Пояснительная записка
Экологическое просвещение в совокупности с изучением культуры родного края играет важную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения. Через понимание культурных традиций отношения к окружающей среде и природопользования можно не только понять причины сегодняшних экологических проблем, но и найти пути их решения.
В нашем проекте мы особое внимание уделяем заповедным уголкам природы нашего архангельского края – особо охраняемым природным территориям федерального и регионального значения. С помощью цикла мероприятий мы не только поможем детям составить общее представление об ООПТ нашей области, но и создадим позитивный эмоциональный настрой на ответственное, бережное отношение к природному и культурному богатству Малой Родины.
Также с помощью проекта мы хотим привлечь школьников к непосредственной природоохранной деятельности – организации подкормки зимующих птиц. А при реализации акции детского экологического творчества надеемся развить интерес детей к зимней жизни животных и тем самым приблизиться к выполнению приоритетной задачи, которая заключается в формировании гуманного отношения детей к живой природе.
Постановка проблемы:
Экологическая ситуация в современном мире такова, что требуется воспитание в молодых людях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует именно практическая и исследовательская деятельность. В соответствии со спецификой естественно-научных предметов одной из важнейших форм изучения экологических проблем является учебный эксперимент, исследовательская деятельность школьников.
Исследовательская деятельность учащихся – творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача между ними культурных ценностей, результатом чего является формирование научного мировоззрения.
Отличительный признак исследовательской деятельности – наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы. Учащиеся в результате исследовательской работы делают для себя открытия, получая новые знания. Эта деятельность ориентирует на поиск оптимальных путей развития каждого школьника на основе его индивидуальных способностей и образовательных потребностей.
Исходя из этого, мы взялись за разработку этой проблемы.
Описание основной деятельности (достижений) организации:
Проект «Малая Родина: изучаем, исследуем, охраняем»выполнен учителем биологии и краеведения школы № 6 г.Северодвинска Мякшиной А.О.и осуществляется на базе школы №6, располагающей необходимой материально-технической базой для успешного осуществления проекта. Проект создан в 2010 году.
- В марте 2010 года учитель биологии и краеведения Мякшина А.О. и учащиеся 5-х и 8-х классов школы №6 организовали инициативную группу по созданию проекта.
В мае 2010г. была разработана программа учебного предмета «Краеведение» для учащихся 8 класса, которая была утверждена на заседании экспертного Совета при Управлении образования г.Северодвинска 18.03. 2011г. Обучение школьников по программе «Краеведение» осуществлялось в 2010-2011 учебном году.
- В 2011г. программа «Краеведение» опубликована на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября». В конкурсе «Презентация к уроку» в рамках фестиваля программа стала победителем.
- В сентябре 2010г. инициативная группа разработала и приступила к осуществлению проекта «Малая Родина: изучаем, исследуем, охраняем».
- Участники проекта регулярно организуют экологические десанты по уборке мусора; проводятся открытые уроки и встречи, на которых рассказывается о природном наследии нашей области.
- В 2010г. школьники участвовали в проведении экологических акций, направленных на охрану животного и растительного мира: «Нет травяным палам!», «Весенние дни наблюдений за птицами», «Звуки и голоса», «Запасы на зиму».
- Ежегодно учащиеся 9-11 классов участвуют в олимпиадах по экологии школьного, муниципального и регионального уровня и становятся победителями и призерами.
- Организованы экскурсионные поездки в места, представляющие природную и культурную ценность. Школьники побывали в этно-экологической экспедиции в с.Ненокса, в урочище Куртяево.
- Ежегодное проведение школьных Малых Ломоносовских чтений (ноябрь)
- Участие в областной олимпиаде «Лесная академия» (апрель-май 2010г.)
- Проведение ежегодного школьного конкурса «Эколира» (апрель)
- Ежегодное участие в проведении дней защиты от экологической опасности (март-июнь).
Цель проекта - воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к природному и культурному наследию.
Задачи проекта:
- создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности;
- привлечение детей и подростков к комплексному изучению природы и культуры родного края;
- обучение определению животных в природе, методикам их учета;
- вовлечение молодежи в активную практическую деятельность по охране природы;
- приобретения подростками социально-значимого опыта, направленного на определение перспектив собственного развития.
Целевая группа.
