Образовательные цели урока:
- Знания – понимаемая и воспроизводимая научная информация.
- Умения – применяемые на практике знания.
- Навыки – автоматизированные действия.
Этапы урока:
- Цель «знания» достигается двумя этапами урока: введение и воспроизведение нового материала.
- Цель «умения» формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений.
- Цель «навыки» вырабатываются путём многократного повторения действия.
На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения, например, пишут стихи. Такая учебная деятельность – деятельность открытия и создания – называется творческой. На традиционном уроке при введении знаний ребята слушают учителя, следят за его мыслью, а на этапе воспроизведения запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность – «пришёл, услышал, заучил» – называется репродуктивной.
Развивающие и воспитательные цели урока:
- Развивающие цели ориентированы на познавательную сферу школьника и включают развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, способностей.
- Воспитательные цели связаны с формированием личности ученика: потребностей и мотивов, ценностей, нравственных установок, норм поведения, черт характера.
От современного учителя требуется дать образование и развивать возможности учеников, воспитывать личность.
Сущность проблемного урока.
Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний.
Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом, в отличие от научного творчества, ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах.
Структура проблемного урока.
Цель урока | Этапы урока | Творческие звенья деятельности учащихся |
ЗНАНИЕ | Введение | Постановка – формирование вопросаучебной проблемы или темы урока |
Поиск решения – открытие субъективно нового знания | ||
воспроизведение | Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме | |
Реализация продукта – представление продукта учителю и классу |
Приёмы создания проблемной ситуации
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приёмы создания проблемной ситуации |
С удивлением | Между двумя и более положениями | 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. |
Между житейским представлением и научным фактом | 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. |
|
С затруднением | Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя | 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. |
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию учебной проблемы |
Приём 1 о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? О теории: Что вас удивило? Сколько существует теорий? Приём 2 Сколько же в нашем классе мнений? Приём 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле? Приём 4 Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Приём 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? Приём 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? |
Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока? |
Побуждающий к гипотезам диалог
структура | Побуждение к выдвижению гипотез | Побуждение к проверке гипотез | |
устной | практической | ||
Общее побуждение | К любым гипотезам: Какие есть гипотезы? |
К аргументу|контраргументу: Согласны с этой гипотезой? Почему? |
К плану проверки: Как можно проверить эту гипотезу? |
Подсказка | К решающей гипотезе | К аргументу|контраргументу | К плану проверки |
сообщение | Решающей гипотезы | аргумента|контраргумента | Плана проверки |
Продуктивные задания
типы | Особенности применения |
Формулирование: темы вопросов | Сразу после введения знаний В конце этого или начале следующего урока |
Опорный сигнал: символ, схема, таблица, опорные слова | В классе или дома, если опорный сигнал не составлялся учителем при введении знаний |
Художественный образ: метафора, загадка, стихотворение | Дома по желанию |
Типы знания:
- Факт – единичная, не содержащая обобщения информация.
- Правило – алгоритм действия, указание как поступить.
- Понятие – выделение существенных признаков предмета.
- Закономерность – отражение связей между понятиями.
Психологические рекомендации по подготовке урока
- Следите за распределением времени.
- Планируйте «Опорную часть доски».
- Прописывайте текст диалога.» [1]
Итак, подготовка проблемного урока – занятие непростое, трудоёмкое. Придётся посидеть над конспектами. Но результаты, которые получаешь, проводя такие уроки, стоят этого. Мне это интересно и я активно использую методику проблемного урока, проблемно-исследовательскую технологию на своих уроках, получая при этом 100%-ю успеваемость и 100%-й интерес к предмету.
Для достижения положительного решения проблем, вопросов существуют проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализацию знаний, анализа и т.д. Использование различных методических приёмов стимулирует творческую активность учащихся. Эти приёмы известны всем. Я лишь позволю себе напомнить некоторые из них: подведение школьников к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения; почему?; проблемный метод обучения; изучение явлений с различных позиций; приём, связанный с побуждением учащихся сравнивать, делать свои обобщения, выводы, сопоставлять факты; эвристическая беседа. При любом методе могут использоваться разные источники – слово, интерактивная доска, наглядность, практическая деятельность; все средства обучения – учебник, ИКТ, лабораторные работы, опыт, эксперимент.
