Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Разделы: Логопедия


Здоровье людей – основная ценность всего человечества.

Уровень здоровья зависит не только от социально-экономических условий общества и генетических особенностей, но и в значительной степени от климатогеографических условий региона проживания данной группы населения.

Всем известно, что климатогеографические условия Крайнего Севера, в частности нашего города Ноябрьска, отличаются низкими температурами воздуха, резкими перепадами атмосферного давления, сильными ветрами. Все эти условия оказывают неблагоприятные воздействия на здоровье человека.

Погодно-климатическим факторам принадлежит существенная роль в развитии ухудшений и обострений сердечно-сосудистых заболеваний в детском возрасте. Изменение функционального состояния сердечно-сосудистой системы приводит к перестройке кислородного режима организма, нарушениям его газообмена, и естественно, сопровождается перестройкой и нарушениями со стороны дыхательной системы.

Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена– дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.

У многих детей, с речевыми нарушениями отмечаются заболевания верхних дыхательных путей, что приводит к несовершенству физиологического дыхания, вследствие чего нарушается и речевое дыхание.

Несовершенства речевого дыхания у дошкольников:

  1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
  2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
  3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять).
  4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
  5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
  6. Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

С учетом того, что дыхание является источником здоровья, основой звучащей речи, то сформировать его надо в оптимальные сроки. Поэтому для эффективности работы по формированию речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями, актуальным стало применение нетрадиционного подхода, который включает в себя использование стандартных и вариативных игр и упражнений; логотерапевтического компьютерного комплекса БОС, применение точечного массажа и оздоровительных методов, направленных на осознанное использование речевого дыхания в повседневной жизни (профилактические мероприятия: ароматерапия, фитотерапия).

При использовании нетрадиционного подхода по формированию речевого дыхания, решаются задачи по следующим направлениям:

  • формирование диафрагмального типа дыхания,
  • развитие физиологического и речевого дыхания,
  • развитие артикуляционной моторики,
  • развитие голосовой функции, профилактика нарушений голоса,
  • работа по совершенствованию ритмико-мелодической стороны речи,
  • обучение ребенка соблюдению норм произношения,
  • обогащение и активизация словарного запаса дошкольника,
  • формирование грамматических категорий языка и связной речи,
  • развитие общей и мелкой моторики.

Модель работы логопеда по формированию речевого дыхания с опорой на нетрадиционный подход формирует у воспитанников правильное речевое дыхание в процессе логопедических занятий, создавая высокую мотивацию, способствуя, таким образом, формированию самоконтроля и саморегуляции.

Все знают, что дыхание представляет собой сложный и непрерывный биологический процесс.

Различают 3 главных способа дыхания: 1) верхнее дыхание (ключичное); 2) среднее дыхание (грудное и реберное; или межреберное); 3) нижнее дыхание (брюшное или глубокое, или диафрагмальное).

С дыханием связан целый ряд психофизиологических функций; массаж диафрагмой внутренних органов брюшной полости, тренировки дыхательных мышц, воздействие на периферическую и центральную нервную систему, выделения отработанных газов и токсинов.

Речевое дыхание отличается от обычного физиологического дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе.

Возраст ребенка Количество слов на выдохе в норме Длительность занятия по формированию речевого дыхания
2-3 года 2-3 слова 2-3 мин.
3-4 года 3-5 слов 3-4 мин.
4-6 лет 4-6 слов 4-6 мин.
6-7 лет 5-7 слов 5-7 мин.

Правильное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Процесс формирования речевого дыхания, в работе учителя-логопеда, условно можно разделить на три этапа с учётом возрастных и психофизиологических особенностей дошкольников.

  • 1 этап – формирование неречевого дыхания: формирование длительного выдоха у детей (с 2-х до 4-х лет). (Комплексы традиционных и нетрадиционных игр – Приложение 1.)
  • 2 этап – формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания у детей (с 4-5 лет, так как именно к этому возрасту организм «созревает» для саморегуляции и самоконтроля).

Диафрагмально-релаксационное дыхание является основой речевого дыхания.

Именно этот тип дыхания целесообразно формировать с помощью метода Биологической Обратной Связи», который в последние годы как у нас в стране, так и за рубежом, получил широкое распространение. На основании, данного метода разработана методика коррекции речи и функционального состояния человека (автор Сметанкин А. А.) с использованием логотерапевтического тренажера.