Учащиеся 5-8-х классов школы №6 г.Северодвинска Архангельской области. Отбор участников проекта проводился на основе открытого конкурса для учащихся школы. В проекте принимают участие 150 учащихся. Совместно с ГУ «Центр природопользования и охраны окружающей среды» (до недавнего прошлого ОГУ «Дирекция ООПТ») для школьников проводятся экологическая акция «Каждой пичужке – наша кормушка!», викторина-конкурс «Следопыты на белой тропе», конкурс аппликаций следов животных «Снежные страницы книги зимы». Результаты участия будут освещаться в СМИ.
Наши партнеры.
ГУ «Центр природопользования и охраны окружающей среды» (до недавнего прошлого ОГУ «Дирекция ООПТ»), ГУК «Архангельский краеведческий музей», Городская библиотека им. Н.В.Гоголя, «Центр экологической культуры МБС» г. Северодвинск, ФГУ «Национальный парк «Кенозерский».
Описание деятельности в ходе проекта.
Содержание проекта реализуется через ряд тематических модулей:
- Учебно-исследовательская деятельность (в рамках обучения по программе «Краеведение» 8 класс)
- Природное и культурное наследие русского Севера (в рамках обучения по программе «Краеведение» 8 класс);
- Практическая природоохранная деятельность («Краеведение», «Природоведение» 5 класс)
В рамках каждого тематического модуля участники проекта проходят пять технологических этапов: 1) организационный, 2) обучающий, 3) развивающий, 4) творческий, 5) итоговый.
Обучающий этап состоит из учебно-практического курса. Основными методологическими подходами при реализации учебно-практического курса являются: развивающее обучение; использование методик завязывания эмоционального контакта: ролевые игры, тренинги общения, упражнения и другие формы.
Развивающий этап – занятия в творческих группах по свободному (обязательному) выбору участников проекта. Возможны варианты организации творческих мастерских по инициативе участников проекта.
Творческий этап – включает ряд творческих, конкурсных, игровых и других досуговых программ.
Основное содержание и пути реализации программы.
В рамках проекта было проведено несколько календарных мероприятий, акций и конкурсов:
- Экологическая экспедиция в Беломорский биологический заказник.(23.10.10г.)
- Открытые уроки «ООПТ Архангельской области – наше достояние». Уроки проведены сотрудником Центра природопользования и охраны окружающее среды в 8, 10 классах.
- Участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Фактор Роста» (викторины «Животные-экстремалы»(ноябрь 2010г.-3 место), «Наши пернатые друзья»(март 2011г. 1 и 2 место).
- Экологический поход-экскурсия в Ягринский сосновый бор, акция по уборке мусора.(17.09.10г.)
- Всероссийская экологическая акция «Покормите птиц!», областная природоохранная акция «Сохраним мир птиц!». Конкурс кормушек для птиц и организация подкормки птиц зимой. В ходе акции подготовка отчетов в произвольной форме об организации подкормки и участие в областных конкурсах.(с 1 октября 2010г. по 1 апреля 2011г.)
- Организация подкормки зимующих птиц в пришкольном парке и в скверах города.
- Экологический праздник встречи зимующих птиц «Зиновий-синичник». Отмечается в народном календаре 12 ноября по новому стилю. В ходе проведения мероприятия вывешены кормушки. Участникам акции вручены сертификаты и дипломы победителей школьного конкурса кормушек.
- «Следопыты на белой тропе» - викторина-конкурс для школьников, которая проводится Центром природопользования и охраны окружающее среды.(февраль 2011г.)
- «Снежные страницы книги зимы» - конкурс аппликаций следов животных на снегу, который проводится Центром природопользования и охраны окружающей среды.(февраль 2011г.)
- Участие в городском творческом конкурсе, посвященном 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова «Да, только Север белокурый мог Ломоносова родить…»
- Этно-экологическая экспедиция в село Ломоносово Холмогорского района Архангельской области. Дети будут иметь возможность побывать в музее на родине М.В.Ломоносова, на косторезной фабрике, в краеведческом музее с.Холмогоры.( 23.03.2011г.)
- Участие в городском конкурсе учебно-исследовательских работ «Ученые будущего» (5.03.2011г.,1место) и городской конференции «Юность Северодвинска».( 5.02.2011г.)
- «День птиц» - праздник (экологическая дата - 1 апреля) совместно с «Центром экологической культуры МБС» г.Северодвинск (14 апреля) и ОЦДО г.Архангельск (1 апреля 2011г., 2 место в региональном конкурсе)
- Участие в областных конкурсах «Правила в знаках «Запрещается-Разрешается», экологических слоганов на тематику противопожарной безопасности и охране лесов «Не допускай беды!», которые проводятся Дирекцией Кенозерского национального парка.(май 2011г.)
