Формирование понятий в школьном курсе географии

Разделы: География


Каждая наука отражает предмет своего исследования в терминах, без которых нельзя построить ни одной теории, объясняющей познавательную деятельность. Знание терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися нужно уделять большее внимание на их формирование.

Известно, что термины в отличие от обычных слов лишены эмоциональной окраски, поэтому термины не будут яркими, впечатляющими или интересными в такой степени, чтобы могли запомниться произвольно. Услышав термин, ученик его воспринимает как иностранное слово. Механическое зазубривание редко приводит к хорошему результату. Одна из проблем которую необходимо преодолеть ученику – это запомнить термины, не вызывающие у него интереса. Кроме того, перед учеником стоит и другая проблема – как сознательно запомнить термины. Учитель должен помочь ученику решить эти проблемы. Поэтому возникает очень актуальная проблема и для учителя, как формировать понятия, какие использовать приемы и формы работы.

(Термин – слово или словосочетание названия определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства.

Понятие

  • иметь, получать понятие о чем-нибудь;
  • способ, уровень понимания чего-нибудь;
  • логически оформленная общая мысль о классе предметов, идея чего-нибудь (понятие времени, качества, науки)

С точки зрения приемов формирования общие научные понятия можно подразделить на понятия одноэтапного развития и понятия многоэтапного раскрытия. Понятия одноэтапного развития вводятся сразу с полной характеристикой и упоминаются в последующих темах как уже известные учащимся и не нуждающиеся в дополнительных разъяснениях. Примерами подобного рода смогут служить понятия о демографической политике, о портово-промышленном комплексе в 10 классе, абсолютная и относительная высота, горизонталь в 6 классе.

К числу понятий многоэтапного раскрытия относится более сложные, комплексные понятия, формирование которых происходит постепенно. Как правило, они вводятся, а затем «обрастают» развивающими понятиями. Например, понятие об урбанизации в 10 классе. В теме «География населения мира» дается понятие урбанизация, ее основные черты, темпы, уровни, регулирование урбанизацией, ее влияние на окружающую среду. Далее в теме «Зарубежная Европа» вводится – субурбанизация, европейский тип города. В следующих темах – мегаполис, азиатский тип города, североамериканский тип города, латиноамериканский тип города, «ложная урбанизация».

Хотя в учебниках географии многие научные термины вводятся одноэтапно, но, тем не менее, формирование (закрепление) их, по существу имеет многоступенчатый характер, поскольку вводимые термины затем несколько раз упоминаются в последующих темах в течение года или в последующих курсах.

Формы работы по формированию понятий, научных терминов

Работу по усвоению терминов и понятий можно сделать интересной, и увлекательной, а их запоминание активным творческим процессом, используя различные формы работы по их формированию.

1. Создание словаря терминов.

(В конце тетради учащиеся записывают термины и их определение, при этом подчеркивая главное и второстепенное в определении).

В словаре можно посмотреть, как правильно пишется слово, повторить термин, если он забылся, использовать для создания творческих работ (например, кроссвордов). Не надо искать термины по всей тетради.

2. «Эскалатор» – групповая форма изучения терминов. (cм. Приложение) 

3. Тестовые задания

Использование заданий с пропущенными в тексте словами направлено на формирование у школьников умения связно излагать учебный материал. Их целесообразно предлагать на первых уроках по теме, на этапе формирования понятий, при проверке знаний слабоуспевающих учеников.

а) Учитель подбирает текст, исключает из него термины и предлагает вставить пропущенные слова. Например, в 6 классе можно использовать такой тест: «Неровности земной поверхности называются … Он создан при взаимодействии … и … Движение земной коры и вулканизм это …, а выветривание, работа текущих вод, ледника, морского прибоя, деятельность человека это … Образование складок, разломов, подъем, и опускание земной коры происходит под действием … Сглаживание, выравнивание земной коры под действием …»

б) Тест – дописать предложение. Азимут – это …

в) Выбрать правильный ответ. Учитель дает 4-5 вариантов ответа, один из которых правильный.

г) Тест – найдите соответствие. Смысл задания заключается в необходимости установить соответствие между термином и его определением. С одной стороны даны понятия, они пронумерованы цифрами, а с другой стороны ответы. Их в два раза больше и они пронумерованы буквами. Например:

Нивелир А. Прибор для определения относительной высоты
. Эхолот Б. Прибор для определения абсолютной высоты
. Флюгер Г. Прибор для определения температуры воздуха
. Барометр В. Прибор для определения атмосферного давления
  Д. Прибор для определения глубины океана
  Е. Прибор для определения крутизны холма
  Ж. Прибор для определения землетрясений

4. Активные формы, активизируют деятельность ученика, обеспечивают усвоение терминов, развивают логическое мышление, вызывают живой интерес к географии.

