Энтомологическая викторина "Мир под ногами"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель: заинтересовать учеников начальной школы проблемами современной экологии и дать навыки поиска решения поставленных экологических задач.

Задачи.

  • Научить понимать красоту окружающего мира через непосредственное соприкосновение с природой.
  • Воспитать творческую личность, умеющую настойчиво трудиться, думать.
  • Дать прочные знания, дополнительно к тем, которые получают на уроках окружающего мира.
  • Научить самостоятельно ставить проблему и искать пути её решения.
  • Формировать коммуникативные умения.
  • Развивать творчество и фантазию детей.
  • Развивать познавательные интересы.
  • Развивать речь детей.
  • Развивать логическое мышление.
  • Познакомить детей с произведениями о насекомых.
  • Учить бережно относиться к природе.

Положение о викторине.

  1. Ученики 2-3 класса делятся на 2-3 команды.
  2. Жюри 3 человека (библиотекарь, воспитатель ГПД, родители).
  3. Конкурсы оцениваются по пятибалльной системе.
  4. Итоги подводятся после каждого раунда.
  5. 1, 3, 5 раунды проводятся по аналогии с игрой “Брейн-ринг”(сигналы дети подают детской игрушкой-пищалкой).
  6. Награждение:
    • Дипломы 1, 2, 3 степени.
    • Книги о насекомых, птицах.
    • Вся викторина подготовлена презентацией.

Вступительная беседа

Сегодня мы поговорим с вами об увлекательной науке, изучающей насекомых- энтомологии.

Мы вспомним книги, которые вы читали, поиграем в игры, где надо будет назвать имена некоторых маленьких жителей наших садов и парков.

Наша викторина-игра будет называться “Мир под ногами”.

1 раунд посвящён книге писателя В.Бианки “Лесная газета”.

Целую неделю в ГПД вы читали рассказы этого удивительного писателя и, наверное, поняли, что все его рассказы познавательны, интересны, как и весь живой мир.

В нашей викторине 6 раундов

1 раунд
“Насекомые в рассказах В.Бианки”

(6 слайдов. Вопрос – ответ)

1. Кто раньше появляется весной: летучие мыши или летучие насекомые? (Насекомые. А уже после их вылета появляются летучие мыши, для которых насекомые служат пищей)

2. Зачем грачи ходят по полю за пахарем? (В земле много червей и насекомых)

3. Зачем скворцы и галки “катаются” верхом на коровах, овцах и лошадях? (Таскают шерсть для гнёзд, а так же выбирают насекомых и их личинок из шерсти животных)

4. Какие жуки носят названия тех месяцев, в которых появляются? (Майский, июльский)

5. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него)

6. Куда осенью исчезают бабочки? (Большинство из них гибнет с первыми холодами. Некоторые спасаются под корой деревьев, в щелях домов, заборов)

2 раунд.
Домашнее задание

(Вместе с детьми мы выбираем произведение, в котором есть насекомое и в группе продлённого дня репетируем. Это может быть басня, сказка, стихотворение)

И.А.Крылов “Стрекоза и муравей”.

К.Льдов “Господин Учитель – Жук”.

К.И.Чуковский “Муха-цокотуха”.

3 раунд.
Паучки

Сейчас мы поговорим о существах, которые очень похожи на насекомых, но ими не являются.

Кто догадался,о ком пойдёт речь?

(4 слайда: Вопрос – ответ)

1. Сколько ног у паука? (8 ног. Именно этим он и отличается от насекомых. У них 6 ног)

2. Как паук-крестовик, сидящий в засаде, узнаёт, что к нему в паутину попала добыча?  (Он лапкой держит туго натянутую ниточку- паутинку, прикреплённую другим концом к паутине. Когда добыча в паутине, ниточка дёргает паука за ногу)

3. Кто строит себе дом из пузырьков воздуха под водой? (Водяной паук-серебрянка)

4. Каких пауков называют “бродягами”? (Тех, которые не ткут паутину для ловли добычи)

4 раунд.
“Поле чудес”

Бабочки.

По 1 игроку от команды.

Отгадывают 2 слова.

(4 слайда: Вопрос – ответ)

Бабочки, должно быть, одни из самых красивых существ на Земле!

Они похожи на ожившие цветы, причудливость и я яркость окраски их крыльев поистине сказочная. Множество волшебных сказок и легенд сложено о бабочках. Имена у них очень красивые: Аполлон, Икар, Гектор, Психея…

(Показ рисунков)

Сегодня мы будем угадывать их имена

Игра 1

Эта бабочка вредная. Её имя связано с названием растения, которому она приносит вред. Её гусениц хорошо склёвывают птицы.

                   

Капустница.

Игра 2

Эта бабочка разноцветная: основной цвет - зелёный, красные кружочки и полоски. Она достаточно большая.

                 

Пестрянка.

5 раунд.
Насекомые в сказках и фантастических рассказах

Сейчас мы вспомним насекомых, которые повстречались на страницах любимых произведений.

(6 слайдов: Вопрос – ответ)

1. В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в сказке А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”. (Комар, муха, шмель)

2. Один из лесных докторов-насекомых, лечивших Буратино. (Богомол)

3. Один из женихов Дюймовочки тоже был насекомым. Назовите его. (Майский жук)

4. В кого превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В.Медведева “ Баранкин, будь человеком!”. (Бабочки: Махаон и Капустница; муравьи)

5. В книге Р.Киплинга “Маугли”. Маленький народ не любил запаха человека. Что за насекомые скрываются за этим названием? (Дикие пчёлы)

6. В какой книге обыкновенная стрекоза вдруг оказалась для двух ребят огромной, “как самолёт, а трава на берегу лужи – высокой, как зелёная стена леса”? (Я.Ларри “Необыкновенные приключения Карика и Вали”)

6 раунд.
“Пойми меня”

Игра 1

Один человек от команды выходит за дверь.

Каждая команда получает задание, где написано название насекомого.

За 1 минуту члены команды пишут слова- ассоциации, связанные с этим насекомым.

Входящий ученик отгадывает название насекомого по словам-ассоциациям, которые называют члены команды.

Комар, бабочка, муха.

Игра 2

Один человек от команды должен показать насекомого пантомимой.

Жук, пчела, бабочка.

Итог.

Наша викторина - путешествие в таинственный и загадочный мир под ногами закончилась.

Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты.

Эти удивительные существа - насекомые.

У нас четыре конечности - у них шесть. У нас два глаза, а у них бывает и два, и четыре, и пять, и десять. У нас орган слуха - уши на голове, а у насекомых могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге.

На нашей планете свыше миллиона различных насекомых.

Все очень интересны.

Давайте будем их охранять и беречь!

Жюри подводит итоги.

Награждение.

Используемая литература

1. В Бианки “Лесная газета”.

2. Энциклопедия “Что такое? Кто такой? М.: Педагогика-Пресс. 1994 г.

3. Атлас-определитель “Насекомые”. М.: Дрофа. 2007 г.

4 Атлас-определитель “Пауки” М.: Дрофа. 2007 г.

5. Всё обо всём. Насекомые. М.: Астрель. АСТ. 2008 г.

6. Узнай мир. Школьный путеводитель. Насекомые. С-П А.В.К. –Тимошка. 2005 г.

7. Узнай мир. Школьный путеводитель. Пауки. С-П А.В.К. -Тимошка. 2005 г.

8. А.Брем “Жизнь животных”. М.: Эсмо. 2009 г.

9. Атлас. Насекомые (учебное пособие). С-П. ЧеРо-на-Неве. М. Из-во МГУ. 2000 г.