Предмет: «Окружающий мир» (УМК «Школа 2100»).
Класс: 1.
Предназначение материала: для обобщающего урока, для проведения внеклассного занятия.
Цель: развитие мышления и сообразительности; воспитание любви к природе, гуманного отношения к птицам; художественно-эстетического вкуса; формирование умения наблюдать; знакомство с птицами, обитающими в городе Сосногорске, их отличительными признаками.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Авторский медиапродукт: презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
(СЛАЙД)
Начинаем наш урок.
Он пойдет, конечно, впрок…
– Сегодня мы продолжим знакомиться с разнообразным миром природы.
Что интересного нам природа покажет?
О чем «Окружающий мир» нам расскажет?
О березах и морозах,
О хлебах и о лугах.
О зверюшках и покосах.
И о птицах, о цветах.
Почему-то снег летает.
Полежит, а после тает?
Расскажет нам про все на свете,
Что происходит на планете.
II. Повторение изученного.
– Какое время года мы изучаем на уроках окружающего мира?
– Какие приметы весны мы можем наблюдать в природе сейчас?
– Рассмотрите картину в учебнике на с. 38. (СЛАЙД) Ее написал Алексей Кондратьевич Саврасов - художник, который воспевал красоту родных пейзажей. Называется она «Грачи прилетели».
– Какое время года изобразил художник?
– По каким признакам ты узнал время года?
Обобщение учителя:
На холсте изображен вид деревни весной с небольшой церквушкой, деревянными домами, нераспустившимися березами. Прилетели первые вестники весны – неугомонные грачи. С веселыми криками они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Снег едва начал таять, образуя темные лужи… Сколько звуков в этой картине! Слышно, как перекликаются птицы, и звенит капель, как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы.
III. Изучение новой темы. Знакомство с видами птиц.
– Сегодня наш урок я назвала «У птичьей кормушки» (СЛАЙД) и предлагаю его начать с разгадывания кроссворда.
Разгадывание кроссворда. Рассказы о птицах.
(СЛАЙДЫ сопровождают разгадывание кроссворда)
(о птицах рассказывают подготовленные ученики)
Учитель | Ученик | |
1. | Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Зовут ее … (ВОРОНА) |
ВОРОНА Это крупная птица, она нередко выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Вороны великолепно себя чувствуют в нашем городе. Они облюбовали контейнеры для мусора и свалки, где всегда есть чем поживиться. |
2. | Мы построили вдвоем Для гостей весенний дом, А верней сказать – дворец, Прилетай скорей… (СКВОРЕЦ) |
СКВОРЕЦ Это черная птица с металлическим блеском и серебристыми пестринами. Скворцов можно увидеть на деревьях или на какой-нибудь лужайке, где они разгуливают собирая корм. |
3. | Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает. По полям ночует, Коноплю ворует. (ВОРОБЕЙ) |
ВОРОБЕЙ Воробей – маленькая, бойкая птичка. Про него часто говорят: «серый воробышек». А ведь на самом деле воробей совсем не серый. Спинка у него коричневая с широкими продольными черными полосами. Хвост и крылышки темно-бурые, крылышки еще украшены рыжеватой каймой, подбородок и горло черные, а вот головка серая. |
4. | Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды – С первым снегом тут как тут! (СНЕГИРЬ) |
СНЕГИРЬ Снегирь очень приметная птица. Любит покормиться ягодой рябины. У самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, с металлическими отблесками, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее – грудка у нее не алая, а темно-серая. Слово учителя: Его щеки служат кладовой. Словно в продовольственную сумку, снегирь складывает за щеку запасы пищи: кашу из зерен и насекомых. Так ему приходиться реже вылетать из гнезда на поиски пищи. |
5. | Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (СОРОКА) |
СОРОКА Есть у сороки прозвище – белобока. Белобока, потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. Птица ловкая, умная, осторожная. Близко заметив человека, сразу поднимает шум. |
6. | На когтях на ствол сосновый Влез монтер красноголовый. Он трудился на весу, Но не вспыхнул свет в лесу. (ДЯТЕЛ) |
ДЯТЕЛ Спинка у дятла черная, крылья тоже черные, но с белыми крапинками, а на белом брюшке крапины черные, на голове дятла – ярко-красный беретик. Из-за окраски дятлов называют «березовыми птицами». Когда дятел сидит на березе, его сложно заметить. Оперение птицы сливается с узорами на бересте. Зимой красавцы-дятлы из наших краев не улетают, ведь корма им в лесах хватает. |
– Вот мы и разгадали кроссворд. Но к нашим кормушкам прилетают и другие птицы. Кто узнает их по фотографии? (СЛАЙД) (Свиристель, синица, голубь, поползень).
IV. Закрепление изученного.
1) Игра «Тройное решето» – по трём подсказкам определи название птицы. (СЛАЙД: воробей, ворона, дятел, снегирь, сорока, синица, поползень)
2) Народные приметы. (СЛАЙД)
– Какие народные приметы определения погоды зимой по птицам вам известны? (прочитайте их в учебнике на с.41)
Попробуйте продолжить предложение.
(СЛАЙД) Воробьи дружно расчирикались… (к морозу, к дождю, к оттепели)
(СЛАЙД) Синица к избе – …. (лето на дворе, зима на дворе, весна на дворе)
3) «Хитрые» вопросы. (СЛАЙД)
Узнай, чьи это следы. (СЛАЙД)
Узнай птицу по голосу. (СЛАЙД)
4) Игра «Третий лишний» (СЛАЙД)
- «Лишний» поползень, т.к. только он умеет ползать по стволу вниз головой.
- «Лишний» снегирь, т.к. это кочующая птица, а воробей и голубь осёдлые.
- Почему птицы зимой улетают на юг?
V. Беседа о подкормке птиц. Итог урока.
– В нашей школе 2 раза в год проходит акция «Птичья столовая»: ребят изготавливают кормушки, развешивают их и подкармливают птиц. Существуют правила кормления птиц. (СЛАЙД)
- Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там бумажные и полиэтиленовые пакеты, газеты, жестяные банки и коробочки.
- Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, подсолнечника, крошки хлеба, кусочки несолёного сала.
- Кормите птиц регулярно.
Вот и к нам птицы обращаются за помощью: покормите нас! (СЛАЙД). В учебнике на с. 45 показано, как можно сделать домик для синиц. А у нас на этаже есть памятки по изготовлению кормушек, которые вы сделаете с родителями дома и принесете в школу. А ребята старших классов развесят эти кормушки на территории нашей школы, где мы сможем понаблюдать за птицами.
Стихотворение (рассказывает наизусть подготовленный ученик)
КАЖДЫЙ ДЕНЬ (Г. Ладонщиков)
Когда встаем
Мы с братишкою вдвоем,
Взяв крупы и хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей,
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.
На кормушках сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас также терпеливо
И красавцы снегири…
Все привыкли – не пугливы,
Хоть руками их бери.
Рефлексия.
– Встаньте те, кто сегодня узнал что-то новое на уроках.
– Поднимите руки те, кому урок понравился.
– Похлопайте себе за урок! Молодцы!