Проект "Малая родина: изучаем, исследуем, охраняем…"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Пояснительная записка

Экологическое просвещение в совокупности с изучением культуры родного края играет важную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения. Через понимание культурных традиций отношения к окружающей среде и природопользования можно не только понять причины сегодняшних экологических проблем, но и найти пути их решения.

В нашем проекте мы особое внимание уделяем заповедным уголкам природы нашего архангельского края – особо охраняемым природным территориям федерального и регионального значения. С помощью цикла мероприятий мы не только поможем детям составить общее представление об ООПТ нашей области, но и создадим позитивный эмоциональный настрой на ответственное, бережное отношение к природному и культурному богатству Малой Родины.

Также с помощью проекта мы хотим привлечь школьников к непосредственной природоохранной деятельности – организации подкормки зимующих птиц. А при реализации акции детского экологического творчества надеемся развить интерес детей к зимней жизни животных и тем самым приблизиться к выполнению приоритетной задачи, которая заключается в формировании гуманного отношения детей к живой природе.

Постановка проблемы:

Экологическая ситуация в современном мире такова, что требуется воспитание в молодых людях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует именно практическая и исследовательская деятельность. В соответствии со спецификой естественно-научных предметов одной из важнейших форм изучения экологических проблем является учебный эксперимент, исследовательская деятельность школьников.

Исследовательская деятельность учащихся – творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача между ними культурных ценностей, результатом чего является формирование научного мировоззрения.

Отличительный признак исследовательской деятельности – наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы. Учащиеся в результате исследовательской работы делают для себя открытия, получая новые знания. Эта деятельность ориентирует на поиск оптимальных путей развития каждого школьника на основе его индивидуальных способностей и образовательных потребностей.

Исходя из этого, мы взялись за разработку этой проблемы.

Описание основной деятельности (достижений) организации:

Проект «Малая Родина: изучаем, исследуем, охраняем»выполнен учителем биологии и краеведения школы № 6 г.Северодвинска Мякшиной А.О.и осуществляется на базе школы №6, располагающей необходимой материально-технической базой для успешного осуществления проекта. Проект создан в 2010 году.

  • В марте 2010 года учитель биологии и краеведения Мякшина А.О. и учащиеся 5-х и 8-х классов школы №6 организовали инициативную группу по созданию проекта.

В мае 2010г. была разработана программа учебного предмета «Краеведение» для учащихся 8 класса, которая была утверждена на заседании экспертного Совета при Управлении образования г.Северодвинска 18.03. 2011г. Обучение школьников по программе «Краеведение» осуществлялось в 2010-2011 учебном году.

  • В 2011г. программа «Краеведение» опубликована на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября». В конкурсе «Презентация к уроку» в рамках фестиваля программа стала победителем.
  • В сентябре 2010г. инициативная группа разработала и приступила к осуществлению проекта «Малая Родина: изучаем, исследуем, охраняем».
  • Участники проекта регулярно организуют экологические десанты по уборке мусора; проводятся открытые уроки и встречи, на которых рассказывается о природном наследии нашей области.
  • В 2010г. школьники участвовали в проведении экологических акций, направленных на охрану животного и растительного мира: «Нет травяным палам!», «Весенние дни наблюдений за птицами», «Звуки и голоса», «Запасы на зиму».
  • Ежегодно учащиеся 9-11 классов участвуют в олимпиадах по экологии школьного, муниципального и регионального уровня и становятся победителями и призерами.
  • Организованы экскурсионные поездки в места, представляющие природную и культурную ценность. Школьники побывали в этно-экологической экспедиции в с.Ненокса, в урочище Куртяево.
  • Ежегодное проведение школьных Малых Ломоносовских чтений (ноябрь)
  • Участие в областной олимпиаде «Лесная академия» (апрель-май 2010г.)
  • Проведение ежегодного школьного конкурса «Эколира» (апрель)
  • Ежегодное участие в проведении дней защиты от экологической опасности (март-июнь).

Цель проекта - воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к природному и культурному наследию.

Задачи проекта:

  • создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности;
  • привлечение детей и подростков к комплексному изучению природы и культуры родного края;
  • обучение определению животных в природе, методикам их учета;
  • вовлечение молодежи в активную практическую деятельность по охране природы;
  • приобретения подростками социально-значимого опыта, направленного на определение перспектив собственного развития.

Целевая группа.

