Психолого-педагогические задачи:
- Развивать у детей внимание к явлениям природы;
- Работать над пластикой тела, способностью к перевоплощению и к игровому общению;
- Развивать звуковое восприятие и звукоподражание;
- Развивать речь и совершенствовать произношение детей;
- Через содержание песен помочь ребёнку ярче представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного;
- Приобщать детей к художественно-оформительской деятельности;
- Учить различать геометрические формы;
- Учить видеть теплые и холодные цвета.
Оборудование и материалы:
- изображение зонта на листе ватмана;
- зонт с пришитыми к краю лентами;
- шумовые музыкальные инструменты (маракасы, бубны, колокольчики);
- разноцветные кружки из бумаги, кисточки, салфетки по количеству детей, клей.
Оформление зала: Плоскостные макеты деревьев, пеньки по количеству детей, бутафорский гриб со съёмной шляпкой с шумовыми инструментами внутри, на ковре кленовые листья из бумаги.
Ход занятия
Дети входят в зал стайкой, музыкальный руководитель приветствует детей, приглашает в волшебный лес. Звучит музыка.
Воспитатель. Вот и настала осень. Листья на деревьях стали красными и желтыми, разноцветными, птицы улетели в теплые края.
Дети исполняют песню "Осень", слова и музыка З.Б. Качаевой. [1]
Воспитатель. А сейчас погуляем по лесу, посмотрим на осенние деревья.
Проводится логоритмическая игра «Топ-топ», слова и музыка Г.Ф. Вихаревой.[2]
Воспитатель. Ой, ребятки, посмотрите, в нашем лесу вырос под деревом волшебный гриб.
Воспитатель поднимает шляпку мухомора и дети находят внутри музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель. Ребятки, давайте вместе изобразим шум дождя.
Оркестр шумовых музыкальных инструментов «Дождик», муз. М. Барукаладзе.
Музыкальный руководитель. А сейчас споем про дождик.
Проводится логоритмическая игра «Дождь», слова и музыка Г.Ф.Вихаревой.[2]
В конце песни воспитатель брызгает на детей водой, дети разбегаются и садятся на пенечки.
Воспитатель. Начинается дождь. Что нужно взять на улицу, чтобы не промокнуть (зонтик). А где же зонтик? Потерялся. Нам нужно его найти (открывает ширму). Смотрите, это зонтик. Но он очень грустный. Что нужно сделать, чтобы он стал веселым и нарядным? (разукрасить)
Подойдите к столу. У вас на столе лежат разноцветные круги. Какого они размера? (большие, маленькие). Какого цвета? (красного и желтого)
Далее воспитатель напоминает приемы наклеивания. Дети приступают к работе. Воспитатель и музыкальный руководитель направляют работу детей.
Звучит концерт для скрипки с оркестром «Времена года» А. Вивальди (фа мажор «Осень» а1lеgго).[3]
Воспитатель. Ну вот, работа окончена. Посмотрите, какой веселый и красивый зонт у нас получился (далее воспитатель переключает внимание детей на лес).
Лес наш волшебный, смотрите, под деревом спрятался настоящий зонтик. Наверное, это наш зонтик захотел с нами поиграть. Дождь начался, а мы, чтобы не промокнуть, спрячемся под ним.
Проводится игра «Карусель», русские народные мелодии.
Дождь идет, и мы идем
Под малиновым зонтом.
По зонту стучат дождинки
На сухие наши спинки.
Список музыкальных источников (нотные сборники и аудиозаписи).
- Колокольчик/Сост. И.Г.Смирнова. СПб.,2009, №43.
- Вихарева Г.Ф. Играем с малышами. Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. СПб.,2007.
- Вивальди. Времена года. ФГУП «Фирма Мелодия», 2008. ЗАО «Издательский Дом «Комсомольская правда», 2008 (CD).