Цели:
1) совершенствовать умения правильно писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу;
2) развивать умения распознавать в словах сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу;
3 )формировать навык правописания слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу;
4) приучать к аккуратности, самостоятельности;
5) пробуждать у детей чувство товарищества.
1) Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Зайцев Петя выполнял домашнее задание.
И в тетрадке выводил он слова старательно.
(На доске записан текст)
Луна освещяла лесную чящю. В траве трещяли кузнечики. Мышы и ежы убежали в камышы.
Учитель:
Задание выполнено,
Петя доволен:
“Сегодня и дневник можно в портфель положить,
Чтоб пятёрку получить!”.
Учитель: И вы, мои ученики, текст этот
прочитайте
И Пете Зайцеву оценку свою теперь поставьте.
Петя думает на “пять” написаны слова,
А ваша оценка будет … (“2”).
Учитель: А почему так думает …(Эмиль)?
- Ошибок много допустил?!
Учитель: Так давайте их искать
И быстрее исправлять.
- На какое же правило были допущены ошибки в словах?
- В сочетаниях ча, ща
Пишем только букву а.
- В сочетаниях чу, щу
Пишем только букву у.
- В сочетаниях жи, ши
Только и всегда пиши.
- Сегодня мы с вами на уроке будем учиться писать слова с сочетаниями жи, ши. ча, ща, чу, щу.
2) Минутка чистописания.
Наступила осень,
Тучки появились.
А на этих тучках
Буквы поселились.
Только вот одна беда:
Гласные пропали.
Нам их нужно поискать
И под тучки написать.
3) Работа по теме урока.
- Письмо с комментированием.
(Списывается текст с доски.)
4) Словарная работа.
- Подберите близкое по значению слово к слову друг. (Товарищ)
- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, обратите внимание на шипящий согласный в конце слова, который пишется без мягкого знака.
- Собери из слов пословицу.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Друзья познаются в беде. Сам погибай, а товарища выручай.
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- В какой из этих пословиц встречаются слова на правило, изучаемое сегодня на уроке?
- Давайте запишем эту пословицу в тетрадь.
5) Физкультминутка.
(Дети исполняют песенку о друге)
Если с другом вышел в путь,
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много!
Припев:
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля - гей!
6) Закрепление изученного материала.
- Открываем учебник на стр. 46 и записываем упражнение 79.
7) Итог урока.
- Назовите твёрдые шипящие согласные. (Ж, Ш)
- Какая гласная пишется после этих согласных? (И)
- Назовите мягкие шипящие согласные (Ч, Щ)
- Какая гласная пишется после них? (А, У)
- Какие правила, мы повторили сегодня на уроке?
В сочетаниях ча, ща пишем только букву А.
В сочетаниях чу, щу
Пишем только букву у.
В сочетаниях жи, ши
Только и всегда пиши.
8) Домашнее задание.