Сложение в пределах 10

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • закрепить смысл действия сложения;
  • повторить терминологию при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенства);
  • исследовать, как записать римские числа с помощью трех цифр;
  • способствовать воспитанию интереса к изучению математики, расширить кругозор.

Оборудование:

  • мультимедийная система,
  • презентация к уроку (Приложение 1, каждый слайд содержит анимацию, работающую по щелчку мыши. Рекомендуется просмотреть презентацию, предварительно распечатав конспект урока),
  • карточки с римскими цифрами I, V, X, магниты,
  • раздаточный материал,
  • счетные палочки.

Ход урока

Сопровождение урока

1. Оргмомент

– Сегодня на уроке мы продолжим работать по теме «Сложение». А еще поработаем исследователями.

Слайд 1
2. Актуализация знаний

– Но сначала ответьте, чем похожи выражения на экране?

 

Слайд 2

Примерные ответы детей:
– есть знак плюс, это сложение, здесь записаны выражения, это суммы, числа имеют свои названия

3. Новый материал познавательного характера

– Среди этих выражений есть непривычные для нас записи. Таким образом записывали числа в разных странах.
– Многие народы для записи чисел применяли картинки – иероглифы, изображавшие птиц, зверей, людей, части человеческого тела и т.д.  Это китайцы, индейцы, египтяне и другие народы.
– У греков, славян возникла алфавитная нумерация: числа обозначались при помощи букв алфавита с добавлением отличительного знака. Например, у древних славян на Руси над буквами был знак «титло».
– В наши дни мы пользуемся арабскими цифрами (от 0 до 9), а также римскими цифрами. Причем, если бы древний римлянин взглянул на цифры L, C, D, M, он их не понял бы, потому что они очень сильно изменились от картинок до букв. А вот три эти цифры дошли до нас практически без изменений. Цифра I изображает одну зарубку (как у многих других народов). Цифра V – ладонь, а X – две ладошки.
– Где же сегодня можно увидеть римские числа?

 

 

– Кто возьмет римскую цифру I и повесит на доску?
– Кто возьмет римскую цифру V и повесит на доску?
– Миша скажет, какая цифра осталась и повесит карточку на доску.

 

Слайд 3

Анимация

Слайд 4

Анимация

Слайд 5.

Анимация

Показ этих цифр на карточках.

Примерные ответы детей:
на циферблате часов, на корешках книг – тома, на памятниках, около имен царей, в календарях и в записях даты и века.
Слайд 6
На столе учителя карточки с цифрами I, V, X.
Дети выбирают карточку с нужной цифрой и крепят на доску.

4. Исследовательская деятельность

– Знаете, что удивительно, при помощи этих трех цифр можно записать все числа от 1 до 10. Проведем с вами исследование, как это сделать.

– Предположите, как при помощи этих цифр записать числа от 1 до 10.

– Проверим наше предположение.

Практическая работа у доски

– Правильно оказалось наше предположение?

Вывод: для записи чисел от 1 до 10 часто используют одновременно несколько цифр, одна из них 1. Причем, единицу можно приписать и справа, и слева.  Если палочку – единицу добавили справа, то число на 1 больше. А если приписали слева, то число стало на 1 меньше. Запрещается записывать в одном числе одну цифру более трех раз подряд.

 

Слайд 7

Гипотеза детей:
брать не одну цифру, а несколько и соединять их по-разному.

Сверка с экраном. Анимация.

Слайд 7. Анимация «Молодцы!»

Физминутка для глаз и двигательная Слайд 8
Работа по теме урока

– Расшифруйте выражения на экране и запишите их арабскими цифрами.

VI + II      I + IV    II + VI    IV + I

Проверка.

– Какие суммы могут образовать пары? Соедините их стрелочками.

Проверка.
– Почему их можно соединить?
– Найдите и запишите значение выражений.
– Действительно ли значения у пар выражений одинаковые?

 

Слайд 9
Работа выполняется на листочках (см. Приложение 2)
Анимация.

 

Анимация.

– Переместительный закон сложения.

– Молодцы, хорошо поработали. А теперь задачи на сообразительность.
– У вас на столе 3 палочки. Как при помощи них записать 6?
Проверка
– Как при помощи них записать 4?
Проверка
– Есть числа. Что надо добавить, чтобы получить выражение?
– Прочитайте выражение по-разному.
– Найдите значение выражения.
– Составьте его из палочек.
Проверка.
– Молодцы!
 

 

Слайд 10

Слайд 10
Дети: «Знак +».
Анимация.

Слайд 10

Физминутка  
Тренировка в счете. Игра
– Ребята, вам надо записать на листочках выражения, появляющиеся на экране, арабскими цифрами, воспользовавшись таблицей.
  1 2 3
А I VII VIII
Б IX V III
В VI II IV

– Найдите значение выражений.
– Чем похожи равенства?

Слайд 11

 

 

А2 + В2    В1 + Б3    Б2 + В3
7 + 2           6 + 3         5 + 4

 

 

– Одинаковое значение.

Дополнительный материал. Задача в стихах
5 котят песок копают,
3 на солнце загорают.
1 купается в воде.
Сколько всех? Скажите мне.
– Нарисуйте столько кругов, сколько котят копают песок.
– Нарисуйте ниже столько квадратов, сколько котят загорают.
– Ниже нарисуйте столько треугольников, сколько котят купаются.
– Каким действием можно узнать, сколько котят всего?
– А кто догадается, как записать это выражением?
– Найдите значение.
– Вы сейчас записали и решили задачу!
– Запишите значение римскими цифрами.
Слайд 12

 

 

Работа выполняется на листах.

Подведение итогов
– Наш урок подошел к концу. Вы были не просто учениками, но и поработали исследователями. Что особенно запомнилось вам, о чем расскажете мамам и папам?  
А теперь на отрезке покажите, как вы оцениваете свои успехи. Всем спасибо
 

 

 

Линейка Цукермана