Цели урока:
- Ознакомиться с устройством компаса, принципом его работы;
- научиться ориентироваться по компасу, местным предметам;
- развивать мышление, речь, наблюдательность;
- воспитывать чувство бережного отношения к природе, интерес к предмету.
Задачи урока:
- Научить детей пользоваться компасом;
- провести практическую работу по изготовлению компаса;
- выяснить принцип работы компаса;
- познакомиться с народными приметами ориентирования.
Оборудование: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник для 2 кл.; Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: рабочая тетрадь. 2 класс; медиапроектор, экран, слайды, нитки, магнит, иголка, бумага, компасы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Блиц – опрос.
- Вспомните, что такое горизонт.
- Что такое линия горизонта?
- Назовите основные линии горизонта.
- Назовите промежуточные.
II. Формирование новых знаний.
- Отгадайте:
Где бы ты не находился,
Если только заблудился,
Он укажет тебе, друг,
Путь на север и на юг.
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане
И ведёт нас за собой.
(Компас).
- Какая тема нашего урока?
- Что мы должны будем узнать?
- Чему научиться?
- Подумайте, как пройти через лес и не заблудиться?
- Как найти путь и не сбиться с курса в открытом море, когда берегов не видно много дней подряд?
- Если небо затянуто тучами, ориентироваться по Солнцу или Полярной звезде невозможно. Как быть в этом случае?
- Так что же такое компас? Для чего он нужен? (Компас – это прибор для определения сторон горизонта).
Слайд 1.
- Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера назвали его «ведающим югом», так как вначале стрелка показывала на юг. На колесницах китайских вельмож устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой.
Такой компас вы можете сделать дома сами.
Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта.
- Вспомните, какие вы знаете стороны горизонта.
- Потом добавились промежуточные. Какие?
Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях.
Слайд 2.
- Рассмотрите рисунок с изображением компасов.
- Какое отличие у них?
- Давайте рассмотрим современный компас. Магнитная стрелка компаса – одно из величайших изобретений человечества. С её помощью можно ориентироваться в пространстве: на море, в воздухе и на суше.
Устройство компаса простое. В плоской цилиндрической коробке на острие стальной иглы подвешена магнитная стрелка. Острый конец иглы опирается на твёрдый камень, обычно агат, вправленный в середину компаса. Свободно лежащая стрелка принимает определённое положение, при котором один конец, окрашенный синим, указывает на север, другой, красный – на юг. Положение стрелки можно закрепить, прижав её к стеклянной крышке коробки с помощью рычага. Если компас положить на магнит, то его стрелка всегда сориентируется по направлению к полюсам магнита, как бы мы не поворачивали коробку с магнитом.
Планета Земля – это большой магнит, на поверхности которого стрелка всегда сориентируется по направлению к магнитным полюсам Земли.
Физкультминутка.
Стал наш Ваня на носок (ноги на носок),
А потом на пятку (ногу на пятку).
Стал он русскую плясать
(руки на поясе, носок, пятка – три притопа),
А потом вприсядку (руки на поясе).
III. Закрепление изученного.
- Определите в классе предметы, которые находятся в северном направлении, южном, западном, восточном.
- Людей всегда влечёт неизведанное, тянет в далёкие уголки Земли. Но как найти дорогу в незнакомом месте? Конечно, компас, карты не дадут заблудиться. А если их нет?
Слайд 3.
Оказывается, это не беда, ведь вокруг нас множество помощников, зная которые можно смело исследовать окружающий мир. Нужно лишь уметь ими пользоваться.
- Как определить стороны горизонта по Солнцу?
Слайд 4.
- По звёздам?
- По часам и Солнцу? (Если поставить в часах местное время, направить часовую стрелку на Солнце, зрительно разделив угол между часовой стрелкой и цифрой 12 пополам, то полученная таким образом линия укажет направление север – юг. До полудня юг будет справа от Солнца, после полудня слева).
Слайд 5.
- Мхи и лишайники селятся на северных сторонах стволов деревьев, больших камней.
Слайд 6, 7.
- Кора деревьев с северной стороны грубее и темнее. Особенно это хорошо заметно на берёзе.
Слайд 8.
- В сухую жаркую погоду с южной стороны стволов ели и сосны выделяется больше смолы.
- На верхних окраинах полян трава весной более густая, чем на южных.
- Наблюдения за животными тоже могут помочь при ориентировании. Муравьи сооружают свои жилища обычно к югу от ближайших деревьев, пней, кустов. Южная сторона муравейника более пологая, чем северная.
Слайд 9.
- А сейчас небольшая викторина «Верите ли вы?»
Слайд 10, 11.
- Какие другие народные приметы ориентирования вы знаете? (высказывания детей).
Выполнение практической работы (на с.81 учебника).
- Установите Компас горизонтально, например, на ладони. Освободите зажим стрелки и дайте ей успокоится.
- Осторожно поверните компас так, чтобы синий конец стрелки (он окрашен) установился против буквы «С» (север).
- По другим буквам шкалы определите нужное направление.
- А если у вас нет компаса, а есть нитка, иголка и бумага, то вы можете сами сделать компас.
Работа группами.
Перед ребятами на столе лежат: магнит, швейная игла, небольшой лист бумаги, нитки. Опираясь на знания принципа работы компаса, из этих предметов нужно сделать простейший компас. Если у какой-то группы будут трудности, можно воспользоваться текстом учебника (с. 79)
IV. Итог урока.
Возьмите листочки. От исходной красной точки пройдите 3 шага на запад (1 шаг – 1 клетка), 3 шага на юг, 3 шага на восток, 3 шага снова на юг и 3 шага на запад.
- Что получилось?
- У кого получилось 5 – тот хорошо знает стороны горизонта.