- Этно-экологические экспедиции в музей деревянного зодчества Малые Корелы (23.09.2011г.), Антониево-Сийский биологический заказник (29.10.2011г.).
- Творческие встречи с учеными и студентами ВТУЗа, естественно-географического факультета ПГУ им.М.В.Ломоносова.(по плану)
- Написание и защита рефератов (учащиеся 8 классов – 93 чел.), посвященных природному и культурному наследию Малой Родины.(октябрь 2010г. – апрель 2011г.)
- Выставка лучших рефератов в школьной библиотеке, публикация на сайте Всероссийского фестиваля «Портфолио».(апрель 2011г.)
- Участие в областном конкурсе юношеских учебно-исследовательских работ им.М.В.Ломоносова.( март 2011г., 1 тур)
- Издание сборника стихотворений «ЭкоЛира» (октябрь 2011г.)
Ожидаемые результаты:
В качестве основного итога нашей работы надеемся увидеть позитивное изменение отношения школьников к проблеме сохранения природы, психологическую готовность оказывать поддержку природоохранной деятельности. Также в результате реализации проекта ожидаем формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к природному и культурному наследию Архангельской области.
Индикаторы оценки результатов
Количественные:
- проведено 20 основных конкретных дел, мероприятий (ориентировочно приняли участие 150 человек);
- школьники подготовили учебно-исследовательские работы, рефераты, творческие работы на различные темы (ориентировочно приняли участие 90 человек);
- выпушено методическое пособие, содержащее учебно-исследовательские работы по краеведению;
- выпущен сборник стихов «ЭкоЛира»
- подготовлен фотоматериал о ходе реализации проекта;
- результаты работы освещены в СМИ.
Показатели социального развития личности:
- школьники научаться работать по экспериментальной методике;
- познакомятся с практической оценкой экологического состояния окружающей среды
- приобретут практические навыки природоохранной деятельности
Показатели общественного мнения:
- отклик в средствах массовой информации (городская газета «Воробей»; интернет-издания: сайт школы, сайт Кенозерского парка, социальные сети);
- увеличение количества учащихся, желающих изучать краеведение;
- заинтересованность социальных партнеров.
Способы оценки:
- анкетирование участников проекта;
- тестирование учащихся;
- педагогическое наблюдение за ходом реализации цели и задач проекта.
Для объективной оценки проекта предполагается приглашение специалистов Центра природопользования и охраны окружающей среды г.Архангельск, Центра экологической культуры МБС г.Северодвинск, Дирекции Кенозерского национального парка.
Список приложений:
- Анкеты учащихся школы – участников проекта;
- Программа учебного предмета «Краеведение»
- Учебно-исследовательские работы, рефераты, творческие работы учащихся (более 100 работ) по следующим темам:
- Соловки – жемчужина Белого моря.
- Древнее поморское село Ненокса.
- Урочище Куртяево.
- Сийский монастырь: история и современность.
- Архангельск – город воинской славы.
- Улицы города рассказывают.
- Музей деревянного зодчества Малые Корелы.
- Северные храмы.
- Николо-Карельский монастырь.
- Великие земляки.
- Герои войны северяне.
- Северные сказители (Б.Шергин, С.Писахов)
- Исследователи Арктики.
- Природа северной тайги.
- Жизнь Белого моря.
- Русский северный дом.
- Каменный век северодвинских земель.
- Русский северный костюм.
- Традиции и обряды Русского Севера.
- Поморские старинные игры и забавы..
- Северные конвои.
- Поэтическое наследие Севера.
- Из истории русской иконы.
- Кий-остров – загадка Белого моря.
- Голубинские пещеры – хранители древности.
- М.В.Ломоносов – великий помор.
- Северные ремесла.
- Отчеты о проведении мероприятий проекта;
- Видеоматериалы и фотолетопись работы по проекту;
- Конспекты уроков краеведения и биологии, содержащих региональный компонент.
- Сборник стихотворений учащихся «ЭкоЛира»
Дальнейшее развитие проекта
Экологическое просвещение является одним из приоритетных направлений деятельности школы. Ряд мероприятий проекта планируется проводить ежегодно как за счет собственных средств, так и с привлечением финансирования других заинтересованных сторон.