План проведения недели химии в школе
Понедельник: Радиопередача «Старт в страну химии»
В этой радиопередаче сообщить о сроках проведения Недели химии и объявить план проведения недели. Также можно сообщить о значении химии в повседневной жизни, в разных областях науки, техники, народного хозяйства, некоторые интересные факты из химии, например: «В мире интересного» или «Знаешь ли ты?» и т.д.
Вторник: Доклады по классам (с проведением опытов)
- «Ученые – химики в период Великой Отечественной войны»
- «Химические элементы таблицы Д.И. Менделеева на защите Родины».
- «А.М. Бутлеров – ученый человек»
- «М.В. Ломоносов – великий русский ученый»
- «Алкоголь и никотин – враги здоровья»
- Беседа «Химия вокруг нас» (с проведением опытов для 5-7 классов).
Среда: Конкурс рефератов, кроссворды, головоломки, викторины, загадки по классам и наглядные пособия.
Четверг: Работа химчистки.
Пятница: Вечер «Самое удивительное вещество».
ПЛАН ВЕЧЕРА:
1. Сообщения:
- Вода в природе
- Физические свойства и строение воды
- Вода – самое необыкновенное вещество в мире
- Применение воды
- Получение воды
- О дефиците пресной воды
2. Оформление зала:
а) Название вечера «Самое удивительное вещество»
б) Знаете ли вы, что…
в) Водная хартия
г) Что? Где? Когда?
д) Загадки о воде
е) Поговорка «Не всякая водица для питья годится»
ж) Пословицы: «Где вода, там и жизнь»; «Земля умирает, если ушла вода»
3. Номер художественной самодеятельности:
-
Песня «Химия кружит»
-
Стихотворение о воде А. Твардовского
-
Стихотворение о дистиллированной воде (поэт Л. Мартынов)
Вода
Благоволила
Литься!
Она
Блистала
Столь чиста,
Что ни напиться,
Ни умыться,
И это было неспроста.
Ей не хватало
Ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало
И рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде.
Ей жизни не хватало –
Чистой,
Дистиллированной
Воде! -
Веселая сценка из современной жизни. О том, как некоторые абитуриенты пытаются сдать экзамены по химии в институт.
-
Фокусы и игры.
-
«Магия чудес» (в гостях у алхимика)
-
Девиз «Кто многим увлекается, многое обретает» Клодель.
-
Танцы
Цели вечера:
Этот вечер состоит из двух отделений:
Первое – химический журнал о самом удивительном веществе;
Второе – викторины и конкурсы, в которых соревнуются команды школьников.
Заранее готовлю группу учащихся, которые будут делать сообщения, предусмотренные сценарием. Другая группа занимается художественным и музыкальным оформлением вечера.
Команды, которым предстоит принимать участие в конкурсах, должны будут показать знание стихотворений, пословиц, песен о воде, поэтому они получают задание ознакомиться с соответствующей литературой в библиотеке.
В подготовке и проведении вечера химии участвуют учащиеся VIII-XI классов.
Вечер проводился с целью закрепить полученные знания, углубить интерес учащихся к химии, привлечь им практические навыки в изготовлении наглядных пособий, в разработке и осуществлении опытов.
Ход вечера
Учитель: Какое же это вещество?
Сегодня наш химический вечер посвящается на тему «Самое удивительное вещество». И кто же догадается сказать, что это за вещество?
Вода – самая известная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на земле. Без воды нет жизни. Вода – ценный абсолютно необходимый человеку ресурс. Каждый из нас обязан ради блага всех расходовать воду экономно и с толком. И начинаем мы наш химический вечер.
Советский ученый В.И.Вернадский писал «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое её бы не заключало.
Всё земное вещество ею проникнуто и охвачено».
Вопрос: В природе вода встречается, в каких агрегатных состояниях?
Ответ: В природе вода встречается в трех агрегатных состояниях: в жидком, твердом (ледяной покров полярных регионов земли и вершин гор) и газообразном (облака, туман).
I часть – Химический журнал о самом удивительном веществе
Сообщения учащихся 8-11классов:
- Вода в природе
- Физические свойства и строение воды
- Вода – самое необыкновенное вещество в мире
- Применение воды
- Получение воды
- О дефиците пресной воды.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...
- …первый закон об охране вод был написан Петром I?
- …в человеке среднего веса около 5 ведер воды?
- …без воды нет жизни: ни одна спора и ни одно семечко не прорастут и не будут развиваться?
- …без воды в зеленом листе не могут образовываться сахара, крахмал, жиры, кислоты и другие вещества?
- …вода при испарении увеличивает свой объем более чем в 1000 раз?
- …если всю воду распределить равномерным слоем по всему земному шару, то глубина «мирового океана» составит 4 км?
- …любые химические процессы ускоряются в присутствии воды?
- …гидромониторы и гидропушки дают тонкую струю воды огромной скорости, режущую не только дерево (без опилок), но и горные породы?
- …чистота и прозрачность байкальской воды – результат жизнедеятельности рачков эпишура, пропускающих через себя всю воду озера трижды в год?
- …чем большую часть воды в растительных организмах связывают коллоиды, тем лучше растения сопротивляются морозу и засухе?
ВОДНАЯ ХАРТИЯ
- Без воды нет жизни. Вода – ценный, абсолютно необходимый человеку ресурс.
- Запасы питьевой воды небесконечны. Поэтому их охрана и экономия – важное дело.
- Загрязняя воду, человек вредит себе и всем живым организмам.
- Качество воды должно соответствовать санитарным нормам при её использовании.
- Использованную воду необходимо возвращать в водоемы в таком состоянии, чтобы она была пригодна к дальнейшему использованию для общественных нужд.
- Значительную роль в сохранении водных запасов играет растительный покров, особенно лес.
- Водные ресурсы необходимо учитывать и регистрировать.
- Целесообразное использование вод планируется соответствующими органами.
- Необходимы усиленные научные исследования, подготовка специалистов, разъяснительная работа среди населения.
- Каждый из нас обязан ради блага всех расходовать воду экономно и с толком.
- Управление водными ресурсами должно основываться не столько на административных и политических границах, сколько на естественных границах водосборных бассейнов.
- Вода не знает границ. Поэтому в её охране и использовании необходимо международное сотрудничество.
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
- Кто и когда впервые осуществил синтез воды? (А. Лавуазье в 1785 г.)
- Какой воздух тяжелее – сухой или влажный? (Сухой, так как молекулярная масса воды
- меньше молекулярной массы воздуха.)
- Почему яйцо не тонет в солёной воде? (Потому что плотность соленой воды больше, чем пресной, значит, больше и выталкивающая сила.)
- Что такое «синий уголь»? (Вода.)
- Можно ли высушить бельё на морозе? (Можно, так как лед тоже испаряется.)
- В каком органе человека содержится наибольшее количество воды и в каком – наименьшее? (Стекловидное тело глаза содержит 99% воды, зубная эмаль – 0,2%.)
- Назовите 8 наименований состояния воды, принятых в метеорологии. (Пар, лед, снег, туман, иней, град, облака, тучи.)
- Какой водопад считается самым мощным в мире? (Ниагарский, на реке Ниагара в Северной Америке.)
- Почему ржаной хлеб черствеет медленнее, чем белый? (Ржаной крахмал связывает воды почти вдвое больше, чем пшеничный.)
- Почему стальная игла не тонет в абсолютно чистой воде? (Это связано с тем, что её удерживают силы поверхностного натяжения воды.)
Полностью текст работы приведен в Приложении.