Игровые приемы, на которых построено занятие, являются развивающими. Образно-символический характер используемых игр «Солнышко», «Травка», «Озеро», «Птички», «Бабочки», способствует развитию воображения, наглядно-образного мышления. Эмоционально яркие приемы развивающего обучения, используемые на занятии, способствуют развитию эмоционального восприятия мира детьми, что положительно влияет на расширение детского кругозора и формирование познавательного интереса. Важна роль положительного эмоционального фона на занятии изодеятельности нетрадиционным способом в развитии творческих способностей детей, поддержании интереса к изобразительному творчеству. Такое занятие является источником хорошего настроения ребенка.
Цель занятия: в игровой форме познакомиться с детьми в процессе создания коллективной работы:
а) развивать тактильную чувствительность; учить рисовать солнце, птиц, траву, рыб, бабочек ладошками;
б) дать детям представление о новых способах изображения при помощи ладошек;
в) учить дифференцировать и идентифицировать оттиски в рисунке с отпечатками рук;
г) воплощать замысел через игру.
Оборудование занятия для детей: краска для рисования руками, бумага большого формата, тряпочки для рук, емкости для воды, кисти.
Оборудование для педагога: доска, мел, 5 столов, работы детей, выполненные в данной технике, вырезанные ладошки-визитки для детей.
Тип занятия: Фантазия, творчество. Коллективная работа детей.
План занятия:
- Приветствие.
- Организационный момент.
- Знакомство с детьми.
- Объявление темы занятия. Осмысление детьми (обыгрываем тему, пластика).
- Объяснение практического задания.
- Практическая работа.
- Подведение итогов.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Знакомство с детьми.
Оптимизация внимания детей. Проверка готовности к занятию.
Педагог:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки,
Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!
В начале занятия происходит знакомство с детьми с помощью ладошек. Дети называют свои имена и хлопают в ладоши с педагогом.
Затем педагог раздает вырезанные ладошки из цветной бумаги. Детям предлагается сделать визитки, написав на бумажной ладошке свое имя фломастерами. Визитки прикрепляются на одежду воспитанников.
Педагог: Ребята! Вот мы с вами и познакомились, соприкоснувшись друг с другом теплыми ладошками.
Сегодня мы с вами найдем еще одно очень важное применение нашим теплым ладошкам.
В нашей изостудии дети рисуют красками, карандашами, мелками, пастелью, еще и ладошками. И мы сегодня с вами попробуем рисовать ладошками.
Сегодня на занятии мы создадим большую солнечную картину, которая будет нам дарить тепло и называться
III. «Наша мечта о лете».
Ребята! Давайте вспомним солнечное лето! Что напоминает нам о нем?
Воспитанники: Солнце! Трава, озеро, бабочки, птички! Солнечная и теплая погода.
Педагог предлагает детям разделиться на 5 групп по 2-3 человека. Каждой группе присваивается название:
- «Солнышко»
- «Травка»
- «Озеро»
- «Бабочки»
- «Птички»
Группы становятся по кругу в классе. Педагог предлагает детям проиллюстрировать (обыграть) картину «Наша мечта о лете».
Группа «Солнышко» показывает солнце, лучи, раскинув руки в разные стороны и раскрыв ладошки. Дети в процессе игры эмоциями передают тепло и яркость солнца.
Группа «Травка» показывают траву на поляне. Дети поднимают руки вверх, двигают ими из стороны в сторону, стараясь передать движение, колыхание травы под дуновением ветра. Показ может дополняться звуковым сопровождением – дети имитируют шелест травы.
Группа «Озеро» показывают гладь озера, всплески, небольшие волны. Показ дополняется звуковым сопровождением. Дети имитируют крик уток. Поднимают руки вверх, показывая камыши.
Группа «Бабочки» показывают полет бабочек. Дети поднимают руки, взмахивают ими, имитируя крылья бабочки.
Группа «Птички» показывают птичек. Дети взмахивают руками, как крыльями. Показ сопровождают имитацией трели птиц, щебетанья.
