Цель: Воспитание нравственных качеств подростков
Задачи:
- Формировать у воспитанников уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
- Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
- Учить задумываться о своём месте в жизни.
Оборудование: плакаты с цитатами, лепестки цветка с подписанными качествами, плакат «забор откровений»
Ход занятия
Оргмомент. Педагог приветствует детей и присутствующих гостей. Затем сообщает им о теме занятия.
- Сегодня мы будем говорить с вами о человеческих ценностях, чувствах и качествах характера. Многие из вас занимаются в спортивных секциях и кружках, а для чего? Для какой цели?
- Правильно, вы хотите быть смелыми, сильными, ловкими, физически развитыми, одним словом - физически здоровыми. Думаю, вы согласитесь со мной, что здоровье является одной из главных ценностей для человека. Здоровье бывает не только физическим, но еще и духовным, нравственным. Сегодня мы и поговорим о здоровье души, о нравственности.
Введение
- Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Комплимент». Что такое комплимент?
- Правильно, ваша задача, постараться найти в друг друге что-то особенное, что отличает его от других: положительное качество характера, особенность поведения или внешнего вида, но не повторяясь. (приводятся примеры)
Игра «Комплимент по кругу». Анализ игры.
Основная часть
Вам было приятно получать комплименты, вы испытывали положительные эмоции и чувства. Как можно объединить эти чувства в одно слово? Нравственность происходит от слова «нрав», «норов», «характер». Это внутренние качества, этические нормы и правила поведения, по которым живет человек. А как нравственные качества проявляются в нашей жизни? (ответы детей).
- В обществе нравственность существует в виде общечеловеческих ценностей, принципов, идеалов, критериев зла и добра- это как лепестки у цветка. Чтобы управлять этими чувствами, нужно их знать. Тогда в каждом из нас расцветет прекрасный цветок человеколюбия. Если представить нравственность в виде цветка, то его основу, сердцевину составляют нравственные чувства, нравственное сознание и нравственное поведение, которое является утверждением человеческого в человеке.
- Нравственность проявляется в нравственных чувствах - это отношение к окружающему, к различным явлениям в жизни ( любовь, совесть, стыд, вера).
- Нравственное сознание проявляется в осознанной оценке окружающего, основываясь на личных убеждениях, т.е. это требования, которые мы предъявляем окружающим людям и самим себе (честность, достоинство, честь, долг)
- Нравственным поведением можно назвать такое поведение, когда наши поступки соответствуют нравственным нормам. Например, нравственный долг заставляет нас быть какими? (Благодарным, толерантными, терпимыми).
- Скажите, одинаково ли развиты у людей нравственные качества? Почему? Нравственные способности можно и нужно развивать, укреплять в себе не только физическую, но и духовную силу. Что для этого нужно? Желание, воля и терпение, потому что на длинном жизненном пути очень часто встречаются соблазны и искушения. Какие? (обман, ложь, курение, наркотики, соблазн иметь чужую вещь, быстрая нажива и другое)
- Сейчас предлагаю подумать и обсудить с точки зрения нравственности несколько жизненных ситуаций, в которых можете оказаться и вы. (просмотр видео сюжетов, обсуждение).
Итог обсуждения.
- Иногда в отношениях людей, в нашей жизни возникают ситуации, когда мы теряемся, не можем ответить на грубость, хамство, не знаем, как поступить. Нужно стараться быть гибким, сохранять чувство собственного достоинства, не поддаваться искушениям, сохранять спокойствие. Стараться находить компромисс в конфликтах, уметь договариваться. Искусству дипломатии мы посвятим следующее занятие. Тогда среди нас, в общении со взрослыми и со сверстниками будет больше порядочных и воспитанных людей.
Заключение.
- Сейчас давайте проявим свои нравственные качества в игре «Автобус» (анализ игры, обсуждение)
- Сегодня мы много говорили о нравственных качествах, правилах и нормах. Думаю, пришло время цветку человеколюбия раскрыться и распуститься. Для этого ему нужны лепестки – пройдите к столу и выберите тот лепесток, который, по вашему мнению, является главным для утверждения человеческого в человеке. (Воспитанники делают выбор и объясняют причину выбора, мотив)
- Высший смысл жизни любого человека и нас с вами может быть только в движении к этому к цветку человеколюбия, в котором расцветают все нравственные качества людей. Мне бы хотелось, чтобы подобный цветок «расцвел» в каждом из вас.
- Ребята, скажите, можем ли мы проявить какие-то качества уже сегодня, сейчас? (ответы детей)
Обратная связь «Забор откровения»