Эти методы могут применяться при разнообразных организационных формах – семинары, конференции, зачеты, не говоря, об обычном уроке. Главное чтобы все это способствовало решению проблемных ситуаций. Представляю на ваш суд всего один урок, который, на мой взгляд, соответствует данной технологии и который можно проводить на уроках естествознания, природоведения, экологии.
Тема урока: «Гидробиолог и морской танкер»
Тема урока немного необычна. О чём будет идти разговор на этом уроке? Каковы ваши предположения?
Давайте попробуем перевести слово «гидробиолог»: (предполагаемый ответ учащихся: гидро – вода; биолог – учёный, изучающий живые организмы. Итак, получается, что гидробиолог изучает живые организмы, живущие в воде).
Что такое танкер? (Предполагаемый ответ учащегося: судно, перевозящее нефть).
- Как вы думаете, что общего между гидробиологом учёным, специалистом по биологии океана – и нефтеналивным танкером? (Предполагаемый ответ учеников: оба связаны с океаном, морем – один изучает живых организмов, другой перевозит нефть) Если учащиеся затрудняются ответить, то в диалоге учитель подводит их к ответу.
- Существует ли между ними связь? Если да, то какая это связь? (Предполагаемый ответ учеников: скорее всего да, сложно сказать, не очень хорошая.)
- Когда она возникает? (Она возникает в тот момент, когда танкер терпит бедствие и миллионы галлонов нефти выливается в океан.) Естественно, что ответы учеников корректируются учителем
- Какое воздействие, по-вашему, может оказать разлившаяся нефть на океан? (Предполагаемый ответ учеников: животные проглотили и умерли, птицы вывалялись в нефти и погибли от переохлаждения, нефть перекрыла доступ кислорода и света вглубь океана к растениям – если не смогут ответить ученики отвечает учитель, а лучше всего выстраивает диалог так, чтобы ребята сами вышли на ответ или если не получается получить ответ учитель говорит, что мы вернёмся к этому вопросу в конце урока, и попробуем ответить ещё раз, а если отвечают, в конце урока дополняем)
- Как, по-вашему, можно ли спасти животных, попавших в нефтяное пятно? (По-видимому нет, а может быть да, не знаем, можно предположить и порассуждать)
- Читали или слышали ли вы что-либо на эту тему? (выслушиваем информацию от учеников, так как они ею наверняка обладают, а затем дополняем сами). Например, «хроника: танкер терпит бедствие.
Ноябрь 2007 года. Жители России проводят очистку воды и побережья после крупной катастрофы танкера «Волгонефть», имеющий на борту 100 тыс. тонн сырой легкотекучей нефти» или «супертанкер разламывается пополам у берегов Северной Франции.
17 марта 1978 года. Жители Франции проводят очистку воды и побережья после четвёртой за последние 11 лет крупной катастрофы танкера у берегов Бретани. 16 марта 1978 года танкер «Амоко Кадиз», имеющий на борту 230 тыс. тонн (более 70 галлонов) сырой легкотекучей нефти, сел на мель, когда капитан приказал остановить двигатели для устранения неисправности в механизме рулевого управления. Бурное море помешало другим судам, находившимся в этом районе, перегрузить нефть до того, как танкер разломился пополам на мелководье у берега. Французские власти ищут способы предотвращения дальнейшего загрязнения береговой линии. Военно-морским судам дано указание, следить за соблюдением закона, запрещающего танкерам входить в семимильную зону у побережья страны» (или ещё какие либо примеры)
Такие хроники составляют практически каждый год, если не несколько раз в год в разных странах мира.
Статистика утверждает, что ежегодно в Мировой океан попадает около 10 млн. тонн нефти и нефтепродуктов.