Педагог: Какое замечательное, солнечное, прекрасное, теплое лето мы сейчас увидели! Мы с вами словно окунулись в него. А теперь эту картинку вам необходимо перенести на бумагу, передать все это красками.
Сделаем мы это необычно.
Перед детьми развешены работы детей, выполненные ладошками.
Мы – художники! А какие?
Очень, братцы, непростые:
Можем рисовать руками,
Пальцами и ногами,
На полу, песке и стенке,
Можем рисовать коленкой,
Носом даже языком!
С нами вы теперь знакомы
И просим вас мы отгадать,
Чем могли мы рисовать.
Эти странные картины,
Что стоят, как на витрине?
А на этой вот картине
След от ручки-половинки:
Руку в краску опустили
Ей немножко поводили
И с размаху – тяп и ляп –
Получился будто краб.
Мы подскажем вам немножко
След оставлен здесь – ЛАДОШКОЙ.
Дети рассматривают рисунки, выполненные в технике «оттиски ладошками».
IV. Практическая работа.
Педагог: Ребята! Теперь создадим все вместе большое декоративное панно «Наша мечта о лете».
На столе лежит большой лист бумаги.
Педагог показывает приемы выполнения данной работы. Детям предложена палитра красок – цветов, необходимая для создания панно. Группы «Солнышко», «Травка», «Озеро», «Бабочки», «Птички» самостоятельно выбирают из палитры необходимые для себя краски. Ребята распределяются по периметру листа бумаги, находя свои места, например, «Солнышко» располагается в верхней части листа на месте неба, «Травка» в нижней части листа и т.д. Педагог предлагает детям выбрать несколько цветов и оттенков для передачи объектов. Например, для рисования солнца – желтый, оранжевый, красный. Для рисования травы – светло-зеленый, зеленый, травяную зелень и т.д. При рисовании озера – белый, голубой, ультрамарин, синий, фиолетовый. Можно дорисовать кистью камыши вокруг озера. Воспитанники создают свою цветовую гамму для оттисков. Краски наносят на лист форматом А-4 и приступают к выполнению работы.
Педагог: Какая прекрасная солнечная картина получилась у вас. Все, о чем говорили во время занятия о лете, теплое солнце, озеро, травка, бабочки, птички - все это мы видим на ней. Ребята! У каждой картины есть авторы, художники всегда подписывают свои работы. Вы все являетесь соавторами и нужно обязательно оставить на картине свои автографы. Давайте дополним панно цветами, составленными из ваших визиток-ладошек (дети снимают визитки, составляют из них цветы и приклеивают над травой). Это замечательное панно, выполненное вами дружно и весело, мы повесим в нашем кабинете, чтобы оно напоминало нам о теплых деньках и согревало нас в холодное время года. Сегодня вы научились рисовать ладошками, познакомились с новой техникой рисования и поиграли.
Вот и подошло к концу наше занятие! Мы с вами познакомились и вместе прекрасно поработали. Вот результат нашей работы. Все молодцы! Из вас получатся прекрасные юные художники!
Вопросы для беседы с воспитанниками:
- Что такое изобразительное искусство?
- Кого мы называем художником?
- 3.Чем рисуют художники?
- Какую цветовую гамму мы представляем, вспоминая лето?
- Солнечное лето – что напоминает нам о нем?
Литература:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
- Журнал «Дополнительное образование». №4, 2004.
- Казакова Т.Г. Цветные пейзажи. – М.: Карапуз, 1998.
- Лыкова И.А. Мы лепили, мы играли… – М.: Карапуз, 2005.
- Материалы курса «Особенности обучения школьников по программе Б.Н.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»»: лекции 5-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
- Пантелеев Г.Н. Детский дизайн: художественное творчество в детском саду и в семье. – М.: Карапуз, 2006.
- Юсов Б.П., Савенкова Л.Г., Сухова Т.И. «Живой мир искусства»: Программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.