Цели и задачи:
- закрепить смысл действия сложения;
- повторить терминологию при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенства);
- исследовать, как записать римские числа с помощью трех цифр;
- способствовать воспитанию интереса к изучению математики, расширить кругозор.
Оборудование:
- мультимедийная система,
- презентация к уроку (Приложение 1, каждый слайд содержит анимацию, работающую по щелчку мыши. Рекомендуется просмотреть презентацию, предварительно распечатав конспект урока),
- карточки с римскими цифрами I, V, X, магниты,
- раздаточный материал,
- счетные палочки.
Ход урока |
Сопровождение урока |
||||||||||||||||
1. Оргмомент – Сегодня на уроке мы продолжим работать по теме «Сложение». А еще поработаем исследователями. |
Слайд 1 | ||||||||||||||||
2. Актуализация знаний – Но сначала ответьте, чем похожи выражения на экране?
|
Слайд 2 Примерные ответы детей: |
||||||||||||||||
3. Новый материал познавательного
характера – Среди этих выражений есть
непривычные для нас записи. Таким образом
записывали числа в разных странах.
– Кто возьмет римскую цифру I и повесит на
доску? |
Слайд 3 Анимация Слайд 4 Анимация Слайд 5. Анимация Показ этих цифр на карточках. Примерные ответы детей: |
||||||||||||||||
4. Исследовательская деятельность – Знаете, что удивительно, при помощи этих трех цифр можно записать все числа от 1 до 10. Проведем с вами исследование, как это сделать. – Предположите, как при помощи этих цифр записать числа от 1 до 10. – Проверим наше предположение. Практическая работа у доски – Правильно оказалось наше предположение? Вывод: для записи чисел от 1 до 10 часто используют одновременно несколько цифр, одна из них 1. Причем, единицу можно приписать и справа, и слева. Если палочку – единицу добавили справа, то число на 1 больше. А если приписали слева, то число стало на 1 меньше. Запрещается записывать в одном числе одну цифру более трех раз подряд. |
Слайд 7 Гипотеза детей: Сверка с экраном. Анимация. Слайд 7. Анимация «Молодцы!» |
||||||||||||||||
Физминутка для глаз и двигательная | Слайд 8 | ||||||||||||||||
Работа по теме урока – Расшифруйте выражения на экране и запишите их арабскими цифрами. VI + II I + IV II + VI IV + I Проверка. – Какие суммы могут образовать пары? Соедините их стрелочками. Проверка. |
Слайд 9
Анимация. – Переместительный закон сложения. |
||||||||||||||||
– Молодцы, хорошо поработали. А теперь
задачи на сообразительность. – У вас на столе 3 палочки. Как при помощи них записать 6? Проверка – Как при помощи них записать 4? Проверка – Есть числа. Что надо добавить, чтобы получить выражение? – Прочитайте выражение по-разному. – Найдите значение выражения. – Составьте его из палочек. Проверка. – Молодцы! |
Слайд 10 Слайд 10 Слайд 10 |
||||||||||||||||
Физминутка | |||||||||||||||||
Тренировка в счете. Игра – Ребята, вам надо записать на листочках выражения, появляющиеся на экране, арабскими цифрами, воспользовавшись таблицей.
– Найдите значение выражений. |
Слайд 11
А2 + В2 В1 + Б3 Б2 + В3
– Одинаковое значение. |
||||||||||||||||
Дополнительный материал. Задача в
стихах 5 котят песок копают, 3 на солнце загорают. 1 купается в воде. Сколько всех? Скажите мне. – Нарисуйте столько кругов, сколько котят копают песок. – Нарисуйте ниже столько квадратов, сколько котят загорают. – Ниже нарисуйте столько треугольников, сколько котят купаются. – Каким действием можно узнать, сколько котят всего? – А кто догадается, как записать это выражением? – Найдите значение. – Вы сейчас записали и решили задачу! – Запишите значение римскими цифрами. |
Слайд 12
Работа выполняется на листах. |
||||||||||||||||
Подведение итогов – Наш урок подошел к концу. Вы были не просто учениками, но и поработали исследователями. Что особенно запомнилось вам, о чем расскажете мамам и папам? А теперь на отрезке покажите, как вы оцениваете свои успехи. Всем спасибо |
Линейка Цукермана |