Вот маленький и далеко не полный перечень последних аварий (выборочно):
- 1979 год – Атлантик эмпресс – 287000 тонн
- 1983 год – Асими – 252000 тонн
- 1988 год – Одиссей – 132000 тонн
- 1989 год – Карк – 80000 тонн
- 1991 год – Сумер – 260000 тонн
- 1999 год – Валдез – 37000 тонн
- 2007 год – Волгонефть – 100000 тонн и т.д. (хронику можно составить исходя из последних данных или данных касающихся нашей страны)
Список, возможно, дополнить, взять более свежие данные, пояснить, что не только танкер угроза природе, но и нефтепроводы (рассмотреть последствия таких аварий; возможны варианты).
Итак, неважно, где произошла авария, важно, что это бедствие и гидробиолог (как учёный, как человек) встревожен возможными последствиями, которые как-то надо устранять.
У вас на столе лежит рассказ, который использует данные об авариях и их последствиях. Давайте его прочитаем.
Рассказ: танкер и гидробиолог
«Он стоял на берегу. Я обратил на него внимание, наверное, только потому, что он, единственный, ничего не делал – остальные всё время что-то чистили, что-то скребли, что-то тащили в наполненных вёдрах подальше от воды. Он же стоял тихо и спокойно. Ноги его утопали по щиколотку в массе мёртвых моллюсков; правая рука касалась завядшего пучка барвинок на ближайшем каменном выступе. Он нагнулся и поднял из чернеющей под ногами груды маленького морского моллюска, попытался стереть с него нефть рукавом свитера, затем швырнул раковину в сторону, с негодованием глядя в сторону моря. Там, в тумане, лежал, словно гигантское чудовище со сломанным хребтом, супертанкер – мёртвый, среди беспокойных волн. Вылившаяся из него нефть растеклась на десятки миль вокруг. На берегу она покрывала всё толстым слоем» [2]
Показываю пробирку с нефтью, выясняем в процессе беседы, что нефть маслянистое вещество и далее работаем в тетради и практически выясняем свойства маслянистых жидкостей.
ЭКСПЕРИМЕНТ.
Добавьте небольшое количество растительного масла в банку с водой.
Смешиваются ли вода и масло?
Потрясите энергично банку.
Внимательно рассмотрите на просвет содержимое и запишите, что заметили.
Дайте содержимому банки некоторое время отстояться, потом посмотрите ещё раз.
Какое вещество оказалось внизу? А если предположить, что море всегда волнуется, всегда в движении, то, что произойдёт с нефтью? Выскажите гипотезы.
Сделайте вывод о свойствах маслянистых жидкостей.
Чем же так озабочен гидробиолог? Подумаешь, нефть залила море, берег?
Или есть повод к беспокойству?
«Этот человек был специалистом по биологии моря – гидробиологом. Перед ним стояла задача оценить ущерб, нанесённый морю и его обитателям вылившимися 66 миллионами галлонов сырой нефти. А также проследить, как будет происходить очистка воды и побережья. Он знал, что последствия катастрофы будут значительными и многообразными. К его облегчению, ничего не сообщалось о массовой гибели рыб. Но устриц и других моллюсков надо было проверить на содержание углеводородов нефти и определить, когда оно окажется достаточно низким для того, чтобы они опять стали съедобными.
Биолог видел, что береговая линия на десятки миль от катастрофы покрыта мёртвыми морскими ежами, моллюсками и другими обитателями моря. Теперь его особенно интересовало, какой ущёрб нанесён бурым морским водорослям. Жители данного района возделывают морское дно – как другие возделывают землю. Они выращивают водоросли для медицинской и пищевой промышленности, а также в качестве удобрений для полей. Биолог был уверен, что урожай этого года погублен. Что делать? Уже первые данные научных исследований показали, что и морские птицы пострадали от разлившейся нефти. Более пяти тысяч их было обнаружено на береговой линии, сотни боролись за жизнь в передвижных «птичьих госпиталях». Вид заляпанных нефтью пернатых удручал: нефть и морские птицы несовместимы» [2]
Работаем в тетради и практически выясняем, влияет ли разлившаяся нефть на живые организмы и если влияет, то как (на примере птичьих перьев).
Сначала понаблюдайте за птичьим пером.
