Химический вечер на тему "Самое удивительное вещество"

Разделы: Внеклассная работа


План проведения недели химии в школе

Понедельник: Радиопередача «Старт в страну химии»

В этой радиопередаче сообщить о сроках проведения Недели химии и объявить план проведения недели. Также можно сообщить о значении химии в повседневной жизни, в разных областях науки, техники, народного хозяйства, некоторые интересные факты из химии, например: «В мире интересного» или «Знаешь ли ты?» и т.д.

Вторник: Доклады по классам (с проведением опытов)

  1. «Ученые – химики в период Великой Отечественной войны»
  2. «Химические элементы таблицы Д.И. Менделеева на защите Родины».
  3. «А.М. Бутлеров – ученый человек»
  4. «М.В. Ломоносов – великий русский ученый»
  5. «Алкоголь и никотин – враги здоровья»
  6. Беседа «Химия вокруг нас» (с проведением опытов для 5-7 классов).

Среда: Конкурс рефератов, кроссворды, головоломки, викторины, загадки по классам и наглядные пособия.

Четверг: Работа химчистки.

Пятница: Вечер «Самое удивительное вещество».

ПЛАН ВЕЧЕРА:

1. Сообщения:

  1. Вода в природе
  2. Физические свойства и строение воды
  3. Вода – самое необыкновенное вещество в мире
  4. Применение воды
  5. Получение воды
  6. О дефиците пресной воды

2. Оформление зала:

а) Название вечера «Самое удивительное вещество»
б) Знаете ли вы, что…
в) Водная хартия
г) Что? Где? Когда?
д) Загадки о воде
е) Поговорка «Не всякая водица для питья годится»
ж) Пословицы: «Где вода, там и жизнь»; «Земля умирает, если ушла вода»

3. Номер художественной самодеятельности:

  1. Песня «Химия кружит»

  2. Стихотворение о воде А. Твардовского

  3. Стихотворение о дистиллированной воде (поэт Л. Мартынов)
    Вода
    Благоволила
    Литься!
    Она
    Блистала
    Столь чиста,
    Что ни напиться,
    Ни умыться,
    И это было неспроста.
    Ей не хватало
    Ивы, тала
    И горечи цветущих лоз.
    Ей водорослей не хватало
    И рыбы, жирной от стрекоз.
    Ей не хватало быть волнистой,
    Ей не хватало течь везде.
    Ей жизни не хватало –
    Чистой,
    Дистиллированной
    Воде!

  4. Веселая сценка из современной жизни. О том, как некоторые абитуриенты пытаются сдать экзамены по химии в институт.

  5. Фокусы и игры.

  6. «Магия чудес» (в гостях у алхимика)

  7. Девиз «Кто многим увлекается, многое обретает» Клодель.

  8. Танцы

Цели вечера:

Этот вечер состоит из двух отделений:

Первое – химический журнал о самом удивительном веществе;

Второе – викторины и конкурсы, в которых соревнуются команды школьников.

Заранее готовлю группу учащихся, которые будут делать сообщения, предусмотренные сценарием. Другая группа занимается художественным и музыкальным оформлением вечера.

Команды, которым предстоит принимать участие в конкурсах, должны будут показать знание стихотворений, пословиц, песен о воде, поэтому они получают задание ознакомиться с соответствующей литературой в библиотеке.

В подготовке и проведении вечера химии участвуют учащиеся VIII-XI классов.

Вечер проводился с целью закрепить полученные знания, углубить интерес учащихся к химии, привлечь им практические навыки в изготовлении наглядных пособий, в разработке и осуществлении опытов.

Ход вечера

Учитель: Какое же это вещество?

Сегодня наш химический вечер посвящается на тему «Самое удивительное вещество». И кто же догадается сказать, что это за вещество?

Вода – самая известная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на земле. Без воды нет жизни. Вода – ценный абсолютно необходимый человеку ресурс. Каждый из нас обязан ради блага всех расходовать воду экономно и с толком. И начинаем мы наш химический вечер.

Советский ученый В.И.Вернадский писал «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое её бы не заключало.

