Цели:
- Повторить ранее изученные произведения.
- Развивать у младших школьников познавательные интересы, творческие способности.
- Формировать у детей коммукативно - речевые умения.
- Воспитывать интерес к чтению, доброту, благородство, смекалку, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, умение работать в группах.
Оборудование и оформление: ноутбук (музыкальная заставка из отрывков сказок с песнями главных героев); карточки с вопросами для участников команд и капитанов; колокольчики, фишки, призы; эмблемы каждому участнику; выставка книг и детских рисунков “Рисуем сказку”.
Плюсы данного сценария:
- В организации турнира участвует учитель и его помощник (раунд “Вопрос-игра”).
- Сценарий несложный к запоминанию. Можно не заучивать вопросы, а пользоваться текстом – подсказкой, напечатанным на карточке с обратной стороны, которой написанно “1 РАУНД”, “2 РАУНД”, “КАПИТАН”, “ЗРИТЕЛИ”.
- Сценарий позволяет максимизировать участие детей.
- Заранее проводиться конкурс рисунков.
- Реквизиты и костюмы для исполнителей легки к изготовлению.
- Целенаправленный активный досуг.
Действующие лица: ВЕДУЩАЯ, участники команд “Колобок” и “Репка”, Зрители.
ХОД ТУРНИРА
ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, ребята! Я слышала, что вы очень добрые и послушные. Приглашаю вас на турнир знатоков сказок.
- А за что вы любите сказки? (Добро побеждает Зло; в сказках много волшебства, чудес и приключений).
-Какую пословицу вы знаете про сказки? (Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)
- А какие бывают сказки? (Народные и литературные).
-Кто написал народные сказки? (Нар.ск. не имеют автора, т.к. не известно кто их сочинил. Они передавались из уст в уста.)
-Назовите русские народные сказки. (“Колобок”, “ Курочка Ряба”, “теремок”, “Гуси – лебеди” и т. д.).
-Если известна фамилия автора, тогда как называется эта сказка? (Литературная или авторская.)
-Какие литературные сказки вы читали? (В.Даль “Девочка Снегурочка”, В.Катаев “Цветик – семицветик”, Ш.Перро “Красная Шапочка”, и т.д.).
-Какой ваш любимый сказочный герой? (Золушка – трудолюбивая, добрая, вежливая, милая.)
-Когда вы были маленькими вам много читали или рассказывали сказок взрослые. И вот наступило время, когда вы пришли в школу и начинаете читать сами. Читая сказки вы проникаете в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса.
Итак, начинаем “Турнир знатоков сказок”. В нём участвуют две команды. Оценивает турнир жюри (представление жюри).
В 1 РАУНДЕ определяем игроков команды “КОЛОБОК”. Ученику, правильно ответившему на вопрос, предоставляется возможность выбрать следующего участника команды и пройти за свой стол.
1 вопрос. Кто из героев русских сказок просил: “Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь?” (Щука)
2 вопрос. Настоящее имя Царевны - лягушки. (Василиса Премудрая)
3 вопрос. Чья это песенка: “Битый небитого везёт, битый небитого везёт”? (Лисы)
Для команды “РЕПКА” следующие вопросы.
1 вопрос. Кто обидел Лису в сказке про Айболита? (Оса)
2 вопрос. Кто спрашивал: “Бабушка, почему у тебя такие большие руки?” (Красная Шапочка)
3 вопрос. Как зовут деревянного героя, который посеял деньги? (Буратино)
ВЕДУЩАЯ: Победители 1 раунда заняли свои места. Попрошу вас надеть эмблемы. И выбрать капитанов.
2 РАУНД. “Чья команда лучше знает сказки?” (Перед вами колокольчик. У кого ответ будет готов, тот подаёт сигнал. За каждый правильный ответ даётся фишка.)
1 вопрос. Как в сказках называют Лису? (Лисичка – сестричка, Кумушка, Лиса Патрикеевна, Лисонька.)
2 вопрос. Кто помог девочке выручить братца, которого унесли гуси – лебеди? (Печь, яблонька, речка)
3 вопрос. Кто может позвать Сивку – Бурку? (Сивка – бурка, Вещая каурка. Стань передо мной, Как лист перед травой.)
4 вопрос. Кто и кого угощал горохом? (Лиса Петушка)
5 вопрос. Где находилась смерть Кощея? (На конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке)
6 вопрос. Кто из героев сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок)
ВЕДУЩАЯ: Молодцы! ЖЮРИ подводит итоги этого конкурса, а мы переходим к 3 РАУНДУ. “Конкурс капитанов”. На столе лежат карточки с вопросами. Капитаны по очереди подходят к столу и берут по одной карточке. Каждый правильный ответ приносит очко своей команде.
1 вопрос.
Эта скатерть знаменита
Тем что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)
2 вопрос.
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их, она зовёт
И в дороге слёзы льет. (Федора)
3 вопрос.
