Все чаще и чаще наше внимание в процессе изучения иностранного языка обращается к такому всеохватывающему виду искусства как музыка. С одной стороны она формирует эстетическое отношение к действительности, несет в себе духовное начало, эмоциональную насыщенность, огромный энергетический потенциал, что позволяет создать одухотворенную обстановку в классе. С другой стороны, речь и музыка имеют одинаковые параметры и интонацию, ударение, фразовое строение, паузы, высоту тона, темп. Данное сходство объясняется тем, что в первооснове речи и музыки лежит одно и то же физическое явление – звук.
Еще один немаловажный фактор – необходимость использования музыки при изучении иностранного языка. По утверждению как отечественных, так и зарубежных психологов, музыка является одним из эффективных способов запоминания лингвистического материала, поскольку представляет такой вид деятельности, который вовлекает в работу оба полушария головного мозга, что в свою очередь способствует хранению изучаемого материала и, как показывает опыт, его более быстрому воспроизведению.
Важной особенностью развития памяти у детей младшего школьного возраста является более резкое, чем у взрослых, разграничение каналов восприятия и запоминания информации. В классе всегда есть дети – визуалы, аудиалы, кинестетики и дети с отсутствием четко выраженной склонности к какому-либо определенному типу восприятия или со смешанным типом. Кроме того, практически у всех школьников в этом возрасте развита, в отличие от взрослых людей, тактильная память. Работая в таком классе, особенно на начальном этапе, когда непроизвольное внимание у детей явно преобладает над произвольным, учитель просто обязан использовать все возможные способы, в том числе музыку и песню. Использование песенно-музыкального материала позволяет при экономии времени урока вводить новые лексические или грамматические единицы, опираясь сразу на несколько каналов восприятия одновременно. Музыка и песни в музыкальном сопровождении отлично воспринимаются аудиалами, а если песня сопровождается движениями (а детские песни практически всегда и танцы тоже), то она легко запомнится и кинестетиками. Если к песне подобрать картинки по сюжету, то не будет проблем и у визуалов с запоминанием этой песни, чтобы задействовать тактильную память ребенка можно использовать пальчиковые игры.
Комплексная подача новой информации, помимо проблемы снятия трудностей восприятия, одновременно развивает у детей те каналы восприятия, которые у них недостаточно развиты. Опираясь на зрительные образы, дети с хорошо развитым визуальным каналом восприятия развивают слух, так как они все время слышат музыку и звуки иностранного языка, сопровождающие эти зрительные образы. Делая разминку, танцуя или играя в определенную игру под музыку и в сопровождении английских фраз, дети-кинестетики привыкают запоминать необходимые для игры или песни слова и предложения.
Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку, и не только иностранному, очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции и США это практикуется и сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику разучивают пением.
В нашей стране в последнее время особое значение придается изучению песен и музыкальных фраз в формировании речевой компетенции младших школьников. Рифмованная речь для детей младшего школьного возраста является более привычной и естественной, чем для учеников постарше, именно потому, что им легче запомнить информацию в рифмованном виде. Эта психологическая особенность учеников младшего школьного возраста и должна активно использоваться при обучении их английскому языку. Сейчас издаются и широко применяются пособия, содержащие стихи и рифмы как на английском языке, так и в смешанном русско-английском варианте для разучивания английских букв, слов, грамматических понятий.
Лексическая единица, грамматическая структура, заключенные в ритмически рифмованную форму, способствуют эффективному ее усвоению, развивают четкость и беглость произношения. Работа с рифмами является одним из способов развития звуковых ассоциаций у детей, поэтому желательно не просто заучивать ту или иную песню, рифмовку, а использовать ряд приемов с рифмами, соответствующих данному возрасту. Например, в сборнике Н.Е.Белоножко «Песенки для малышей. Изучай английский с удовольствием» в качестве примера дается рифмовка «I have a lorry». В определенном контексте детьми усваивается фраза «Don’t worry». Учитель готовит карточки с изображением транспорта: CAR, LORRY, BICYCLE, TRAIN, BUS, показывает карточки детям, четко произнося название изображения и просит детей выбрать то слово, которое по звучанию похоже на «Don’t worry». Образы песни, которые представлены рисунками для раскрашивания, находят свое отображения в заданиях после выучивания песни. Детям также предлагается написать первые буквы слов. Это задание вызывает необходимость сравнения буквенного состава заданных слов со словами рисунков. В это задание нужно включать рифмующиеся слова, буквенный состав которых бывает одинаков, это не только развивает, но и усиливает буквенно-звуковые ассоциации у детей.
