Цели:
обучающая – познакомить с видами рукавов, назначением и применением рукавов в одежде; научить моделированию простых фасонов рукавов;
развивающая – развить умение переносить знания в новую ситуацию;
воспитательная – воспитание у учащихся аккуратности, эстетического вкуса, культуры речи.
профориентационная – дальнейшее знакомство с профессиями: художник-модельер, художник-конструктор, закройщик.
Тип урока: комбинированный
Материально-техническое обеспечение: манекены с изделиями, компьютеры или ноутбуки, презентация “Виды рукавов”, журналы мод, шаблоны втачного рукава, плакат “Моделирование рукавов”, тесты, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход урока
I. Организационная часть
II. Актуализация опорных знаний.
Давайте вспомним, с какими видами воротников мы познакомились на прошлом уроке?
Ответы учащихся: стоячие, стояче-отложные, плосколежащие, фантазийные.
Назовите срезы воротника (игровой момент (участвуют 2 человека): на 2-х магнитных досках закрепить по шаблону воротника, около каждого среза при помощи магнитов закрепить таблички с названиями этих срезов). Приложение 1.
Ответы учащихся: концы, стойка, отлёт, середина, срез раскепа.
Как проходит нить основы в воротнике (показать на шаблоне воротника)?
Ответы учащихся: вдоль середины воротника.
В этом году мы изучаем плечевое изделие – блузу. Давайте вспомним, из каких деталей состоит плечевое изделие?
Ответы учащихся: основные детали - спинка и полочка; дополнительные – воротник и рукава и декоративные.
С воротниками мы уже познакомились. Сегодня поговорим о рукавах. Запишите тему урока “Виды рукавов. Моделирование рукавов”.
III. Формирование новых понятий и способов действия.
Рукава, так же, как и воротники, служат для создания фасона и выполняют функциональную нагрузку - согревают. Покрой рукавов тесно связан с той или иной формой одежды. Давайте посмотрим презентацию и познакомимся со старинными моделями рукавов (слайд 2- 7).
По конструкции (по покрою) рукава бывают (запись в тетрадь) (слайд 8):
- втачной,
- реглан,
- цельнокроеный,
- комбинированный.
Рукава могут быть длинными и короткими, 3/4; зауженными или расширенными книзу; узкими и широкими. Чем же отличаются рукава друг от друга?
Покрой изделия с втачным рукавом считается классическим, так как является постоянным представителем моды. Втачной рукав узкий, повторяет форму руки.
Окат рукава соединяется с проймой по замкнутому контуру. Втачные рукава очень разнообразны. Рассмотрим чертёж этого рукава (слайд 9, 11). Сколько мы видим на нём деталей?
Ответы учащихся: одну.
Правда, в жакетах и пальто часто используют двушовный втачной рукав (слайд 10).
Рассмотрим рукав реглан (слайд 12-13). Особенностью этого покроя является незамкнутая линия проймы, идущая от линии горловины, и рукав, цельнокроеный с плечевой частью изделия. На месте плечевого шва располагается средний (верхний) шов рукава или вытачка. Рукав реглан тоже бывает различным: обычный реглан, реглан-погон, полуреглан и др. (примечание: для любознательных имеется дополнительная информация о видах рукава реглан для самостоятельного изучения).
Мода обычно связывает реглан с изделиями свободного прямого силуэта. Сколько вы видите деталей рукава?
Ответы учащихся: две.
Давайте посмотрим на цельнокроеный рукав (слайд 14-15). С рукавами этого покроя мы подробно знакомились в 7 классе. Что можно сказать о нём? У него нет линии втачивания. Он выкраивается вместе с линией спинки и полочки. Плечевые изделия с цельнокроеными рукавами тоже обычно имеют свободный прямой или полуприлегающий силуэт, мягкую округлую форму плеча для большей свободы движения. Существуют различные варианты цельнокроеных рукавов: мягкой формы, с ластовицей, с отрезными бочками (примечание: для любознательных имеется дополнительная информация о видах цельнокроеного рукава для самостоятельного изучения). С 50-х годов цельнокроеные рукава становятся ведущими в моде. В 60-е года они используются редко. Исключение составляет группа лёгкого платья с укороченными или совсем короткими рукавами. Цельнокроеный рукав в варианте, напоминающем кимоно, всегда предлагается в халатах для отдыха – домашних и пляжных. К середине 70-х годов он существует и самостоятельно и в сложных комбинированных вариантах (втачной, реглан). В этот период распространены рукава типа “летучая мышь”.
Вторая половина 60-х годов - эпоха господства втачного рукава во всех видах одежды.
В 70-х значительно возрос интерес к реглану. К началу 80-х втачной рукав снова вернулся в число ведущих.
Более подробно мы рассмотрим чертёж втачного рукава (слайд 9, 11). Обведите шаблон втачного рукава в тетрадь и подпишите название срезов. Приложение 2. Приложение 3.
Сегодня мы попробуем создать новые фасоны рукава на основе втачного рукава. Как называется процесс создания новых фасонов одежды?
Ответы учащихся: моделирование.
Кто занимается моделированием?
Ответы учащихся: модельеры.
А кто разрабатывает чертёж-конструкцию нового фасона?
Ответы учащихся: конструктор, закройщик.
Именно этой работой мы сейчас и займёмся.
VI. Формирование практических умений и навыков.
Вводный инструктаж: правила техники безопасности при работе с ножницами.
Практическая работа: Моделирование рукавов.
1) Моделирование рукава “Фонарик” (слайд 16). Учитель объясняет и показывает приёмы моделирования данного рукава, используя плакат “Моделирование рукавов”.
2) Моделирование рукава, расширенного по окату (слайд 17). Учитель объясняет и показывает приёмы моделирования данного рукава, используя плакат “Моделирование рукавов”.
3) Моделирование рукава, расклешенного книзу. Учитель объясняет и показывает приёмы моделирования данного рукава, используя плакат “Моделирование рукавов”.
Дополнительное задание для тех, кто быстро справился с заданием - моделирование рукава с подрезом.
Межпредметные связи: рисование, черчение.
V. Текущий инструктаж.
1) Целевой обход: проверка соблюдения правил техники безопасности при работе.
2) Индивидуальный инструктаж учащихся.
VI. Заключительный инструктаж.
1) Закрепление нового материала
Ответы учащихся на вопросы устно:
А) Какие виды рукавов вы узнали сегодня?
Б) В чём особенность рукава реглан?
В) Назовите срезы втачного рукава.
Ответы учащихся на вопросы в виде теста.
1. К каким деталям относят рукава?
- дополнительным
- основным
- декоративным
2. Какие из терминов обозначают вид рукава?
- настрочной
- окат
- втачной
3. Определите втачной рукав.
4. Определите рукав реглан.
5. Кто занимается моделированием?
- модельер
- стилист
- закройщик
2) Проверка и оценка работ.
3) Подведение итогов.