Цели урока:
- Образовательная – повторение, обобщение понятий конструирования и моделирования плечевого изделия на цельнокроеной основе.
- Развивающая – развить кругозор и навыки модельера, а также воображение и эстетический вкус.
- Воспитательная – воспитать умение работать в коллективе быстро, аккуратно, учитывая мнение товарища.
Методы обучения: объяснение, повторение, деловая игра, работа с карточками.
Материалы и инструменты: карандаши, фломастеры, линейки, цветная бумага, кружево, тесьма, ткань, булавки.
Тип занятия: комбинированный.
Профориентация: художник-модельер, конструктор, технолог.
Межпредметные связи: математика, ИЗО, черчение, русский язык.
Ход урока
Организационный момент
Проверка наличия и готовность детей к уроку.
Основной работой на уроках технологии в этом учебном году в 7 классе было конструирование и моделирование простейшего плечевого изделия с цельнокроеным рукавом на примере ночной сорочки.
Все, на мой взгляд, достаточно успешно справились с этой задачей и сегодня есть возможность обобщить полученные знания, а также обратить особое внимание на отдельные темы.
Чтобы успешно выполнить это, необходимо определить конкретные задачи сегодняшнего урока, а именно:
- закрепить умение снимать мерки и правильно их записывать;
- закрепить названия конструктивных линий выкройки;
- запомнить приемы экономичной раскладки выкроек на ткани;
- запомнить названия используемых швов;
и, наконец:
- научиться использовать на практике приемы моделирования и художественного оформления изделия.
Для успешного выполнения этих задач в классе были созданы две творческие группы, между которыми пройдет турнир под условным названием "Модель сезона".
Представляю первую группу "Модные девчонки" во главе с (Ф.И. ученицы)
Вторая группа "Парижские модницы" во главе с (Ф.И. ученицы)
Оценивать работу будет уважаемая экспертная комиссия в составе: (3-4 ученицы)
Руководит этой работой (ученица) – победитель школьной олимпиады по технологии.
(Приложения 3-5)
И так мы начинаем!
I
Прежде всего, вспомним некоторые ключевые понятия, и в этом нам помогут члены экспертной группы.
Ночная сорочка, как известно, принадлежит к бельевой группе.
И вот мой первый вопрос: какими свойствами должны обладать ткани, из которых шьется белье.
Ответ:
- гигиенические – высокая воздухопроницаемость и гигроскопичность;
- технологические – малая осыпаемость нитей;
- физико-механические – прочная, стойкая к истиранию;
- эстетические – красивая прочная окраска, стойкая к многочисленным стиркам.
А) На основании всего перечисленного для наших сорочек мы выбираем?....
Ответ: натуральную хлопчатобумажную ткань – ситец или бязь.
Б) Но у этой ткани есть один существенный недостаток?
Ответ: большая усадка!
В) Вопрос: как его устранить?
Ответ: ткань намочить, высушить, прогладить.
Г) Вопрос: и эта операция называется?
Ответ: декатировка.
II
Ткань мы выбрали и теперь приступаем к конструированию.
Вопрос к экспертной группе: что такое конструирование?
Ответ: конструирование - построение чертежа основы изделия по снятым меркам.
Правильно, и вот первое задание для наших творческих групп.
- Перечислите мерки, необходимые для построения чертежа ночной сорочки: Сш, СгII, Cт,Сб, Дтс, Оп, Др, Ди.
- При измерении, какие из снятых мерок записываются в половинном значении и почему: Сш, СгП, Ст, Сб.
Чертеж строится на половину фигуры.
От каждой творческой группы приглашается по одному человеку.
В это время оставшиеся члены групп выполняют задания по карточкам.
Приложение 1. Карточка 1 – снятие мерок.
Девочки, ваше задание: я показываю карточку, на которой написано обозначение мерки, одна из вас измеряет, а соперница – называет мерку и говорит как правильно ее снимать. И наоборот.