Такие задания соответствуют психофизическим особенностям учащихся младшего школьного возраста, так как они основаны на наглядно-действенном и наглядно-образном мышлении, в результате чего происходит формирование умственных действий учащихся.
Музыка позволяет легко проникнуть в эмоциональный мир ребенка, концентрирует его внимание на самых важных языковых явлениях. Чтобы использование песенок стало эффективным инструментом обучения, учитель должен отказаться от привычки петь песенку от начала и конца с одними и теми же эмоциями. Каждое новое исполнение песенки должно сопровождаться переосмыслением ее содержания, новой режиссурой, новым реквизитом.
Используя песни и музыку мы можем расширить объем детской памяти без всякого насилия, самым естественным путем для этого возраста.
Что касается развития и тренировки долговременной памяти, то психологи давно доказали, что человек хорошо запоминает то, что он пережил эмоционально. Дети любят петь, танцевать, играть – это естественные для них способы познания мира. Поэтому любая проигранная или спетая лексическая единица пережита ими, прошла через их сознание, связана с личными эмоциями ребенка, она становится для него лично-значимой – а поэтому запомнится навсегда.
Стоит упомянуть и о пальчиковых играх. А пальчики могут изобразить все, что пожелаете: мишек, танцующих на кроватке, грибок, бег лошадки, скачущего зайку. Хорошо известно, что активность речевых центров головного мозга, их способность к развитию сильно зависит от вовлеченности в деятельность пальцев рук. Движения пальцев оказывают на речевые центры намного большее влияние, чем любые другие движения ребенка: бег, прыжки и т.д. В ходе обычной деятельности чаще всего задействуются большой, указательный и средний пальцы. Два последних – безымянный и мизинец – обычно остаются без дела, а ведь их роль в активизации речевых центров не меньше остальных. Надо стараться в использованных играх вовлекать в движение все пять пальцев каждой руки. Желательно сбалансировать три вида движения пальцами: сжатие, растяжение и расслабление. Практически в любой песенке-игре можно использовать пальчики, надо только проявить фантазию.
С помощью музыкального материала мы можем легко создать психологически комфортную обстановку на уроках английского языка. Влияние музыки на психические процессы человеческого организма хорошо известно, изучено психологами, медиками, педагогами и широко используется в процессе обучения не только иностранным языкам. Для создания психологически комфортной, творческой атмосферы на уроке привлекается музыкальный и песенный материал.
Например, при проведении больших письменных работ, особенно если урок стоит в конце дня или после уроков, на которых дети много пишут – русский или математика – хорошо использовать фоновую музыку, способствующую снятию психологического напряжения и переключить детей на другой предмет. Музыку лучше подбирать спокойную, мелодичную, без резкой смены темпа.
Решая вопросы психологического характера, одновременно можно познакомить учеников с английской классической музыкой, и с русской классической музыкой.
Музыка для переключения учащихся с одного вида работы на другой должна быть более энергичной или с меняющимся ритмом. Особенно для младших школьников, когда их трудно успокоить после какой-нибудь подвижной игры на уроке или после конкурса. Можно включить какую-либо веселую знакомую песенку, где куплеты повторяются, слегка меняясь. А иногда можно включить совершенно новую для детей песню, поговорить о ней в течение 1-2 минут, после чего спокойно перейти на запланированный вид работы.
В настоящее время приобретает особое значение использование здоровьесберегающих технологий, поэтому музыкальные паузы-разминки, зарядка под музыку или с песней – это необходимый элемент урока, соответствующий современным образовательным требованиям. Выбор английских песенок для зарядки или паузы-разминки обширен, они связаны с движением, с темой изучаемого материала («Head and Shoulders, Knees and Toes…» или «Put Your Finger on Your Nose…»)
Таким образом использование песен на уроках английского языка не только способствует развитию лингвистической компетенции, творческих способностей, формирует активную личность, но и вносит в урок эмоциональный колорит и помогает погружению учащихся в иноязычную культуру.
