Цель занятия: закрепить знания детей о природе, упражнять в совместной командной деятельности, развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит запись музыки о погоде. Дети заходят в группу и строятся.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята, гости! Приветствую вас на нашем заседании, посвященному охране природы на Земле.
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы и леса и богата:
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого мы станем только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!
Воспитатель: Ребята, заседание
проведем в форме соревнования. В игре участвуют
две команде: «Зайчата» и «Бельчата». Капитан
команды «Зайчата» – Рамис, «Бельчата» – Тимур.
Помогать оценивать вас будет ЖЮРИ. За каждый
правильный ответ команда «Зайчата» будет
получать морковку, а «Бельчата» – орешки.
А вопросы будут разные: о деревьях, птицах,
животных, грибах. Ребята, правила такие: с места
не кричим, не подсказываем, иначе будут
отбираться очки.
Итак, начнем викторину. Я загадаю загадку.
Команда, ответившая правильно, первым начнет
соревнование.
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвертый плачет.
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это времена года.
(На экране появляются иллюстрации деревьев.)
Воспитатель:
Деревья – украшение нашей земли.
Без них не живут муравьи, соловьи.
Ни звери, ни ягоды, не грибы,
А знаешь ли деревья ты?
(Вопросы задаются каждой команде по очереди.)
Воспитатель:
1. Из какого дерева делают спички? (Из сосны) Правильно, значит спички какие? (Сосновые)
2. Из какого дерева сделано пианино? (Из ели)
3. Ягоды не сладость, зато глазу радость,
И садам украшение и дроздам угощение. (Рябина)
4. Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок на медок, лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. (Липа)
Воспитатель: На экране иллюстрации деревьев, из каждой команды выйдет по двое участников и назовут по очереди названия деревьев.
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы
справились с этими вопросами. А теперь слушайте
вопросы и загадки про птиц, что живут в
лесу. (На экране появляются рисунки птиц)
Слушаем внимательно!
1. Для чего птице нужен хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем)
2. Почему июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов)
3. Строить гнезда не люблю я
И как с юга прилечу,
То, не раскрывая клюва,
Громко всех в лесу кричу. (Кукушка)
4. Угадайте, что за птица,
Света яркого боится?
Клюв крючком,
Глаза пятачком. (Сова)
5. «Бельчата» внимание на экран. Назовите зимующих птиц. (Дятел, сорока, снегирь, воробей, синица, голубь)
6. Команда «Зайчата» назовите перелетных птиц. (Ласточка, грач, соловей, журавль, цапля, скворец)
Воспитатель: Молодцы, ребята! И на эти вопросы ответили.
(Жюри подчитывает очки)
Воспитатель: А зверей вы в лесу знаете? Внимание на экран. ( на экране животные)
- Команда «Бельчата» назовите хищных животных. (Волк, лиса, кабан, медведь)
- Команда «Зайчата», назовите травоядных животных. (Заяц, белка, лось)
- Почему в одних сказках заяц – белый, а в других – серый? (Белый заяц бывает зимой , а весной и летом серый)
- Назовите названия сказок, где героями являются дикие животные. (Ответы детей)
Воспитатель: Поздравляю, ребята! Вы очень хорошо справились с заданиями. А теперь начинаем конкурс капитанов. Капитанам не подсказывать и не мешать!
Вопрос капитану команды «Зайчата»
«У этого животного много имен, прозвищ даже по
имени-отчеству его величали и все потому, что
очень его боялись. Когда-то люди жили в лесах,
добывали мед
диких пчел, собирали грибы и ягоды, охотились. И
одним из самых опасных зверей в лесу люди считали
это животное, хотя основная его пища – это
различные коренья и орехи, ягоды и грибы, молодые
побеги, мелкие грызуны и насекомые».
Про кого идет речь? (Медведь)
Вопрос капитану команды «Бельчата»:
«У этого зверя два основных способа защиты:
маскировка и ноги. Только в крайнем случае он
пускается наутек. Ну а что остается делать, ведь
ни кусаться, не царапаться по-настоящему он не
может. Зато прыгает и бегает здорово, может
развивать скорость до 50 км. в час. Однако он не
просто удирает от опасности, а еще и хитрит,
сбивая преследователей со следа. Так что на самым
деле он никакой не трус».
Кто это?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы ответили на многие вопросы. А теперь немного отдохнем.
Физминутка. Игра «В лесу»
(Музыка «Зайчик»)
Вверх руки подняли и покачали
Это деревья в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем
Это к нам птицы летя,
Где они сядут, тоже покажем
Руки согнули назад.
Воспитатель: Отдохнули? Продолжаем наше соревнование. Мы проведем КРЕОТЕРАПИЮ со льдом. Перед вами льдинки и шаблоны елочек. Нам надо быстро разукрасить наши елочки этими льдинками.
Воспитатель: Молодцы, у нас получился
еловый лес.
А теперь блиц-вопросы. Я буду быстро задавать
вопросы, а вы будете быстро отвечать. Чья команда
ответит на большое количество вопросов, та
получит очко. Итак, когда одна команда отвечает,
другая команда не мешает, не подсказывает.
Вопросы первой команде:
1. Каким словом называют птиц, которые зимуют у
нас? (Зимующие)
2. У какого насекомого уши на ногах? (У
кузнечика)
3. Сколько ног у паука? (Восемь)
4. Какие птицы прилетают к нам первыми? (Грачи)
5. Какой гриб носит название лесного хищника? (Лисичка)
6. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто
это? (Насекомые)
7. Ворона, скворец, грач, воробей, ласточка – кто
это? (Птицы)
8. У какого дерева ствол белый? (У березы)
9. Как называется дом у муравьев? (Муравейник)
10. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие
гнезда? (Кукушка)
11. Какая птица охотится ночью? (Сова)
12. У какого животного есть иголки? (У ежа)
13. Кто в лесу спит всю зиму? (Медведь)
14. В какое время года на деревьях распускаются
листочки? (Весной)
15. Какие яблоки растут на березе? (На березе
яблоки не растут)
Вопросы второй команде:
1. На каком дереве растут желуди? (На дубе)
2. Как одним словом называют животных, которые
живут в лесу? (Дикие)
3. Лошадь, корова, бык, овца, медведь, волк – кто
такие? (Животные)
4. У какого животного шуба рыжая? (У лисы, белки)
5. Какая птица лечит деревья? (Дятел)
6. Как называют человека, который охраняет лес,
следит за порядком? (Лесник)
7. У какой птицы грудка красная? (У снегиря)
8. Кто в лесу плетет паутину? (Паук)
9. У какого дерева есть иголки как у ежа? (У
сосны, ели)
10. Как называют домик для птиц, сделанный руками
человека? (Скворечник)
11. Сколько крыльев у жука? (Четыре)
12. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
13. Какого цвета листья на деревьях зимой? (Листья
зимой на деревьях нет)
14. Лев – дикое или домашнее животное? (Дикое)
15. Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет –
когда это бывает? (Зимой)
Воспитатель: Молодцы, ребята! На многие вопросы вы ответили правильно! Пока жюри подводит итоги, мы послушаем стихи.
Тимур:
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется – Природа!
Давайте же всегда ее беречь!
Эвелина:
В лучах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с Природою дружить!
Тагир:
Летят, звеня дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым,
Все это называется Природа!
Давайте же сердца ей отдадим!
Подведение итогов викторины и вручение сладких призов детям.
Воспитатель: Благодарим всех участников нашего заседания и наших гостей. А теперь, дорогие гости, примите от наших детей небольшие подарки. Пусть эти «Лесовички» останутся у вас незабываемым подарком о нашей встрече.