Интегрированный урок по музыке "Музыкальный образ"

Разделы: Музыка


Цель урока: Развитие музыкально-творческого мышления в процессе выполнения заданий, способствующих совершенствованию музыкальной грамотности.

Задачи урока:

  • Образовательная – создание целостного представления о едином художественном образе на основе выразительных средств музыки, живописи, литературы.
  • Развивающая – развитие эмоционально-образного видения мира, художественного мышления на материале урока (анализ, аналогия, сравнение).
  • Воспитательная – воспитание бережного отношения, любви к лучшим образцам русского искусства.

Музыкальный материал урока:

  • Песни на стихи С.А. Есенина «Листья падают», «Это золото осеннее».
  • Произведение П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» из фортепьянного цикла «Времена года».
  • «Музыкальный словарь» – вспомогательный материал, подготовленный по книге В.Г. Ражникова «Диалоги о музыкальной педагогике».

Дополнительный материал:

  • Портреты С.А. Есенина, П.И. Чайковского, И.И. Левитана, В.Д. Поленова.
  • Сборник стихов С.А. Есенина.
  • Стихотворение Б.Л. Пастернака «Зима приближается».
  • Стихотворение Н.Л. Брауна «Сергей Есенин».
  • Стихотворение Н.М. Рубцова «Улетели листья».
  • Репродукции картин: И.И. Левитана «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники»; И.С. Остроухова «Золотая осень»; В.Д. Поленова «Осень в Абрамцеве».
  • Цветные карандаши.
  • Карточки.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор.
  • Магнитофон.
  • Аудиокассеты.
  • Музыкальный инструмент (фортепиано).

Ход урока

I. Организационный момент

Звучит (тихо) музыка П.И. Чайковского из фортепьянного цикла «Времена года» («Октябрь. Осенняя песнь»).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада нашей с вами встрече. За окном октябрь – осень на дворе (Видеоряд репродукций на тему «Осень»). Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Она неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов и, может быть, для нас с вами. Нужно только вслушаться и всмотреться.

Учитель:

«Октябрь серебристо-ореховый.
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана».

Эти строки из стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака «Зима приближается» [1] словно советуют нам отложить все дела, сходить полюбоваться осенью, послушать её музыку. Ещё есть время. Взгляните на всё это, и вам станет радостнее жить.

II. Основная часть урока

Учитель: Тема сегодняшней нашей встречи – «Жизнь дарит музыке образы и звуки». А эпиграфом нашего урока станут слова французского писателя Оноре де Бальзака: «На музыкальном языке живописать – значит звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы» [2].

Всюду, в любом произведении искусства, будь то поэзия, музыка или полотно живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаём различные её грани. Жизнь открывается нам через изображения, через слово, через мелодию; каждое из этих открытий бывает по настоящему волнующим, заставляет размышлять, плакать, смеяться.

Чтобы выразить своё состояние через изображение природы художнику не нужно изображать абсолютно всё, что слышит ухо, что видит глаз. Мастера различных видов искусств стремятся запечатлеть то, что считают самым важным. Так они создают свой неповторимый художественный образ.

И для этого у литераторов, музыкантов, художников существуют свои особые, присущие данному виду искусства, выразительные средства.

Любое художественное произведение – это высказывание, это то, что не даёт спокойно жить творческому человеку и оно изливается у кого в линиях и цвете, у кого в звуке, а у кого-то – в словах и стихах.
И сегодня, знакомясь с произведениями различных видов искусства, мы будем учиться определять тему, глубже понимать смысл этих произведений, искать ряд схожих образов и настроений.

Перед вами видеоряд портретов поэтов, художников, композиторов. О ком из них будут следующие строки? (Видеоряд портретов: С.А. Есенин, П.И. Чайковский, И.И. Левитан, В.Д. Поленов).

Учитель:

«В этом имени – слово «есень»,
Осень, ясень, осенний букет.
Что-то есть в нём от русских песен:
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты,
Только скажут: Сергей Есенин,
Всей России встают черты».

Так о Есенине написал поэт Николай Леопольдович Браун в стихотворении «Сергей Есенин» [3]. Стихотворение написано к 100-летию со дня рождения поэта.

Вопрос: А что обозначает слово «есень»? (Слово «есень» – старославянского происхождения, обозначает – «осень»). На современном языке фамилия поэта звучала бы так: Осенин Сергей.

Учитель: Давайте послушаем сообщения ребят о творчестве Сергея Есенина (Сообщения учеников).

  1. Сергей Александрович Есенин – исконно русский, глубоко национальный поэт. Родился он осенью, 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии.

  2. Поэт Руси, он взял у её природы даже характерные черты своей внешности. Чарующую синеву очей – у бездонных озёр и голубых небес; мягкие кудри – у крон родных берёз; золото волос – у российских нив.
    «Я готов рассказать тебе поле,
    Эти волосы взял я у ржи,
    Если хочешь, на палец вяжи –
    Я нисколько не чувствую боли...»
    (Шаганэ ты моя, Шаганэ!..).

  3. А главное, он взял у Родины глубокую и необъятную душу. «Душа моя – поле безбрежное...» – так говорил поэт.

