Урок по теме "Свойства функций"

Разделы: Математика


Ведущая педагогическая цель урока: ввести основные свойства функции.

Триединая дидактическая цель урока:

Обучающий аспект:

  • специальные ЗУН;
  • формировать умения находить свойства функции с опорой на графики функции;
  • формировать навыки использования функциональной символики для записи свойств функции;
  • формировать умение анализировать.

Развивающий аспект:

  • развитие познавательного интереса;
  • развивать абстрактное мышление;
  • находить решения в различных проблемных ситуациях;

Воспитательный аспект:

  • воспитание сознательного отношения к учебе;
  • воспитание сознательной дисциплины;
  • воспитание культуры умственного труда;
  • воспитание культуры поведения;
  • умение слушать и работать в группах.

Тип урока: объяснения нового материала.

Форма проведения: урок практикум с использование группой работы.

Структура урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Подготовка к активной учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности на уроке.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Подведение итогов урока, рефлексия.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • презентация,
  • конверты с заданием.

Ход урока

I. Организационный момент.

Презентация

Учитель формулирует тему урока, цели и задачи, знакомит учащихся с планом предстоящего урока.

II. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на уроке.

Проводится устная работа, по средствам которой учитель актуализирует опорные знания и умения.

На рисунке показан график функции, показывающий изменение температуры воздуха с течением времени. Ответьте наследующие вопросы, используя предложенный график:

  • Наибольшее и наименьшее значение температуры за рассматриваемый промежуток времени;
  • Время, в которое температура воздуха была равна 0°;
  • Промежутки времени, в которые температура воздуха была выше 0°С; ниже 0°С.
  • Промежутки времени, в которые температура воздуха повышалась; понижалась.

Учитель отмечает, что по графику функции можно выяснить любую нужную информацию, что дает возможность определить все свойства функции.

III. Объяснение нового материала.

Объяснение материала осуществляется с использованием компьютерной презентации. На примере одного графика вводятся все свойства функции. При рассмотрении нового материала не дается никаких определений свойств функции, их смысл раскрывается наглядно с помощью графика.

IV. Закрепление нового материала (по группам).

Приложение

Закрепление материала делится на два этапа:

А) нахождение свойств функции по изображенному графику

Каждая группа получает задание: определить свойства функции по заданному графику (приложение 1). От каждой группы вызывается ученик для отчета работы группы. В презентации размещены графики функции каждой группы, поэтому очень легко отследить выполнение задание каждой группы.

Б) Схематически построить график функции, обладающей заданными свойствами.

Каждая группа получает задание: начертите график какой-нибудь функции, обладающей следующими свойствами.

1-я группа.

Область определения функции – отрезок [-3; 4], наибольшее значение равно 5, наименьшее равно -1.

2-я группа.

Функция возрастает при х≤2, убывает при х≥2, а ее нули функции являются числа 3 и -1

3-я группа.

Значение функции положительны при х<-3 и при х>5 и отрицательны при -3<x<5; при х=0 она принимает наименьшее значение.

От каждой группы вызывается ученик для отчета работы группы.

V. Итоги урока.

VI. Домашнее задание.

п. 5.4 №740, 746, 747(б)

Используемая литература:

  1. «Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных. 8 класс», Г.В. Дорофеев и др., – Москва, «Дрофа», 2005.
  2. «Математика 8 класс II полугодие. Поурочные планы по учебнику под редакцией Г.В. Дорофеева», Т.Ю. Дюмина – Волгоград, «Учитель», 2009.