В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, и, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.
По данным, опубликованным в СМИ, 58% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей идут в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблема здоровья должна рассматриваться в широком социальном аспекте.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должна находиться семья, во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
Планомерное сохранение и развитие здоровья осуществляется по нескольким направлениям:
- Лечебно-профилактическое
- Обеспечение психологической безопасности личности ребенка
- Оздоровительная направленность воспитательно-образовательной работы
- Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания
Предлагаю определить основные методы работы с детьми по этим направлениям и мероприятия, через которые нужно реализовать эту работу.
Работа в микрогруппах; разрабатываем таблицу:
Направление работы, методы | Мероприятия по выполнению |
Лечебно-профилактическое направление Методы: обследование, лечение, профилактика |
фито-, витамино-, аэрофито- терапию, прием отваров трав в соответствии с комплексным планом оздоровления детей. |
Обеспечение психологической безопасности личности ребенка Методы: наблюдение, показ, разъяснение, организация и удовлетворение двигательной активности. |
психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения с детьми, применение элементов психогимнастики. |
Организация режима дня.
Все протекающие в организме процессы имеют определенную ритмичность. Именно это и обуславливает необходимость соблюдения режима дня. Основу режима дня составляет регулярно повторяющаяся деятельность. Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для обеспечения активного образа жизни. У каждого ребенка есть свой биоритмический портрет. Именно это указывает на активность одних детей и плаксивость, сонливость других. Рассмотрим три основных типа детей с учетом биоритмической активности.
«Жаворонки». У них хорошее настроение, они веселы, бодры, активны. В первую половину дня охотно занимаются, быстро усваивают материал. Во второй половине дня наблюдается снижение активности. К вечеру они вялы, капризны.
«Совы». Эти дети с трудом просыпаются, и с трудом встают. Они вялы, малоактивны. С трудом усваивают сложный материал. Во второй половине дня активность их возрастает, они преображаются, легко выполняют задания. Вечером они возбуждены.
«Голуби». У них отсутствует ярко выраженные черты, характерные для «жаворонков» и «сов». У этих детей наблюдается устойчивое настроение. Если они здоровы, они веселы и активны в течение всего дня.
Как организовать рабочую обстановку в течение дня с учетов этих типов детей? Мы можем рекомендовать:
- Режим дня организуется с учетом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности. Смена видов деятельности дает возможность пробудиться одним и выплеснуть свои эмоции другим.
- Выполнения основных режимных моментов в одно и тоже время.
- При организации физкультурных занятий и прогулок, заливающих мероприятий необходимо удовлетворять потребность ребенка в движении.
- При планировании учебно-воспитательной работы необходимо учитывать сезонные изменения и особенности. Поэтому существует отдельный режим дня для теплого времени года и холодного.
Основные компоненты режима дня (3-7 лет) | Длительность выполнения |
Сон дневной | 1,5-2 часа |
Время бодрствования | 5-6 часов |
Общее время прогулок | 4-5 часов |
Интервалы между приемами пищи | 3-4 часа |
Ночной сон | 10-11 часов |
Предлагаю разработать режим дня для плохой погоды и дни карантина, презентовать.
Основные направления работы:
- Организация прогулки в помещении
- Смена помещения
- Организация развлекательных продуманных программ
- Выбор модели общения
Направление работы, методы | Мероприятия по выполнению |
Оздоровительная направленность воспитательно-образовательной работы Методы: показ, объяснение, игра, рассматривание иллюстраций, чтение книг. |
учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения, использование оздоровительных режимов (каникул), использование комплекса закаливающих мероприятий: воздушное закаливание, хождение по дорожкам здоровья, профилактика плоскостопия, хождение босиком, водное закаливание, полоскание рта и горла, пребывание на свежем воздухе, проведение занятий по хореографии, проведение досугов здоровья, физкультурных мероприятий. |
Виды закаливания детей:
- Закаливающее дыхание – укрепляет весь дыхательный тракт. Суть заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носиком «Поиграем с носиком»
- Массаж рук – интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам «Поиграем с ручками». Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
- Массаж волшебных точек ушек – этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний
- Закаливающий массаж подошв – как вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп выполняется ежедневно, по 3 – 10 минут утром и вечером массирование стопы валиком или скалкой.
- Обширное умывание – как вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна. Суть заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет растирание мокрой «рукавицей».