  4. Сергей Есенин воспевал в своих стихах природу, и не зря его называли певцом русской природы.

  5. Специально для песен Есенин стихи не писал, но впоследствии более 200 стихов поэта были переложены на музыку.

  6. Весной 2007 года в нашем городе Воронеже был установлен памятник поэту Сергею Есенину, который был создан московским скульптором Анатолием Бичуковым за 21 день.

  7. На торжественном открытии памятника Есенину присутствовали: Сергей Безруков, исполнитель роли Сергея Есенина в одноименном художественном фильме, его отец, автор бюста, а также жители нашего города. По предложению актера аллея, на которой установлен памятник, отныне называется – Есенинская.

  8. Освятил этот памятник настоятель Казанского храма села Константиново протоиерей Александр Куропаткин – того самого храма, где когда-то крестили великого русского поэта.

Вопрос: Вспомните, какие вы знаете песни на стихи Сергея Есенина? («Отговорила роща золотая», «Письмо матери», «Над окошком месяц», «Листья падают», «В том краю, где желтая крапива», «Листва золотая», «Не жалею, не зову, не плачу» и др.).

Учитель: Давайте исполним одну из песен на стихи Сергея Есенина «Листья падают» (Учащиеся исполняют песню «Листья падают»).

Вопросы для обсуждения:

  1. К какому жанру живописи вы отнесли бы песенно-поэтические зарисовки?
  2. Приносит ли осень радость?
  3. Какие чувства вы испытываете осенью?
  4. Попытайтесь через услышанную интонацию слова поэта определить главную его мысль? (Песня пронизана любовью к природе. Чувствуется восхищение поэта этим уголком родной земли).
  5. Есть ли в словах песни яркие краски осени?

Учитель: От поэзии Сергея Есенина перейдём с вами к живописи, которая живёт в семье муз (музыке, литературе) и охотно помогает им. Я вас приглашаю на вернисаж картин русских художников (Видеоряд: И.И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники»; И.С. Остроухов «Золотая осень»; В.Д. Поленов «Осень в Абрамцеве»).

Вопрос: Какая общая тема объединяет эти картины? (Осень).

Учитель: Перейдем к творческому заданию № 1 «Палитра», которое активизирует процесс слушания музыки, способствует цветовому восприятию музыки.

Вопрос: Если бы вы были художниками, какие оттенки использовали бы для отражения образа осени? (Красный, желтый, оранжевый, коричневый).

Задание: В процессе слушания музыки русского композитора Петра Ильича Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь»из фортепьянного цикла «Времена года», необходимо разукрасить карточки цветовыми оттенками, элементами орнамента, созвучными вашим ощущениям, переживаниям в данный момент. (Слушая музыку Чайковского, учащиеся выполняют творческое задание «Палитра»).

На экране проектора эпиграф из А.К. Толстого к произведению П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь»:

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят...»[4].

Вопрос: Расскажите о том, что вы услышали? (Композитор своей музыкой хотел передать нам состояние природы. Осенью всегда настроение грустное, так как листья с деревьев опадают, постоянно дует ветер. Все напоминает о том, что скоро настанет холодная зима).

Выполнение задания: (опрос-анализ) сравнение цветовых и музыкальных ощущений (цвет – орнамент – характер музыки – настроение человека).

Учитель: Непревзойдённым мастером настроения в живописи по праву называют русского художника Исаака Ильича Левитана. Его часто сравнивают с Чайковским, в музыке которого русская природа нашла удивительно сердечное выражение.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какая из картин осеннего пейзажа выделяется по своему содержанию? (И.И. Левитан «Осенний день. Сокольники»).
  2. Почему именно эта картина? (Это единственная картина И.И. Левитана, на которой присутствует человек).
  3. Всмотритесь в работу художника и постарайтесь проникнуться сюжетом картины. О чём хотел рассказать нам художник? (Мы видим незнакомую женщину, медленно идущую. Лица её не видно. Это одинокая женщина. Она в чёрном платье. Вероятно, она о чём-то думает, вспоминает, переживает. Её переполняют чувства тоски, печали, одиночества. Небо серое, деревья почерневшие – поздняя осень, скоро наступят холода).

Учитель: Всё верно. Вы попытались раскрыть содержание картины. «Осенний день. Сокольники» – это единственный пейзаж И.И. Левитана , где «серая золотая осень, печальная как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце» – так в «Книге о художниках» рассказывает русский писатель Константин Георгиевич Паустовский [5].

Учитель: Предлагаю для вас творческое задание № 2 «Вы — музыканты-композиторы».

Задание: Отталкиваясь от содержания картины И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники», используя свои впечатления, владея средствами музыкального языка – составить музыкальную характеристику «воображаемого» музыкального произведения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Характер музыки (Определяется по словарю В.Г. Ражникова[6]).
  2. Движение мелодии (Постепенное, плавное).
  3. Лад (Минор).
  4. Темп (Спокойный).
  5. Ритм (Равномерный, чтобы передать тихие шаги женщины).
  6. Размер (4/4).А почему не 2/4?(Слишком частое чередование шагов).Почему не 3/4? (В таком размере заложена танцевальность).

