Компас

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Ознакомиться с устройством компаса, принципом его работы;
  • научиться ориентироваться по компасу, местным предметам;
  • развивать мышление, речь, наблюдательность;
  • воспитывать чувство бережного отношения к природе, интерес к предмету.

Задачи урока:

  • Научить детей пользоваться компасом;
  • провести практическую работу по изготовлению компаса;
  • выяснить принцип работы компаса;
  • познакомиться с народными приметами ориентирования.

Оборудование: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник для 2 кл.; Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: рабочая тетрадь. 2 класс; медиапроектор, экран, слайды, нитки, магнит, иголка, бумага, компасы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Блиц – опрос.

- Вспомните, что такое горизонт.

- Что такое линия горизонта?

- Назовите основные линии горизонта.

- Назовите промежуточные.

II. Формирование новых знаний.

- Отгадайте:

Где бы ты не находился,
Если только заблудился,
Он укажет тебе, друг,
Путь на север и на юг.
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане
И ведёт нас за собой.
(Компас).

- Какая тема нашего урока?

- Что мы должны будем узнать?

- Чему научиться?

- Подумайте, как пройти через лес и не заблудиться?

- Как найти путь и не сбиться с курса в открытом море, когда берегов не видно много дней подряд?

- Если небо затянуто тучами, ориентироваться по Солнцу или Полярной звезде невозможно. Как быть в этом случае?

- Так что же такое компас? Для чего он нужен? (Компас – это прибор для определения сторон горизонта).

Слайд 1.

- Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера назвали его «ведающим югом», так как вначале стрелка показывала на юг. На колесницах китайских вельмож устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой.

Такой компас вы можете сделать дома сами.

Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта.

- Вспомните, какие вы знаете стороны горизонта.

- Потом добавились промежуточные. Какие?

Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях.

Слайд 2.

- Рассмотрите рисунок с изображением компасов.

- Какое отличие у них?

- Давайте рассмотрим современный компас. Магнитная стрелка компаса – одно из величайших изобретений человечества. С её помощью можно ориентироваться в пространстве: на море, в воздухе и на суше.

Устройство компаса простое. В плоской цилиндрической коробке на острие стальной иглы подвешена магнитная стрелка. Острый конец иглы опирается на твёрдый камень, обычно агат, вправленный в середину компаса. Свободно лежащая стрелка принимает определённое положение, при котором один конец, окрашенный синим, указывает на север, другой, красный – на юг. Положение стрелки можно закрепить, прижав её к стеклянной крышке коробки с помощью рычага. Если компас положить на магнит, то его стрелка всегда сориентируется по направлению к полюсам магнита, как бы мы не поворачивали коробку с магнитом.

Планета Земля – это большой магнит, на поверхности которого стрелка всегда сориентируется по направлению к магнитным полюсам Земли.

Физкультминутка.

Стал наш Ваня на носок (ноги на носок),
А потом на пятку (ногу на пятку).
Стал он русскую плясать
(руки на поясе, носок, пятка – три притопа)
,
А потом вприсядку (руки на поясе).

III. Закрепление изученного.

- Определите в классе предметы, которые находятся в северном направлении, южном, западном, восточном.

- Людей всегда влечёт неизведанное, тянет в далёкие уголки Земли. Но как найти дорогу в незнакомом месте? Конечно, компас, карты не дадут заблудиться. А если их нет?

Слайд 3.

Оказывается, это не беда, ведь вокруг нас множество помощников, зная которые можно смело исследовать окружающий мир. Нужно лишь уметь ими пользоваться.

- Как определить стороны горизонта по Солнцу?

Слайд 4.

- По звёздам?

- По часам и Солнцу? (Если поставить в часах местное время, направить часовую стрелку на Солнце, зрительно разделив угол между часовой стрелкой и цифрой 12 пополам, то полученная таким образом линия укажет направление север – юг. До полудня юг будет справа от Солнца, после полудня слева).

Слайд 5.

- Мхи и лишайники селятся на северных сторонах стволов деревьев, больших камней.

Слайд 6, 7.

- Кора деревьев с северной стороны грубее и темнее. Особенно это хорошо заметно на берёзе.

Слайд 8.

- В сухую жаркую погоду с южной стороны стволов ели и сосны выделяется больше смолы.

- На верхних окраинах полян трава весной более густая, чем на южных.

- Наблюдения за животными тоже могут помочь при ориентировании. Муравьи сооружают свои жилища обычно к югу от ближайших деревьев, пней, кустов. Южная сторона муравейника более пологая, чем северная.

Слайд 9.

- А сейчас небольшая викторина «Верите ли вы?»

Слайд 10, 11.

- Какие другие народные приметы ориентирования вы знаете? (высказывания детей).

Выполнение практической работы (на с.81 учебника).

  • Установите Компас горизонтально, например, на ладони. Освободите зажим стрелки и дайте ей успокоится.
  • Осторожно поверните компас так, чтобы синий конец стрелки (он окрашен) установился против буквы «С» (север).
  • По другим буквам шкалы определите нужное направление.

- А если у вас нет компаса, а есть нитка, иголка и бумага, то вы можете сами сделать компас.

Работа группами.

Перед ребятами на столе лежат: магнит, швейная игла, небольшой лист бумаги, нитки. Опираясь на знания принципа работы компаса, из этих предметов нужно сделать простейший компас. Если у какой-то группы будут трудности, можно воспользоваться текстом учебника (с. 79)

IV. Итог урока.

Возьмите листочки. От исходной красной точки пройдите 3 шага на запад (1 шаг – 1 клетка), 3 шага на юг, 3 шага на восток, 3 шага снова на юг и 3 шага на запад.

- Что получилось?

- У кого получилось 5 – тот хорошо знает стороны горизонта.

Презентация.