- Босоножье – отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Желательно начинать в теплый период года.
Группа | Виды ходьбы и дозировка | |||
Теплый период | Время | Холодный период | Время | |
Младшая группа | Ходьба и бег по одеялу и полу навеса | 5-30 минут | Ходьба и бег по ковру в носках | 5-30 минут |
Средняя группа | Ходьба и бег по теплому песку, траве | 5-45 минут | Ходьба и бег по ковру босиком | 5-30 минут |
Старшая группа | Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве, асфальту | 5-60 минут | Ходьба и бег по ковру, полу в носках и босиком | 5-30 минут |
Подготовительная группа | Ходьба и бег по земле, воде, асфальту | 5-90 минут | Ходьба и бег босиком по полу | 5-30 минут |
Направление работы, методы | Мероприятия по выполнению |
Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания. Методы: научить детей основам умения сберегать и сохранять свое здоровье, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни. |
Проведение мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения.
|
Рекомендации к организации и проведению занятий по валеологии:
Цель занятий: научить ребенка быть здоровым и душой и телом, творить свое здоровье постоянно и всегда, используя все, что знаешь.
Методические приемы: опора на самостоятельное экспериментирование, творческую активность, поисковую деятельность, игровые приемы, личностно-ориентированное взаимодействие.
Структура занятий: активизация познавательной деятельности, практические задания, активные методы работы, моделирование, игровые, оздоровительные упражнения, методы релаксации, отработка практических навыков, рефлексия.
Виды занятий:
- Интервью беседы (вопросы, ответы детей по гигиене, питанию, закаливанию, строению организма, навыкам поведения, информация о сохранении и укреплении здоровья);
- Комментарий по теме (краткая информация по теме, комментарий могут дать и дети, но по известному материалу);
- Анкетный опрос (ответы на вопросы по заранее разработанному вопроснику, обсуждение в подгруппе или индивидуально, может быть использовано как итоговое занятие);
- Эксперимент (включает показ, научное подтверждение определенных знаний, опыт с водой, снегом, песком и др. материалами);
- Экскурсии (знакомство с растениями «зеленой аптеки», правилами дорожного движения, поведения на дороге, в эктримальных ситуациях);
- Отработка навыков (игры, упражнения на закрепление навыков гигиены, дыхательная, оздоровительная гимнастика, оздоровительные минутки, точечный массаж, разминки);
- Индивидуальное консультирование (целенаправленная работа по коррекции знаний, умений, навыков);
- Интегрированное занятие (интегрированный подход в получении знаний об окружающем мире);
- Театрализованное занятие (спектакли, театрализация сказок, студия, салон);
- Занятие соревнование (состязание команд при ответах на вопросы, выполнение физических упражнений, гигиенических навыков);
- Дидактическая игра (закрепление познавательных задач, решение поставленного задания, оценка действий детей).
Путь к здоровью ребенка лежит через семью. Ребенок дошкольник не развивается автономно. По-настоящему в ребенке может укорениться лишь то, что воспитано в семье. Родители в присутствии ребенка должны контролировать каждый свой шаг, нельзя говорить и воспитывать одно, а в жизни делать совершенно другое. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей. Целевая программа педагогического образования и формирования интереса к здоровому образу жизни у родителей является составной частью системы работы дошкольного учреждения. Поэтому мы планируем проведение семейных гостиных с участием инструкторов по физкультуре и плаванию, проведение физкультурных праздников, дней здоровья с участием родителей.
Примерная тематика встреч с родителямив течение года:
- Семейная гостиная «Веселый стадион»;
- Семейная гостиная «Зима для сильных и ловких»;
- Семейная гостиная «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;
- Консультации:
«Как приучить ребенка к утренней зарядке»;
«Двигательная активность ребенка – условие общего развития»;
«Дыхательная гимнастика – условие здоровья детей».
Список используемой литературы:
- Дик Н.Ф. «Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников».
- Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5 -6 лет».
- Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №1, 2004.
- Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №1, 2006.
- Савельева Н.Ю. «Организация оздоровительной работы в дошкольных учреждениях».
- З.И. Бересневая «Здоровый малыш» – программа оздоровления детей в ДОУ.
- Т.Л. Богига, Н.Т. Терехова «Режим дня в детском саду».
- В.И. Теленчи «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет».
- И. Куркина «Здоровье – стиль жизни».
- И.И. Тихомиров «О закаливании».