а) Составление кроссвордов требует знания терминов, творческого процесса, умения оформлять сетку кроссворда. При составлении или решении кроссворда запоминается правильность написания.

б) Игра-домино. Составляются карточки 5 х 8 см, которые делятся пополам. В верхней части карточки пишется определение, в нижней – термин. Учащийся должен за определенное время (или если в паре работает, кто быстрее составит цепочку) собрать последовательно все карточки и замкнуть их. Должен получиться прямоугольник.

в) Аукцион знаний. Учитель называет термин, кто из учащихся первым поднимет руку, дает определение. Если определение дано, верно, ученик получает карточку с термином, если нет, учитель оставляет термин и через несколько терминов может его снова назвать. Игра продолжается 3-5 минут.

г) Карты – карточки понятия. Карточки 5 х 8 см, делятся пополам. В верхней части карточки находится термин, в нижней – определение. Учащиеся работают в парах, у каждого 5-6 терминов по какой-то теме. Сначала учащиеся 1 варианта указывают на одну из карточек у соседа и сосед, держащий карточку как игральные карты, читает термин. Учащийся 1 варианта, если дает правильное определение, получает карточку и откладывает ее на свой край парты, а если нет, определение остается у соседа. Далее учащийся 2 варианта выбирают карточку у учащегося 1 варианта. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не окажутся на краях парты. Победил тот, у кого больше карточек.

д) Географическое лото. Учащимся дается поле, размеченное на 20 прямоугольников, в которых вписаны термины и дается 20 карточек с определением терминов. Задача учащихся быстро и правильно разложить карточки на игровое поле лото.

Более сложные задания проблемного характера, требующие обобщений, анализа:

5. Задание на обобщение группы понятий. Даны слова – термины, определить, что между ними общего. Например: пролив, залив, море. Общее – это части Мирового океана.

6. Провести анализ понятий.

а) Подчеркнуть главные существенные признаки и второстепенные.

б) Из готовых вариантов выбрать существенные и случайные признаки.

Озеро –

а) большое;
б) глубокое;
в) природное углубление;
г) синее;
д) скопление воды на суше.

7. Построить схему. Расположить предложенные понятия по порядку. Например. Хозяйство, производственная сфера, промышленность, здравоохранение, транспорт, сельское хозяйство, образование.

Хозяйство
производственная сфера         непроизводственная сфера
     
промышленность   здравоохранение
сельское хозяйство   образование
транспорт  

8. Составление опорных конспектов (ОК).

а) Учитель дает готовый ОК, учащиеся срисовывают, учат и рассказывают друг другу. Отработкам терминов идет в парах или в парах смешанного состава.

б) Учитель дает опережающее задание: составить ОК следующей темы. В начале урока учитель с учеником разбирает ОК и далее идет взаимообучение по ОК.

9. Проблемно-поисковое изучение терминов. Учащиеся сами при помощи учителя дают определение термину, а потом сравнивают с определением, данным в учебнике, в словаре. Анализируя, записывают в свой словарь, наиболее точное определение. Например. Учитель называет термин: «Что такое масштаб? Давайте найдем его на карте, на плане и попытаемся дать определение». Учитель записывает на доске термин и ответы учащихся и задает наводящие вопросы: «Что это?», «Кто еще так думает», «Вы уверены, что это число?», «Для чего он указан на всех картах?», «Что он показывает?». В результате рассуждений получилось:

Масштаб – это дробь, у которой числитель единица, а знаменатель показывает, во сколько раз уменьшена территория.

Сравниваем. А как в учебнике?

Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности.

А как в словаре?

Масштаб – это отношение длины отрезков на чертеже, плане, карте к длинам соответствующих им отрезков в натуре, на местности.

Встречается ли этот термин в других предметах, какое определение дается учебниках других предметов?

Дифференциация форм работы по формированию понятий и научных терминов с учетом особенностей дифференцированного обучения

Дифференцирование в переводе с латинского языка означает разделение, расслоение целого на отдельные формы, ступени. Дифференцированное обучение – это:

а) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с учеником, с группой учащихся, составленной в наличии в них каких – либо значительных для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
б) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся;
в) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
г) комплекс методических, психолого–педагогических и организационно – управленческих мероприятий обеспечивающих осуществление процесса обучения в гомогенных группах.