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
4 вопрос.
Как у бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный. (Ступа)
5 вопрос.
А дорога далека,
А корзина нелегка,
Сесть бы на пенек
Съесть бы пирожок. (Медведь)
6 вопрос.
Появилась девочка
В чашечке цветка
И была та девочка
Не больше ноготка.
В ореховой коробке
Девочка спала,
Ах, какая девочка,
Как она мила. (Дюймовочка)
ВЕДУЩАЯ: Закончился конкурс. Капитаны приносят очки своей команде. Сейчас мы внимательно выслушаем результаты ЖЮРИ и приступаем к 4 РАУНДУ, который называется “Волшебный сундучок”.
Это конкурс для самых быстрых и сообразительных.
Перед вами сундучок. Я буду доставать по одному предмету, а вы будете называть из какой сказки этот герой и кто ее написал.
Яйцо (р.н. ск. “Курочка Ряба”, р.н.ск. “Царевна лягушка” );
Яблоко (р.н.ск. “Гуси-лебеди”, ск. “О мёртвой царевне и 7 богатырях” А.С. Пушкина, “Крошечка - Хаврошечка”);
Луковица (“Чиполлино” Дж. Родарри);
Туфелька (“Золушка” Ш. Перро);
Календарь (“12 месяцев” С. Маршак);
Пирожок (р.н.ск. “Маша и медведь”, “Гуси-лебеди”);
Телефон (“Телефон” К.И. Чуковский);
Цветок (“Цветик-семицветик”В.Катаев,“Аленький цветочек” С.Аксаков, “ Дюймовочка” Г.Х.Андерсен).
ВЕДУЩАЯ: Молодцы ребята! Хорошо потрудились! Показали ум и смекалку в этом раунде. Продолжаем игру.
5 РАУНД “Игра со Зрителями”. (Участники команд переодеваются для следующего 6 КОНКУРСА). Итак, из данных ответов нужно выбрать правильный.
“Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку…”. Это сказка:
а. “Репка”
б. “Морозко”
в. “Терёшечка”
“Ловись рыбка, большая и маленькая”
а. “Лиса и заяц”
б. “Лиса и журавль”
в. “Лисичка сестричка и волк”
“- Я – мышка норушка.
– А я – лягушка-квакушка. А ты кто?”
а. “Зимовье зверей”
б. “Теремок”
в. “Звери в яме”
“Хоть пол света обойдешь,
обойдешь, обойдешь,
лучше дома не найдешь,
не найдешь, не найдешь!”
а. “Три медведя”
б. “Три толстяка”
в. “Три поросёнка”
“Съешь моего лесного яблочка – скажу!”
а. “Пастушья дудочка”
б. “Золотой петушок”
в. “Гуси – лебеди”
“Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?”
а. “Семь Симеонов”
б. “Три медведя”
в. “Братья – охотники”
ВЕДУЩАЯ: Зрители громко себе аплодируют. И я приглашаю команду для 6 РАУНДА “Вопрос – игра”. Инсценировка, выбранной сказки.
Команда “КОЛОБОК”:
Ах, ты гадкий,
Ах ты грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубачиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя под шее вакса,
У тебя под носом клякса
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки.
Даже брюки убежали от тебя.
-Как называется эта сказка? Кто автор? И кого ругали? (“Мойдодыр”, К.И.Чуковский, грязнулю)
-Какие предметы необходимы для соблюдения гигиены? (Мыло, зубная щётка, паста, полотенце)
-Поднимите руки, кто чистит зубы по утрам и делает зарядку? (Дети поднимают руки.)
Вопрос – игра.
Команда “Репка”:
И прибежала зайчиха
И закричала: “Ай – ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он большой и хромой,
Маленький заинька мой.
-Как называется эта сказка? Кто автор? Что случилось с Заинькой? (“Доктор Айболит”, К.И.Чуковский, зайка не знал правил дорожного движения).
-А сейчас я приглашаю вас поиграть (зрители встают и выходят на середину класса).
Красный свет - прохода нет (стоим на месте)
Ну, а жёлтый – погоди! (прыжок на месте)
А зелёный свет – иди! (шаг вперёд)
(Далее следуют команды: красный, зелёный, жёлтый, красный, жёлтый, зелёный, красный и т.д.)
ВЕДУЩАЯ: Похлопаем самым внимательным ребятам! Пока жюри подводит итоги этого раунда и всего турнира в целом, подумаем и мы, что нам дал этот турнир. Мы вспомнили сказки. Вы рисовали сказку. Проверили себя на сообразительность, смекалку. И не важно, кто сегодня победит. Вспомним благородный девиз греческих олимпиад – “Главное – не победить, а участвовать!” Надеемся, что это путешествие в страну любимых сказок не последнее, и мы обязательно встретимся.
ЖЮРИ подводит итоги. Объявляет победителя. Награждение участников команд.