Вопрос: Определите форму вашего музыкального произведения? Сколько музыкальных частей? (Одна часть, так как на картине изображён только один эпизод жизни этой женщины).

Критерии выставления оценок учителем за творческие задания № 1 и № 2:

  1. Активность.
  2. Гибкость мышления.
  3. Точность.
  4. Качество ответа.

Учитель: «Протокольная правда никому не нужна, – говорил Исаак Ильич Левитан. – Важна ваша песня, в которой вы поёте лесную или садовую тропинку» [2]. На нашем сегодняшнем уроке звучала фортепьянная музыка П.И. Чайковского.

Задание: Сопоставьте картины осени на полотнах И.И. Левитана с произведением П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь». Ощутите нечто родственное в этих произведениях.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое музыкальный пейзаж? (Музыкальный пейзаж — это пейзаж настроения).
  2. Какова роль эпиграфа А.К. Толстого к музыкальному произведению П.И. Чайковского? (Эпиграф указывает, что это программная музыка).
  3. Созвучно ли настроение картины и музыкального произведения? (Мотив грусти, сожаления).
  4. Как соотносится музыкальный образ к образу картины? (Композитор не просто стремится передать прекрасный образ увядающей природы. Он вносит в звучание этой пьесы щемящую человеческую ноту. Образ тоски, разлуки, одиночества роднит эти произведения).

Учитель: Молодцы! И художнику, и композитору средствами своего искусства, удалось спеть свою песнь в искусстве – лирическую песнь русской души!

III. Заключение урока

Учитель: Человеческая душа во все времена способна страдать и восхищаться, она несёт в себе глубокое поэтическое и музыкальное видение мира, окружающей нас жизни.

Учитель:

«Улетели листья с тополей –
Повторилась в мире неизбежность...
Не жалей ты листья, не жалей,
А жалей любовь мою и нежность!
Пусть деревья голые стоят,
Не кляни ты шумные метели!
Разве в этом кто-то виноват,
Что с деревьев листья улетели?»

Так написал об осени поэт Николай Михайлович Рубцов в стихотворении «Улетели листья» [7].

Ребята! Сегодня на уроке мы обращались к музыкальной и живописной поэзии С.А. Есенина, к музыкальной и поэтичной живописи И.И. Левитана, к живописной и поэтической музыке П.И. Чайковского.

Вопрос: Какие же художественные образы были созвучны во всех этих произведениях? (Образ осени; образ грусти, тоски, одиночества человека).

Все эти произведения были созданы в 19-20 веках.

Вопрос: Современен ли художественный образ этих произведений сейчас? (Да, т.к. эти чувства – ощущение печали, тоски, одиночества, и в то же время, чувства восхищения красотой осенней природы – присутствуют в жизни всех людей, независимо от времени, в котором они живут или жили).

Учитель: Обращаясь к теме и эпиграфу нашего урока, можно сказать, что не всегда жизнь дарит нам возможность открыться, возможность быть понятым. И тогда на помощь приходит поэзия, живопись и конечно же музыка с её ласковым и деликатным прикосновением, музыка утешающая, примиряющая. А сейчас исполним песню на слова Сергея Есенина «Это золото осеннее» (Учащиеся исполняют песню С. Есенина «Это золото осеннее»).

Учитель: К.Г. Паустовский в рассказе «Наедине с осенью» писал: «Сейчас я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства. И вот это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла» [8].

Я от всей души хотела бы пожелать вам, чтобы вы всегда верили в то, что жизнь- это чудо, это сказка, только у каждого своя.

Список литературы

  1. Стихотворения и поэмы. Составитель Л.А. Озеров. – Л.: Советский писатель, 1976.
  2. Тарасов Л.М. Музыка в семье муз. Очерки. – Л.: Детская литература, 1985. -159 с.
  3. Произведения Н.Л. Брауна. Избранное.- Л.: Художественная литература, 1972.
  4. Толстой А.К. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Стихотворения. – М.: Художественная литератора, 1981.
  5. Паустовский К.Г. Книга о художниках. – М.: Искусство, 1966. – 152 с.
  6. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Классика-ХХI, 2004. – 136с.
  7. Николай Рубцов. Стихотворения. Поэзия XX века. – М.: Профиздат, 1998.
  8. Паустовский К.Г. Наедине с осенью. 2-е изд. – М.: 1972.
  9. Научно-методический журнал «Музыка в школе». К 110-летию со дня рождения Сергея Есенина. № 4, 2005.
  10. Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 128 с.
  11. Воспоминания о Сергее Есенине. Сборник. Изд. 2-е. Под общ. ред. Ю.П. Прокушева. – М.: Московский рабочий, 1975.
  12. Кузнецова М.Н., Орлова В.Н., Пестрякова Н.А. Литературные вечера. 7-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 352 с.
  13. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1989.
  14. Сергей Есенин. Лирика. – Новосибирск: Западно-сибирское книжное издательство, 1977.
  15. Три века русской поэзии. Составитель Н. Банников. – М.: Просвещение, 1968.