Источники:
1. Т.М.Веселова, Т.Е.Вильберг, Т.Е.Мишина,
Е.И.Летавина, Н.Ю.Скокова English songs, sing and study. Пой и
изучай английскую грамматику! Изд-во КАРО,
Санкт-Петербург, 2006.
2. А.А.Пинегин, И.В.Загуменнова, Е.В.Ивлева,
Л.В.Компанийцева Английский язык, давай
дружить! Система учебных песен, игр и упражнений
“Start”, АНОО «Ступени знаний», М., 2000.
3. А.В.Конышева «Английский для малышей. English
for kids. Стихи, песни, игры, рифмовки, инсценировки,
утренники. КАРО, Санкт-Петербург, Минск, 2005.
4. Песенка и я – верные друзья (детские песенки на
русском и английском языке). Составление и
русский текст Р.А.Дольниковой. Изд-во
«Композитор», С-Петербург, 2006.
5. Mother Goose Rhymes (Стихи матушки Гусыни. Сборник. Сост.
Н.М.Демурова. Raduga Publishers, Moscow, 1988, 684 c.
6. Old Favourite for All Ages. Songs for learners of American English.
Старые добрые друзья. Для изучающих английский
язык. М., 1993.
7. Н.Ю.Черепова. Английский язык для
дошкольников (игры, песни, стихи), «Аквариум»
ГИППВ, 2002.
8. Н.Е.Белоножко. Изучай английский с
удовольствием. Песенки для малышей. ЗАО
«БАОПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», М., 2006.
9. Н.Е.Белоножко. Изучай английский с
удовольствием. Милые песенки. ЗАО «БАОПРЕСС», ООО
«ИД «РИПОЛ КЛАССИК», М., 2006.
10. Английские песни-игры. Составитель Л.Штурман
изд-во «Музыка». М., 1972
11. The Music Box (songs and activities for children). Activities by Susanna Malpas with
songs by Bian Abbs, Diana Webster and Anna Worrall. Longman Group Limited 1995
12. Серия книг “Songbirds”. Песни для детей на
английском языке. АЙРИС-ПРЕСС, Compass Publishing. Москва,
2008.
Книга первая – “Nature”
Книга вторая – “Animals”
Книга третья – “People and Places”
Книга четвертая – “School and Friends”
Книга пятая – “Games”
Книга шестая – “Christmas Songs”
13. Книга для учителя. Игры и развлечения
(Методические рекомендации по организации
игр на основе песни).
14. Mary Charrington. Christmas Fun. Songs and activities for children. OXFORD. University
Press, 2004.
15. Карпиченкова Е.П. Учебное пособие “My Home”
из серии «Английский язык с мамой». ВШМиФ
«Авангард». М., 1992.
16. Карпиченкова Е.П. Учебное пособие “Things
I like” из серии «Английский язык с мамой». ВШМиФ
«Авангард». М., 1992.
17. Карпиченкова Е.П. Учебное пособие “Here I am”
из серии «Английский язык с мамой». ВМШиФ
«Авангард». М., 1992.
18. Carol Skinner. EXCELLENT! Starter. Longman. 2003.
19. Coralyn Bradshaw and Jill Hadfield. EXCELLENT-1. Longman. 2003.
20. Coralyn Bradshaw and Jill Hadfield/ EXCELLENT! – 3. Longman. 2004.
21. DVD-диск «Тру-ля-ля» Инострания (музыкальные
уроки английского языка для детей –
мультфильмы, английские песни, игры, караоке).
22. DVD “Old McDonald Had a Farm” (мультфильмы, английские
народные песни, игры, караоке).
23. DVD “Happy Birthday” (мультфильмы, английские
народные песенки, игры, караоке).
24. DVD “Morning Bells” (мультфильмы, английские народные
песенки, игры, караоке).
25. DVD “Английский с колыбели (пальчиковые игры)”
ООО «АСТРУМ», М., 2008.
26. www.eraland.ru
27. www.astrumvideo.ru
28. Интернет-магазин www.ozon.ru