Цель: заинтересовать учеников начальной школы проблемами современной экологии и дать навыки поиска решения поставленных экологических задач.
Задачи.
- Научить понимать красоту окружающего мира через непосредственное соприкосновение с природой.
- Воспитать творческую личность, умеющую настойчиво трудиться, думать.
- Дать прочные знания, дополнительно к тем, которые получают на уроках окружающего мира.
- Научить самостоятельно ставить проблему и искать пути её решения.
- Формировать коммуникативные умения.
- Развивать творчество и фантазию детей.
- Развивать познавательные интересы.
- Развивать речь детей.
- Развивать логическое мышление.
- Познакомить детей с произведениями о насекомых.
- Учить бережно относиться к природе.
Положение о викторине.
- Ученики 2-3 класса делятся на 2-3 команды.
- Жюри 3 человека (библиотекарь, воспитатель ГПД, родители).
- Конкурсы оцениваются по пятибалльной системе.
- Итоги подводятся после каждого раунда.
- 1, 3, 5 раунды проводятся по аналогии с игрой “Брейн-ринг”(сигналы дети подают детской игрушкой-пищалкой).
- Награждение:
- Дипломы 1, 2, 3 степени.
- Книги о насекомых, птицах.
- Вся викторина подготовлена презентацией.
Вступительная беседа
Сегодня мы поговорим с вами об увлекательной науке, изучающей насекомых- энтомологии.
Мы вспомним книги, которые вы читали, поиграем в игры, где надо будет назвать имена некоторых маленьких жителей наших садов и парков.
Наша викторина-игра будет называться “Мир под ногами”.
1 раунд посвящён книге писателя В.Бианки “Лесная газета”.
Целую неделю в ГПД вы читали рассказы этого удивительного писателя и, наверное, поняли, что все его рассказы познавательны, интересны, как и весь живой мир.
В нашей викторине 6 раундов
1 раунд
“Насекомые в рассказах В.Бианки”
(6 слайдов. Вопрос – ответ)
1. Кто раньше появляется весной: летучие мыши или летучие насекомые? (Насекомые. А уже после их вылета появляются летучие мыши, для которых насекомые служат пищей)
2. Зачем грачи ходят по полю за пахарем? (В земле много червей и насекомых)
3. Зачем скворцы и галки “катаются” верхом на коровах, овцах и лошадях? (Таскают шерсть для гнёзд, а так же выбирают насекомых и их личинок из шерсти животных)
4. Какие жуки носят названия тех месяцев, в которых появляются? (Майский, июльский)
5. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него)
6. Куда осенью исчезают бабочки? (Большинство из них гибнет с первыми холодами. Некоторые спасаются под корой деревьев, в щелях домов, заборов)
2 раунд.
Домашнее задание
(Вместе с детьми мы выбираем произведение, в котором есть насекомое и в группе продлённого дня репетируем. Это может быть басня, сказка, стихотворение)
И.А.Крылов “Стрекоза и муравей”.
К.Льдов “Господин Учитель – Жук”.
К.И.Чуковский “Муха-цокотуха”.
3 раунд.
Паучки
Сейчас мы поговорим о существах, которые очень похожи на насекомых, но ими не являются.
Кто догадался,о ком пойдёт речь?
(4 слайда: Вопрос – ответ)
1. Сколько ног у паука? (8 ног. Именно этим он и отличается от насекомых. У них 6 ног)
2. Как паук-крестовик, сидящий в засаде, узнаёт, что к нему в паутину попала добыча? (Он лапкой держит туго натянутую ниточку- паутинку, прикреплённую другим концом к паутине. Когда добыча в паутине, ниточка дёргает паука за ногу)
3. Кто строит себе дом из пузырьков воздуха под водой? (Водяной паук-серебрянка)
4. Каких пауков называют “бродягами”? (Тех, которые не ткут паутину для ловли добычи)
4 раунд.
“Поле чудес”
Бабочки.
По 1 игроку от команды.
Отгадывают 2 слова.
(4 слайда: Вопрос – ответ)
Бабочки, должно быть, одни из самых красивых существ на Земле!
Они похожи на ожившие цветы, причудливость и я яркость окраски их крыльев поистине сказочная. Множество волшебных сказок и легенд сложено о бабочках. Имена у них очень красивые: Аполлон, Икар, Гектор, Психея…
(Показ рисунков)
Сегодня мы будем угадывать их имена
Игра 1
Эта бабочка вредная. Её имя связано с названием растения, которому она приносит вред. Её гусениц хорошо склёвывают птицы.
Капустница.
Игра 2
Эта бабочка разноцветная: основной цвет - зелёный, красные кружочки и полоски. Она достаточно большая.
Пестрянка.
5 раунд.
Насекомые в сказках и фантастических рассказах
Сейчас мы вспомним насекомых, которые повстречались на страницах любимых произведений.
(6 слайдов: Вопрос – ответ)
1. В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в сказке А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”. (Комар, муха, шмель)
2. Один из лесных докторов-насекомых, лечивших Буратино. (Богомол)
3. Один из женихов Дюймовочки тоже был насекомым. Назовите его. (Майский жук)
4. В кого превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В.Медведева “ Баранкин, будь человеком!”. (Бабочки: Махаон и Капустница; муравьи)
5. В книге Р.Киплинга “Маугли”. Маленький народ не любил запаха человека. Что за насекомые скрываются за этим названием? (Дикие пчёлы)
6. В какой книге обыкновенная стрекоза вдруг оказалась для двух ребят огромной, “как самолёт, а трава на берегу лужи – высокой, как зелёная стена леса”? (Я.Ларри “Необыкновенные приключения Карика и Вали”)
6 раунд.
“Пойми меня”
Игра 1
Один человек от команды выходит за дверь.
Каждая команда получает задание, где написано название насекомого.
За 1 минуту члены команды пишут слова- ассоциации, связанные с этим насекомым.
Входящий ученик отгадывает название насекомого по словам-ассоциациям, которые называют члены команды.
Комар, бабочка, муха.
Игра 2
Один человек от команды должен показать насекомого пантомимой.
Жук, пчела, бабочка.
Итог.
Наша викторина - путешествие в таинственный и загадочный мир под ногами закончилась.
Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты.
Эти удивительные существа - насекомые.
У нас четыре конечности - у них шесть. У нас два глаза, а у них бывает и два, и четыре, и пять, и десять. У нас орган слуха - уши на голове, а у насекомых могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге.
На нашей планете свыше миллиона различных насекомых.
Все очень интересны.
Давайте будем их охранять и беречь!
Жюри подводит итоги.
Награждение.
Используемая литература
1. В Бианки “Лесная газета”.
2. Энциклопедия “Что такое? Кто такой? М.: Педагогика-Пресс. 1994 г.
3. Атлас-определитель “Насекомые”. М.: Дрофа. 2007 г.
4 Атлас-определитель “Пауки” М.: Дрофа. 2007 г.
5. Всё обо всём. Насекомые. М.: Астрель. АСТ. 2008 г.
6. Узнай мир. Школьный путеводитель. Насекомые. С-П А.В.К. –Тимошка. 2005 г.
7. Узнай мир. Школьный путеводитель. Пауки. С-П А.В.К. -Тимошка. 2005 г.
8. А.Брем “Жизнь животных”. М.: Эсмо. 2009 г.
9. Атлас. Насекомые (учебное пособие). С-П. ЧеРо-на-Неве. М. Из-во МГУ. 2000 г.