Конспект учебно-игрового занятия по разделу "Развиваем речь детей" с использованием элементов песочной терапии

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: «Волшебное путешествие»

Обучающие задачи:

  • Учить детей использовать в активной речи слова, обозначающие цвет, форму, длину, ширину, размер предметов, их качества;
  • Учить действовать в соответствии с поставленными задачами;

Развивающие задачи:

  • Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения детей;
  • Развивать воображение, творческую активность;
  • Развивать внимание, наблюдательность;
  • Побуждать детей самостоятельно искать способ решения проблемы;
  • Снять эмоциональное напряжение, создать положительное настроение в группе;
  • Закреплять гигиенические навыки (умение вытирать руки салфеткой);
  • Развивать слуховую ориентацию детей;
  • Побуждать детей к самостоятельности, активности;
  • Содействие разворачиванию детьми диалога в играх.

Воспитывающие задачи:

  • Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости на состояние персонажей;
  • Вызывать у детей желание помочь персонажу;
  • Закреплять умения использовать в речи слова приветствия и прощания;
  • Освоение детьми способов взаимодействия со сверстниками в игре

Музыкальное обеспечение: «Музыка с мамой» Серия компакт-дисков для общего и музыкального развития малышей от рождения до школы. Е.и С. Железновы «Развивалочки от 1 до 5» Пальчиковые игры.

Методические приемы: Сюрпризный момент, вопросы, объяснение, наводящие вопросы, игра с песком, игра на развитие слуховой ориентации, вопросы с вариантами ответа, введение в образ, релаксация

Предварительная работа: игры с песком в игровой комнате, дидактическая игра «Дорожки», дидактическая игра «Назови цвет», дидактическая игра «На что похоже?», дидактическая игра « Назови фигуру», дидактическая игра «Где звенит?»

Материалы и оборудование: кот (мягкая игрушка), игрушки из киндер сюрпризов, песочница, деревянные палочки, пульверизатор, коврики, влажные салфетки, колокольчик, пробки разного цвета, разноцветные геометрические фигуры, цветные ленточки разной длины.

Ход занятия

Введение:

-Ребята, я слышала, что сегодня к нам придет гость, но гость не простой, а волшебный. ( Раздается стук в дверь) – А вот, наверное, и он, сейчас я посмотрю, кто же к нам пришел. Дети, кто это? Это котик, его зовут Пушок. Дети здороваются с котиком и знакомятся с ним. Затем котик приглашает детей поиграть с ним в волшебной комнате. Все отправляются в волшебную комнату вслед за Пушком. – Дети, посмотрите, что это? (обращаем внимание детей на разноцветные следы, наклеенные на полу и стенах) Наверное это котик следы оставил, чтобы мы не заблудились. Давайте вместе с Пушком пойдем по следам.

Основная часть:

-Вот мы и пришли в волшебную комнату. Давайте поиграем с котиком.

Игра «Где же наши ручки?».

Молодцы, ребята, Пушку очень понравилось, как вы с ним играли. А теперь давайте посмотрим на нашего Пушка поближе. Какой Пушок, гладкий или пушистый? Какого цвета котик? Что есть у котика? Какого цвета глазки? Какой хвостик у котика, длинный или короткий?

Котик: - Я очень люблю играть с моими друзьями, поэтому пригласил их в детский сад. -А где же они, Пушок? -Они потерялись и их нужно найти. В этом нам поможет волшебный колокольчик. Если колокольчик зазвенит, значит, друзья рядом.

Дети ищут друзей (игрушки из киндер сюрпризов) в разных местах «волшебной» комнаты, затем каждый ребенок берет себе игрушку. – Пушок, а как зовут твоих друзей? – Я не знаю, я люблю с ними играть, но не знаю, как их зовут.

У каждого должно быть имя. Тебя зовут Пушок, и у деток есть имена. - Что же нам делать? - Давайте придумаем имена нашим маленьким друзьям. Как ты назовешь своего друга, Соня? А ты, Маша? Каждый ребенок придумывает имя своей игрушке. – Пушок, а как же твои друзья потерялись? –Они говорят, что у них нет домиков и им некуда идти, поэтому они и заблудились. Ребята, Пушок просит помочь своим друзьям. Как мы можем помочь? – Дети, Пушок говорит, что его друзьям очень нравится песочница, и они хотели бы там жить. Что же мы можем построить в песочнице, чтобы помочь? Правильно, ребята, мы можем сделать домики в песке. Посмотрите, у нас рядом с песочницей стоит коробка, а в ней разные интересные вещи. Их можно взять, чтобы сделать игрушкам домики. Для начала мы с вами поздороваемся с нашим песочком, а игрушки посмотрят, как мы это делаем.

Давайте опустим наши руки в песок и попробуем, какой он. Песочек сухой, сыпучий. Я чувствую, как пересыпаются и двигаются песчинки. А ты, Соня что чувствуешь? Давайте делать домики зверятам. Посмотрите, чтобы сделать домик можно взять вот эту красненькую пробочку. А ты что возьмешь, Аня? (дети делают домики). Спрашиваю у каждого ребенка, какого цвета домик и какой формы он выбрал. (Какого цвета твой домик, Аня, красного или синего? А твой домик квадратный или треугольный?)

Вот и готовы домики для зверят, теперь можно посадить каждого зверька в домик.

Наши маленькие друзья очень любят ходить друг к другу в гости, но между домиками нет дорожек, и они снова просят нас помочь. (Дети рисуют дорожки от домика к домику). Спрашиваю у каждого ребенка какую дорожку он нарисовал: длинную или короткую, прямую или извилистую, широкую или узкую. Котик хвалит детей. Молодцы, теперь мы с вами вытрем наши ручки. (дети вытирают руки влажными салфетками).

Дети, вам понравилось играть с Пушком? Ему тоже понравилось играть с вами. А теперь нам нужно немножко отдохнуть. Давайте сядем на коврики. Сейчас я превращу вас в воздушные шарики.

Релаксация: Упражнение «Воздушный шарик».

Заключительная часть:

Дети, вам понравилось играть с Пушком? Что тебе понравилось, Соня? А тебе, Кирилл? (спрашиваем каждого ребенка) Котику тоже понравилось с вами играть.

Выход из занятия:

Нам уже пора возвращаться в группу, но сначала Пушок хочет подарить вам подарки на память.

Пушок очень любит играть с ленточками, и поэтому он сегодня дарит вам вот такие красивые ленточки, чтобы вы могли снова прийти в гости к нашему котику. Дети рассматривают свои ленты и рассказывают, какие они. Затем дети прощаются с котиком и его друзьями и уходят.

Список литературы:

  1. «Музыка с мамой» Серия компакт-дисков для общего и музыкального развития малышей от рождения до школы. Е.и С. Железновы «Развивалочки от 1 до 5» Пальчиковые игры.
  2. О.Ю.Епанчинцева «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста», 2010, СПб.
  3. Сайт Адалин. Статья «Коррекция повышенной тревожности у детей». Релаксационное упражнение «Воздушный шарик»