Учащиеся 5-8-х классов школы №6 г.Северодвинска Архангельской области. Отбор участников проекта проводился на основе открытого конкурса для учащихся школы. В проекте принимают участие 150 учащихся. Совместно с ГУ «Центр природопользования и охраны окружающей среды» (до недавнего прошлого ОГУ «Дирекция ООПТ») для школьников проводятся экологическая акция «Каждой пичужке – наша кормушка!», викторина-конкурс «Следопыты на белой тропе», конкурс аппликаций следов животных «Снежные страницы книги зимы». Результаты участия будут освещаться в СМИ.

Наши партнеры.

ГУ «Центр природопользования и охраны окружающей среды» (до недавнего прошлого ОГУ «Дирекция ООПТ»), ГУК «Архангельский краеведческий музей», Городская библиотека им. Н.В.Гоголя, «Центр экологической культуры МБС» г. Северодвинск, ФГУ «Национальный парк «Кенозерский».

Описание деятельности в ходе проекта.

Содержание проекта реализуется через ряд тематических модулей:

  • Учебно-исследовательская деятельность (в рамках обучения по программе «Краеведение» 8 класс)
  • Природное и культурное наследие русского Севера (в рамках обучения по программе «Краеведение» 8 класс);
  • Практическая природоохранная деятельность («Краеведение», «Природоведение» 5 класс)

В рамках каждого тематического модуля участники проекта проходят пять технологических этапов: 1) организационный, 2) обучающий, 3) развивающий, 4) творческий, 5) итоговый.

Обучающий этап состоит из учебно-практического курса. Основными методологическими подходами при реализации учебно-практического курса являются: развивающее обучение; использование методик завязывания эмоционального контакта: ролевые игры, тренинги общения, упражнения и другие формы.

Развивающий этап – занятия в творческих группах по свободному (обязательному) выбору участников проекта. Возможны варианты организации творческих мастерских по инициативе участников проекта.

Творческий этап – включает ряд творческих, конкурсных, игровых и других досуговых программ.

Основное содержание и пути реализации программы.

В рамках проекта было проведено несколько календарных мероприятий, акций и конкурсов:

  1. Экологическая экспедиция в Беломорский биологический заказник.(23.10.10г.)
  2. Открытые уроки «ООПТ Архангельской области – наше достояние». Уроки проведены сотрудником Центра природопользования и охраны окружающее среды в 8, 10 классах.
  3. Участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Фактор Роста» (викторины «Животные-экстремалы»(ноябрь 2010г.-3 место), «Наши пернатые друзья»(март 2011г. 1 и 2 место).
  4. Экологический поход-экскурсия в Ягринский сосновый бор, акция по уборке мусора.(17.09.10г.)
  5. Всероссийская экологическая акция «Покормите птиц!», областная природоохранная акция «Сохраним мир птиц!». Конкурс кормушек для птиц и организация подкормки птиц зимой. В ходе акции подготовка отчетов в произвольной форме об организации подкормки и участие в областных конкурсах.(с 1 октября 2010г. по 1 апреля 2011г.)
  6. Организация подкормки зимующих птиц в пришкольном парке и в скверах города.
  7. Экологический праздник встречи зимующих птиц «Зиновий-синичник». Отмечается в народном календаре 12 ноября по новому стилю. В ходе проведения мероприятия вывешены кормушки. Участникам акции вручены сертификаты и дипломы победителей школьного конкурса кормушек.
  8. «Следопыты на белой тропе» - викторина-конкурс для школьников, которая проводится Центром природопользования и охраны окружающее среды.(февраль 2011г.)
  9. «Снежные страницы книги зимы» - конкурс аппликаций следов животных на снегу, который проводится Центром природопользования и охраны окружающей среды.(февраль 2011г.)
  10. Участие в городском творческом конкурсе, посвященном 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова «Да, только Север белокурый мог Ломоносова родить…»
  11. Этно-экологическая экспедиция в село Ломоносово Холмогорского района Архангельской области. Дети будут иметь возможность побывать в музее на родине М.В.Ломоносова, на косторезной фабрике, в краеведческом музее с.Холмогоры.( 23.03.2011г.)
  12. Участие в городском конкурсе учебно-исследовательских работ «Ученые будущего» (5.03.2011г.,1место) и городской конференции «Юность Северодвинска».( 5.02.2011г.)
  13. «День птиц» - праздник (экологическая дата - 1 апреля) совместно с «Центром экологической культуры МБС» г.Северодвинск (14 апреля) и ОЦДО г.Архангельск (1 апреля 2011г., 2 место в региональном конкурсе)
  14. Участие в областных конкурсах «Правила в знаках «Запрещается-Разрешается», экологических слоганов на тематику противопожарной безопасности и охране лесов «Не допускай беды!», которые проводятся Дирекцией Кенозерского национального парка.(май 2011г.)
  15. Этно-экологические экспедиции в музей деревянного зодчества Малые Корелы (23.09.2011г.), Антониево-Сийский биологический заказник (29.10.2011г.).
  16. Творческие встречи с учеными и студентами ВТУЗа, естественно-географического факультета ПГУ им.М.В.Ломоносова.(по плану)
  17. Написание и защита рефератов (учащиеся 8 классов – 93 чел.), посвященных природному и культурному наследию Малой Родины.(октябрь 2010г. – апрель 2011г.)
  18. Выставка лучших рефератов в школьной библиотеке, публикация на сайте Всероссийского фестиваля «Портфолио».(апрель 2011г.)
  19. Участие в областном конкурсе юношеских учебно-исследовательских работ им.М.В.Ломоносова.( март 2011г., 1 тур)
  20. Издание сборника стихотворений «ЭкоЛира» (октябрь 2011г.)

