивость. В результате инертности и в зависимости от силы переживаний и силы воздействия среды. Например, когда причины переживания уже исчезли и зародилось новое настроение, от первоначального переживания остается «осадок» на какое-то время (может на неделю или месяц) полностью исчезает только со временем, в зависимости от силы переживания и воздействия, вызывающего другое настроение.
- Индивидуальное своеобразие. Обусловленное направленностью личности и психическими свойствами (опытом, темпераментом, характером, способностями) и особенностями психических процессов. Одни и те же обстоятельства и воздействия на психику у разных людей вызывают различные психические состояния.
- Внешняя выраженность. Любое настроение проявляется в позе, мимике, в движениях, сердцебиении и ритмах дыхания, покраснением лица или бледности.
- Настроение одного человека в группе легко передается другим, становясь групповым (коллективным) настроением как одним из важнейших проявлений группового, в частности коллективного сознания.
4 слайд
Обсуждение вопроса:
Как можно определить в каком настроение находится человек?
Настроение выдают движения, осанка, поза, руки.
(Определить настроение по картинкам)
При хорошем настроении руки спокойны, уверенны, никаких лишних движений, при плохом — сцеплены, сжаты в кулаки. Настроение отражается и на внешнем виде. Если человеку грустно, появляется сутулость, опускаются плечи, руки безвольно повисают вдоль туловища. В глазах тревога или апатия, безучастие.
Когда настроение бодрое, приподнятое, плечи расправлены, фигура становится как бы выше, взгляд острый, походка решительная, движения точные и расчетливые. Человек наполнен силой, и это сразу видно.
5 слайд
Обсуждение вопроса:
Каким может быть настроение человека? (хорошим, бодрым, грустным, печальным, радостным …)
Экспресс-методика «Определение настроения»
- Давайте проведем экспресс-опрос и определим какое у вас сейчас настроение.
(на столе у каждого лежат по 4 круга разных цветов:
- красный круг соответствует прекрасному, хорошему настроению
- зеленый круг соответствует спокойному, уравновешенному настроению
- черный круг соответствует плохому настроению,
если ваше настроение не подходит не под одно определение для этого имеется белый круг, который может означать выбранный вами цвет, который соответствует вашему настроению)
-По моей команде каждый поднимет выбранный круг в тон вашему настроению.
(подводятся итоги: если кто-то из ребят поднимает белый круг, необходимо уточнить в какой цвет мысленно раскрашен этот круг и какое настроении в данный момент)
6 слайд
Обсуждение вопроса:
Как часто люди испытывают плохое настроение?
Результаты социологического опроса:
Данные социологического опроса среди наших учащихся показывают, как часто бывает у них плохое настроение.
7 слайд
Обсуждение вопроса:
Какие могут быть причины появления плохого настроения у людей?
примерные ответы учащихся: (плохое слово, неприятный взгляд, неудача в чем-то, тишина, обидные слова, ссора, плохое известие, нет друзей, болит что-нибудь, публичные насмешки, плохое настроение окружающих…)
Все эти конкретные причины сводятся к трем основным:
- в каком состоянии находится организм человека;
- удовлетворяются или не удовлетворяются его потребности;
- как переживает он воздействие среды.
8 слайд
Обсуждение вопроса:
- Нужно ли управлять своим плохим настроением?
На этот вопрос отвечу вам словами древнегреческого философа Горации: «Управляй своим настроением, ибо оно, если не повинуется, то повелевает».
- Как вы понимаете это выражение?
- Подумайте, а что можно сделать, чтобы изменить свое плохое настроение?
Примерные ответы учащихся: (сменить обстановку, купить что-нибудь, сходить в спорт зал, выспаться, встретиться с другом, посмотреть юмористическую передачу, вышивать, улыбнуться, погулять с собакой, работать, веселая компания, подарить подарок, почитать книгу, посмотреть телевизор, прогуляться по улице, говорить о хорошем, встретиться с хорошими людьми, послушать музыку, заняться каким-нибудь делом …)
9 слайд
Подведение итогов обсуждения способов поднятия настроения:
Обсудив мы определили немало способов помогающих улучшить настроение.
- Давайте возьмем себе на заметку следующие несложные способы поднятия настроения
10 слайд
1. Поговорите с хорошим другом или позвоните ему. Скорее всего, он уже знает, чем он сможет вам помочь
11 слайд
2. Можно включить и послушать любимую музыку
12 слайд
3. Отвлечься и справится с плохим настроением всегда помогает спорт. Точнее даже любое физическое занятие, которое доставляет вам удовольствие. Это происходит потому, что когда мы занимаемся, в нашем организме вырабатываются эндорфины, гормоны радости
13 слайд
4. Побалуйте себя вкусненьким. Например, шоколадка поднимает уровень счастья, и это доказано! Мороженое – отличное лекарство против плохого настроения, оно успокаивает нервную систему, поднимает настроение, помогает справится с бессонницей. А бананы, они содержат серотонин, а серотонин, как известно, самым благотворным образом влияет на нашу нервную систему
14 слайд
5. Думайте о хорошем, не секрет, что часто наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем
15 слайд
6. Прогуляйтесь. На самом деле хорошая прогулка действительно помогает снять нервное напряжение и повысить жизненный тонус
16 слайд
7. Займитесь любимым делом (хобби). Через некоторое время вы обязательно почувствуйте вкус к жизни. Очень расслабляет!