Итак, в силу неравномерности развития, различных личностных качеств и других причин в классах базового стандарта появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому учитель организует уровневую дифференциацию работы учащихся на всех его этапах; при объяснении материала, закреплении, повторении, контроле.

При объяснении нового материала выделяют обычно следующие уровни:

  1. Ядро, основное, главное содержание знаний, теоретическая сущность предмета, опорные сведения. Первый уровень вскрывает самое главное и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляя обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть не плохую, но обязательно цельную картину основных представлений.
  2. Дополнительные сведения. Они расширяют материал первого уровня, доказывают и иллюстрируют, конкретизируют основное значение, показывают функционирование понятий. Этот уровень увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной.
  3. Развивающие сведения существенно углубляют материал, делают его логическое обоснование, открывают перспективы творческого применения. Данный уровень позволяет проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. На уроке учитель излагает материал на втором уровне всему классу, объясняя, выделяя, делая особый акцент на том, что надо усвоить для первого уровня (стандартного минимума). Затем идет закрепление: фронтальная самостоятельная работа (с частичным выбором уровня значений). На этом этапе отслеживается дифференциация учащихся по уровню усвоения. Далее учитель переходит к закреплению в режиме «диалога», привлекая сильную группу детей для разбора заданий с более слабыми учащимися (добиваясь безусловного усвоения первого уровня и стимулируя переход ко второму). Третий уровень предъявления предполагает дополнения к объяснению, обобщающее повторение, индивидуальные самостоятельные задания учащимся.

При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяются три варианта уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач и практических заданий. Первый вариант точно соответствует обязательным результатам обучения. Второй вариант предполагает дополнительные задачи и упражнения из учебника, третий – задания из вспомогательной учебно-методической литературы. Выбор уровня изучения каждого предмета предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося).

По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой «полного усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы организации занятий: работа в группах (по столам, рядам, командам и т.д.), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), семинарско-зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке, учет знаний по системе «зачет-незачет».

Покажем дифференциацию форм работы по формированию понятий по уровням сложности.

I. уровень сложности.

  1. Создание словаря терминов.
  2. Тестовые задания (дописать, заполнить пропуски, выбрать правильный ответ, найти соответствие…).
  3. Аукцион знаний.
  4. “Эскалатор”.
  5. Карты-карточки задания.

II. уровень сложности.

  1. Игра-домино.
  2. Кроссворды, ребусы.
  3. Географическое лото.

III. уровень сложности.

  1. Задания на обобщение группы понятий.
  2. Задания на анализ понятий.
  3. Построение схем.
  4. Создание опорных конспектов.
  5. Составление определения термина и сравнение с определениями учебника, словаря.

Применение методических приемов технологии критического мышления при формировании понятий

Урок технологии критического мышления отличается структурой. Рассмотрим это в виде таблицы, отражающей базовую модель урока данной технологии и методические приемы.

Структура урока Методические приемы, используемые для формирования понятий
1-й этап урока
Вызов
1. Ключевые слова
2. Прием верно или не верно утверждение (до чтения)
3. Создание кластер
4. Прогнозирование
5. Перепутанные логические цепочки
2-й этап урока
Содержание
1. Денотатный граф
2. Сводная таблица
3-й этап урока
Размышление
1. Эссе
2. Презентация графических форм
3. Ключевые слова (подтверждение или опровержение выдвинутых на этапе вызов)
4. Верно или не верно утверждение (после чтения)
5. Расширение кластер (реконструкция)
6. Синквейн
7. Образ результата

Формирование понятий и научных терминов одна из актуальных проблем педагогического процесса. Я считаю, что использование разнообразных форм работы, учет индивидуальных особенностей учащихся, использование технологий ЛОО, дает возможность более эффективно формировать понимание понятий и использование их в изложении материала научным языком.

При достижении поставленной цели возникли трудности в размножении составленных карточек-заданий, это занимает много времени при подготовке к уроку. А так же, особенно на первых уроках, при анализе терминов и проблемно-поисковом изучении терминов, как у учащихся, так и у учителя уходит много времени. Тем не менее, дальнейшее умение учащихся рассуждать, мыслить, анализировать на уроке, оправдывает первоначальную трату времени.

Считаю, что надо учить учащихся размышлять, анализировать, а эти умения хорошо формируются при проблемном, исследовательском изучении понятий и научных терминов.