Ожидаемые результаты:

В качестве основного итога нашей работы надеемся увидеть позитивное изменение отношения школьников к проблеме сохранения природы, психологическую готовность оказывать поддержку природоохранной деятельности. Также в результате реализации проекта ожидаем формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к природному и культурному наследию Архангельской области.

Индикаторы оценки результатов

Количественные:

  • проведено 20 основных конкретных дел, мероприятий (ориентировочно приняли участие 150 человек);
  • школьники подготовили учебно-исследовательские работы, рефераты, творческие работы на различные темы (ориентировочно приняли участие 90 человек);
  • выпушено методическое пособие, содержащее учебно-исследовательские работы по краеведению;
  • выпущен сборник стихов «ЭкоЛира»
  • подготовлен фотоматериал о ходе реализации проекта;
  • результаты работы освещены в СМИ.

Показатели социального развития личности:

  • школьники научаться работать по экспериментальной методике;
  • познакомятся с практической оценкой экологического состояния окружающей среды
  • приобретут практические навыки природоохранной деятельности

Показатели общественного мнения:

  • отклик в средствах массовой информации (городская газета «Воробей»; интернет-издания: сайт школы, сайт Кенозерского парка, социальные сети);
  • увеличение количества учащихся, желающих изучать краеведение;
  • заинтересованность социальных партнеров.

Способы оценки:

  • анкетирование участников проекта;
  • тестирование учащихся;
  • педагогическое наблюдение за ходом реализации цели и задач проекта.

Для объективной оценки проекта предполагается приглашение специалистов Центра природопользования и охраны окружающей среды г.Архангельск, Центра экологической культуры МБС г.Северодвинск, Дирекции Кенозерского национального парка.

Список приложений:

  1. Анкеты учащихся школы – участников проекта;
  2. Программа учебного предмета «Краеведение»
  3. Учебно-исследовательские работы, рефераты, творческие работы учащихся (более 100 работ) по следующим темам:
  • Соловки – жемчужина Белого моря.
  • Древнее поморское село Ненокса.
  • Урочище Куртяево.
  • Сийский монастырь: история и современность.
  • Архангельск – город воинской славы.
  • Улицы города рассказывают.
  • Музей деревянного зодчества Малые Корелы.
  • Северные храмы.
  • Николо-Карельский монастырь.
  • Великие земляки.
  • Герои войны северяне.
  • Северные сказители (Б.Шергин, С.Писахов)
  • Исследователи Арктики.
  • Природа северной тайги.
  • Жизнь Белого моря.
  • Русский северный дом.
  • Каменный век северодвинских земель.
  • Русский северный костюм.
  • Традиции и обряды Русского Севера.
  • Поморские старинные игры и забавы..
  • Северные конвои.
  • Поэтическое наследие Севера.
  • Из истории русской иконы.
  • Кий-остров – загадка Белого моря.
  • Голубинские пещеры – хранители древности.
  • М.В.Ломоносов – великий помор.
  • Северные ремесла.
  1. Отчеты о проведении мероприятий проекта;
  2. Видеоматериалы и фотолетопись работы по проекту;
  3. Конспекты уроков краеведения и биологии, содержащих региональный компонент.
  4. Сборник стихотворений учащихся «ЭкоЛира»

Дальнейшее развитие проекта

Экологическое просвещение является одним из приоритетных направлений деятельности школы. Ряд мероприятий проекта планируется проводить ежегодно как за счет собственных средств, так и с привлечением финансирования других заинтересованных сторон.