Всё земное вещество ею проникнуто и охвачено».

Вопрос: В природе вода встречается, в каких агрегатных состояниях?

Ответ: В природе вода встречается в трех агрегатных состояниях: в жидком, твердом (ледяной покров полярных регионов земли и вершин гор) и газообразном (облака, туман).

I часть – Химический журнал о самом удивительном веществе

Сообщения учащихся 8-11классов:

  1. Вода в природе
  2. Физические свойства и строение воды
  3. Вода – самое необыкновенное вещество в мире
  4. Применение воды
  5. Получение воды
  6. О дефиците пресной воды.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

  • …первый закон об охране вод был написан Петром I?
  • …в человеке среднего веса около 5 ведер воды?
  • …без воды нет жизни: ни одна спора и ни одно семечко не прорастут и не будут развиваться?
  • …без воды в зеленом листе не могут образовываться сахара, крахмал, жиры, кислоты и другие вещества?
  • …вода при испарении увеличивает свой объем более чем в 1000 раз?
  • …если всю воду распределить равномерным слоем по всему земному шару, то глубина «мирового океана» составит 4 км?
  • …любые химические процессы ускоряются в присутствии воды?
  • …гидромониторы и гидропушки дают тонкую струю воды огромной скорости, режущую не только дерево (без опилок), но и горные породы?
  • …чистота и прозрачность байкальской воды – результат жизнедеятельности рачков эпишура, пропускающих через себя всю воду озера трижды в год?
  • …чем большую часть воды в растительных организмах связывают коллоиды, тем лучше растения сопротивляются морозу и засухе?

ВОДНАЯ ХАРТИЯ

  1. Без воды нет жизни. Вода – ценный, абсолютно необходимый человеку ресурс.
  2. Запасы питьевой воды небесконечны. Поэтому их охрана и экономия – важное дело.
  3. Загрязняя воду, человек вредит себе и всем живым организмам.
  4. Качество воды должно соответствовать санитарным нормам при её использовании.
  5. Использованную воду необходимо возвращать в водоемы в таком состоянии, чтобы она была пригодна к дальнейшему использованию для общественных нужд.
  6. Значительную роль в сохранении водных запасов играет растительный покров, особенно лес.
  7. Водные ресурсы необходимо учитывать и регистрировать.
  8. Целесообразное использование вод планируется соответствующими органами.
  9. Необходимы усиленные научные исследования, подготовка специалистов, разъяснительная работа среди населения.
  10. Каждый из нас обязан ради блага всех расходовать воду экономно и с толком.
  11. Управление водными ресурсами должно основываться не столько на административных и политических границах, сколько на естественных границах водосборных бассейнов.
  12. Вода не знает границ. Поэтому в её охране и использовании необходимо международное сотрудничество.

«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

  • Кто и когда впервые осуществил синтез воды? (А. Лавуазье в 1785 г.)
  • Какой воздух тяжелее – сухой или влажный? (Сухой, так как молекулярная масса воды
  • меньше молекулярной массы воздуха.)
  • Почему яйцо не тонет в солёной воде? (Потому что плотность соленой воды больше, чем пресной, значит, больше и выталкивающая сила.)
  • Что такое «синий уголь»? (Вода.)
  • Можно ли высушить бельё на морозе? (Можно, так как лед тоже испаряется.)
  • В каком органе человека содержится наибольшее количество воды и в каком – наименьшее? (Стекловидное тело глаза содержит 99% воды, зубная эмаль – 0,2%.)
  • Назовите 8 наименований состояния воды, принятых в метеорологии. (Пар, лед, снег, туман, иней, град, облака, тучи.)
  • Какой водопад считается самым мощным в мире? (Ниагарский, на реке Ниагара в Северной Америке.)
  • Почему ржаной хлеб черствеет медленнее, чем белый? (Ржаной крахмал связывает воды почти вдвое больше, чем пшеничный.)
  • Почему стальная игла не тонет в абсолютно чистой воде? (Это связано с тем, что её удерживают силы поверхностного натяжения воды.)

Полностью текст работы приведен в Приложении.