Заметьте, как оно выглядит и сколько весит, как устроено перо, затем смочите моторным маслом и с помощью воды, подсолнечного масла и щётки, попытайтесь счистить моторное масло с пера (можно использовать другие растворители)
Что у вас получилось? Что произошло с пером? Нарушилось его строение? Сможет птица летать после такой чистки? Какие у неё перспективы?
Сделайте вывод, запишите в тетрадь.
«Густые перья морских птиц обеспечивают им практически идеальную защиту от холодной воды. Нефть разрушает структуру покрова, открывая воде свободный доступ к коже. Вдобавок, птицы теряют большую часть своей способности держаться на плаву, так как исчезает слой воздуха между телом и перьями. Птицы глубже погружаются в воду и, вероятнее всего, больше не смогут добывать себе пищу. И если птица не умрёт с голоду, то погибнет от переохлаждения. Бедное пернатое существо может плавать в таком состоянии несколько дней, и сердце его будет биться вдвое чаще, чтобы возместить потери тепла. Возможно, если птица проглотит немного нефти, она погибнет ещё раньше, так как нефть ядовита. Если птицу подберут люди, какие у неё шансы выжить? Биолог с огорчением покачал головой. До сих пор попытки спасения оказывались не слишком эффективными. Сначала птицу надо очистить растительным маслом, потом высушить ей перья. Однако нежный организм пернатого существа плохо восстанавливает свои функции, и мало кто из них выживает после чистки и стресса плена. Биолога беспокоило, что процедура чистки берега и птиц способна принести больший вред экосистеме, чем сама разлитая нефть. Не может ли удаление нефти с прибрежных камней и песка с помощью щёток и подающегося по трубам пара послужить причиной возникновения нового круга экологических проблем? Пройдёт много времени, прежде чем берег возвратится в своё нормальное состояние. Людям, растениям и животным данного уголка нанесён огромный ущерб, и в ближайшем будущем положение вряд ли исправится.»[2] (рассказ можно составить, используя современные данные из прессы или исходя из местной обстановки)
Беседа по результатам проделанной работы.
- Какая часть рассказа описывает работу гидробиолога?
- Как вы думаете, что люди носили в вёдрах от берега в безопасное место?
- Какое воздействие, по-вашему, может оказать разлившаяся нефть на океан?
- Какие животные и растения пострадали от разлившейся нефти?
- Какие фразы подчёркивают нанесённый морским водорослям ущерб, последствия которого ещё долго будут ощущаться?
- Какой вред наносит нефть птицам?
- Гидробиолог успокоился, нет сведений о массовой гибели рыб. Он прав или следует поволноваться?
- Почему в результате операций по очистке берега от загрязнения может возникнуть ещё больше экологических проблем?
- Как вы думаете, последствия будут сказываться в будущем или ликвидация аварии ликвидирует и дальнейшие последствия?
- Как вы считаете, авария затронула только одну страну или это катастрофа глобального масштаба? Если да, то почему? Ответ обоснуйте
- Кто виноват? Что делать?
- Какая проблема стоит перед всем миром?
- Возможно, её решить сейчас, не отказываясь от прогресса?
- Человечество в современном мире ищет пути очистки или предотвращения аварий?
- Давайте сформулируем вывод и запишем его в тетрадь?
- Какие чувства у вас вызвал этот урок? Что нового вы узнали?
- Опишите свои чувства в тетради, можно в стихах или рисунках.
Работа на уроке идёт в малых группах, в спокойной, деловой обстановке, которая позволяет ребёнку смело высказывать свою точку зрения не боясь ошибиться и получить двойку. Такие уроки дают возможность коллегиально, практически искать ответы на вопросы самим учащимся, а не получать готовые ответы; в общении, в диалоге искать правильные решения, делать правильные выводы. Такие уроки позволяют ребятам самим добывать знания, саморазвиваться, а учитель здесь выступает в роли консультанта – партнёра. На таких уроках всегда творческая деловая атмосфера, очень высокий интерес к самому процессу урока, к предмету.
Литература:
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя. – М., 2002. АПК и ПРО.
- Джек Хассард. Уроки естествознания. Перевод с английского. – Москва, центр «Экология и образование», 1993.