Эта методика позволяет обучить ребенка диафрагмально-релаксационному дыханию и новым навыкам голосообразования, артикуляции и речи, формируя при этом новый дыхательный речевой стереотип.

Постановка диафрагмально-релаксационного типа дыхания происходит по следующему алгоритму:

  1. Ребенка обучают навыкам мышечной релаксации по общепринятой методике американского профессора Джекобсона, который предложил обучать расслаблению по контрасту с напряжением. (Приложение 2)
  2. Ребенка обучают навыку диафрагмально-релаксационного дыхания без БОС. Ранее использовали традиционные игровые приемы (Приложение 3 (находиться у автора), а в настоящее время с помощью компьютерной программы по формированию диафрагмально-релаксационного дыхания без БОС.
  3. Ребенка обучают навыку диафрагмально-релаксационного дыхания по методу БОС.

Существует ряд правил овладения техникой диафрагмально-релаксационного дыхания.

Правило первое. Начинать обучать детей по методу БОС можно с 4-5 лет.

Правило второе. Использовать принцип «от простого к сложному». Нельзя переходить к следующему этапу, пока не усвоен предыдущий.

Правило третье. Самое главное – правильный выдох!

Правило четвертое. Регулярность проводимых сеансов. Самый оптимальный режим – ежедневные сеансы (не реже трех раз в неделю). В те дни, когда пациент заболел или обострилось хроническое заболевание, следует воздержаться от сеансов.

Правило пятое. Комфортность проведения занятий. Ничто не должно пациента беспокоить и отвлекать от проведения сеанса.

Практика показывает, что применение логотерапевтического тренажера сокращает сроки работы над диафрагмально-релаксационным дыханием. Традиционным способом ребенку трудно правильно выполнить инструкцию даже после неоднократного показа учителем-логопедом. Поэтому некоторым детям длительное время не удается сформировать этот тип дыхания. А метод биологической обратной связи позволяет подстроить дыхание ребенка под компьютерный сюжет, при этом дозируя нагрузку, учитывая индивидуальные физиологические возможности ребенка.

Логотерапевтический тренажер посредством различных анимационных сюжетов делает занятия с детьми по овладению навыком более доступными и интересными, превращает их в занимательную игру, что соответствует ведущему виду деятельности дошкольников. А еще немало важно, что этот метод прост в использовании и не оказывает лекарственного воздействия на организм.

В компьютерной программе, существуют периоды «работы» и «отдыха». Для периода «работа» существует три основных дыхательных сюжета: «столбик», «забор» и «анимация».

Сюжеты «Столбик», «Забор» – базовые сюжеты для начальной стадии выработки диафрагмально-релаксационного дыхания.

Коррекционные задачи:

  1. Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию.
  2. Развитие произвольного зрительного внимания.
  3. Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков (изменение тона звукового сигнала).
  4. Развитие познавательного интереса.

Сюжет «Анимация».

Коррекционные задачи:

  1. Закрепление навыка диафрагмально-релаксационному дыханию.
  2. Активизация зрительного внимания и зрительной памяти.

Период «отдыха» предназначен для отдыха и расслабления ребенка во время сеанса.

Коррекционные задачи:

  1. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.

Заранее в программе создается шаблон сеанса для дыхательного тренинга, который включает в себя не менее двух периодов работы и не менее двух периодов отдыха. К каждому анимационному сюжету ребенку даем определенную инструкцию.

Для сюжета «Столбик» такая инструкция: «Когда на экране появится столбик, вспомни, как ты сам дышал животом, и старайся подстроить свое дыхание под движение столбика. Когда столбик поднимается вверх, ты делаешь спокойный, бесшумный вдох носом – и животик надувается. Когда столбик опускается вниз – выдох долгий, плавный через рот – животик сдувается».

Для сюжета «Забор» инструкция такая: «Используя технику диафрагмального дыхания, начинай вдох, как только полоска будет открываться (двигаться) вверх. Когда полоска достигнет верхней границы и начнет опускаться – делай выдох».

Сюжет «Анимация». Важно отметить, данный сюжет начинаем использовать после того, как у ребенка достигнута синхронизация в работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Ребенку дается такая инструкцию: «На вдохе пчела вылетает из улья к цветку собирать нектар, на выдохе возвращается обратно в улей. Если упражнение выполнено правильно, в нижней части экрана заполняется одна из десяти сот. Выдох должен быть долгий, длинный».