17 слайд
8. Пообщайтесь с любимыми животными. Нежность и ласка домашних питомцев нередко становятся лучшим лекарством. Положительное влияние, которое животные оказывают на человека, объяснимо с научной точки зрения. Когда мы играем с веселым щенком или поглаживаем задремавшую на коленях Мурку, в организме вырабатываются «гормоны счастья» — эндорфины. Они помогают справится с плохим настроеним. В течение последнего двадцатилетия ученые все сильнее убеждаются в справедливости утверждения «домашние животные приносят счастье». Как показали научные исследования, питомцы способствуют возникновению общего ощущения благополучия, будучи своего рода легким лекарством, которое предотвращает недомогания и плохое настроение. А ведь счастливые люди, как правило, здоровы. Поглаживая кошку или наблюдая за рыбкой в аквариуме, мы расслабляемся. Прогулки с собакой дают стимул чаще бывать на свежем воздухе и сохранять активность, а еще это дополнительный повод выбраться в выходные в парк или за город. А для менее активных людей идеальным питомцем часто становится кошка. Она радует хозяина дружеским общением и нежной привязанностью
18 слайд
9. Нарисуйте свои проблемы на бумаге. В виде черной тучи или большого страшного паука. Не важно, что именно вы нарисуете, главное, чтобы во время рисования вы представляли, что вы рисуете именно свою проблему. Ту самую, которая вот уже который день портит вам настроение.
Практикум:
Давайте этот метод попробуем использовать прямо сейчас
19 слайд
10. И, наконец, универсальный способ для создания хорошего настроения - улыбка. Просто улыбнитесь себе и окружающим. Смотрите с улыбкой на этот мир! А он обязательно улыбнется вам в ответ. Давно известно, что внешнее выражение эмоций, мимика человека оказывает влияние на его внутреннее состояние. Поэтому – чаще улыбайтесь! Дарите улыбку всем. Вы сами не заметите, как настроение улучшится. А, кроме того. Улыбка имеет свойство «заражать» окружающих. И если вокруг улыбающиеся лица, то найти повод для огорчения и плохого настроения будет непросто.
Упражнение: Давайте улыбнемся себе, теперь повернемся к соседу, улыбнемся ему и постараемся сохранить улыбку как можно дольше.
20 слайд
Нашу сегодняшнюю беседу хочется завершить следующими сточками стихотворения, автор Наталья Гегер (в беседе были использованы первое и последнее четверостишия)
Как можно чаще улыбайся.
И радость всем свою дари.
С улыбкой лёгкой просыпайся
От счастья в облаках пари.
Жизнь так прекрасна, улыбайся.
И радость в сердце береги.
Дарить улыбку не стесняйся,
Поверить в чудо помоги.
Мгновеньем каждым наслаждайся,
Вокруг ты только посмотри.
Когда вдруг плохо – улыбайся,
И радость встретится в пути.
Попробуй, просто улыбайся.
Себя раскрой от всей души.
И быть счастливым постарайся,
«Тебя я жизнь люблю» - скажи.
Жизнь так прекрасна, улыбайся.
И засмеётся мир с тобой.
Как можно чаще улыбайся.
Встречай улыбкой день любой.
Учащимся в конце беседы раздаются памятки-буклеты (Приложение)
21 слайд
Учащихся поблагодарите за работу:
Спасибо за работу!
УЛЫБАЙТЕСЬ ЧАЩЕ!
Для подготовки беседы и презентации были использованы следующие источники и информационные ресурсы:
- Г.Р. Монина Е.К. Лютова – Робертс Материалы для работы с плакатами (серия психологический инструментарий на каждый день). Издательство «Речь» 2005 г.
- Слободняк Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении : практическое пособие. – М.: Айрис –пресс, 2003. - 256
- http://www.detskiysad.ru/ped/ped251.html
- http://www.andpositive.ru/l.php/sekrety-horoshego-nastroeniya.htm
- http://www.arabio.ru/polezno/kak_izbavitsya_plohogo_nastroeniya.htm
- http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-3338/
- http://www.jv.ru/blog/entry/26398
- http://www.mirpozitiva.ru/topics/topics44.html
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%83%D0%BB%D1%8B%D0%B1%D0%BA%D0%B0+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&rpt=image&