После периода работы наступает период отдыха, где мы подбираем разнообразные слайды и музыку, которые поддерживают интерес ребенка к занятию.

3 этап – формирование речевого дыхания (при проработанности первых двух этапов).

Обучив ребенка диафрагмально-релаксационному дыханию, можно приступать к третьему этапу – формированию речевого дыхания, обеспечивающему ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи.

Здесь используются как традиционные методы формирования речевого дыхания, так и логотерапевтический тренажер Биологической Обратной Связи.

На этом этапе применяется сюжет «Полосы», предназначенный для формирования плавного длительного выдоха, подготавливающий ребенка к речевому тренингу.

Коррекционные задачи:

  1. Обучение плавному, длительному выдоху.
  2. Подготовка глаз к чтению (прослеживание глазами слева - направо по горизонтальной полосе; переход от одной полосы к другой).
  3. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.
  4. Развитие познавательного интереса.

Для сюжета «Полосы» такая инструкция: «Вдох делай произвольно. Во время вдоха картинка открываться не будет. Начинай выдыхать, когда слева направо начнет открываться полоса. Заканчивай выдох, когда полоса достигнет края экрана. Делай вдох».

При этом продолжается работа над формированием правильного диафрагмально-релаксационного дыхания не только на занятиях учителя-логопеда и воспитателя, но и на занятиях инструктора по физкультуре и музыкального руководителя. Чтобы ребенок не утратил полученные навыки диафрагмально-релаксационного дыхания, необходимо их закреплять в домашних условиях. А для этого необходимо обучать родителей этому навыку. Достижение совершенной детской речи в работе учителя-логопеда, обеспечивается применением нетрадиционного подхода, заключающегося в разумном сочетании метода БОС, традиционных и вариативных игр и упражнений, профилактических мероприятий и точечного массажа (Приложении 4).

За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно исправляются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной, ребенок может произнести на выдохе определенное для данного возраста количество слов.

Помимо этого отмечается улучшение сна, памяти, повышение способности концентрировать внимание.

Соблюдение всех составляющих процесса формирования речевого дыхания у дошкольников с патологией речи, обеспечивает стабильность получаемых результатов.

Вывод: процесс формирования речевого дыхания осуществляется на основе междисциплинарного подхода, позволяющего в комплексе решать логопедические, педагогические, психологические, медицинские вопросы, обеспечивающего закономерные связи в использовании нетрадиционных методов. Игнорирование хотя бы одного из них неизбежно приводит снижению качества логопедической работы с детьми в целом.

Литература:

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г.. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. - М., 2004.
  2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А.. Логопедия. Заикание.- М., 1998.
  3. Вартанова Т.С., Сметанкин А.А. Общие вопросы применения метода БОС. - СПб., 2008.
  4. Верясова Т.В. Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса. - Екатеринбург, 2000.
  5. Вовк О.Н., Павлова Л.Н., Теречева М.Н., Черемных Н.И. Учебно-методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом БОС. - СПб., 2008.
  6. Волосовец Т.В. Преодоление ОНР у дошкольников. - М., 2003.
  7. Вторина Е.В.. Использование метода Биологической Обратной Связи в образовании. - Томск, 2003.
  8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Логопедия. - Екатеринбург, 2004.
  9. Ивановский Ю.В.. Метод ДАС-БОС – путь к нормализации взаимодействия дыхательной и сердечно-сосудистой систем. - СПб, 2001.
  10. Ивановский Ю.В.. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации. - СПб, 2002.
  11. Краузе Е.Н.. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие. - СПб., 2004.
  12. Пирогов И.. Оздоровительное дыхание. - М, 2000.
  13. Поваляева М.А.. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. - Ростов-на-Дону, 2002.
  14. Селиверстов В.И.. Речевые игры с детьми. - М., 1994.
  15. Семенова Н.А.. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. - М. - СПб., 2003.
  16. Сметанкин А.А.. Здоровье без лекарств: Биологическая Обратная Связь. - СПб, 2001.
  17. Сметанкин А.А., Сметанкина С.И. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода БОС в учреждениях. - СПб. 2003.
  18. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР. - М., 1999.
  19. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М, 1998.
  20. Хватцев М.Е.. Логопедия (работа с дошкольниками). - М. - СПб, 1996.