Потренируемся: Ст, Сб
-
Сш
Взу -
СгП
ДтсиП
И так! Мерки сняли, по расчетам построили чертеж и сделали выкройку и теперь вспомним основные конструктивные линии.
К доске приглашается по одному представителю групп.
Перед вами на листах силуэт выкройки ночной сорочки. Справа скрыты названия конструктивных линий под номерами.
По моей команде вы должны вписать номер конструктивной линии в соответствующий кружок. Повернитесь к классу. Убираю шторки.
Внимание, начали!
Молодцы, надеюсь, судьи все успели зафиксировать в своих протоколах. Подготовьте, пожалуйста, доску для дальнейшей работы.
III
Следующий этап создания сорочки – раскрой.
Приглашаю к доске по одному человеку от каждой команды.
По традиции в это время оставшиеся будут выполнять задания по карточкам.
Приложение 2. Карточки 2
У доски: нужно разложить на ткани для раскроя выкройку спинки сорочки. Условие: ткань по ширине достаточно широкая. У меня в руках два задания – правильный вариант и неправильный. Красным мелом зачеркнуть неправильный.
А) Вопрос: по каким срезам делаем припуск 1 см?
Ответ: горловина.
Б) Вопрос: по каким срезам припуск 2 см?
Ответ: все остальные.
После раскроя приступаем к пошиву.
Вспомните пожалуйста все швы, которые мы использовали при пошиве сорочки.
Вопрос к экспертам:
Напомните нам пожалуйста как называются виды швов (их 2 группы), есть еще третья, отделочные, но мы их практически не использовали.
и так? (вспоминаем, этот вопрос был на недавней олимпиаде)
Стачные – которые соединяют детали и краевые – обрабатывают край изделия.
Правильно!
А вот теперь вы должны дать названия этих швов. Сколько вспомните, столько и баллов, соответственно, получите:
а) стачные – расстрочной, накладной, двойной;
б) краевые – обтачной (горловина), в подгибку с закрытым срезом.
Заключительным этапом работы над любым швейным изделием является окончательная отделка и ВТО.
А) Вопрос: Какие операции включает в себя заключительная отделка изделия?
Ответ:
- Проверить не осталось ли иголок и булавок.
- Удалить наметку.
- Проверить концы ниток в швах и при необходимости закрепить их.
- Тщательно отутюжить.
Б) Вопрос: Какой заключительный пункт я вам говорю всегда при завершении работы?
Ответ: носить с удовольствием.
Итак, работа по пошиву ночной сорочки завершена.
IV
Но существует еще один важнейший этап в создании любого швейного изделия.
Это... ?
Пожалуйста эксперты... ?
Моделирование
А) Вопрос: Какой процесс называется моделированием?
Ответ: Моделирование - создание новой модели путем нанесения новых фасонных линий на чертеж основы, а так же в результате использования различных видов отделки.
Б) Вопрос: Что можно изменить в нашем случае?
Ответ: Длину сорочки, длину рукава, форму горловины, различные виды отделки.
Хорошо!
В процессе создания своих изделий вы в подавляющем большинстве выполнили простейший вариант, изменив, разве что, длину изделия, превратив ночную сорочку в летнюю кофточку. И никто, кроме Даши и Тани, не прельстился дополнительной пятеркой, которую я посулила всем, кто использует в своей работе какую-либо отделку.
Именно поэтому мы и займемся сейчас моделированием и выполним мини творческий проект.
Термин моделирование происходит от слова "модель", т.е. образец, создаваемый художником-модельером и разрабатываемый конструктором.
На дом каждой творческой группе было дано задание нарисовать эскиз модели ночной сорочки и сейчас за 15 минут вам необходимо осуществить задуманное, и преобразить ваши простейшие изделия с помощью различных видов отделки.
Хочу обратить ваше внимание на технику безопасности:
- осторожно обращаться с булавками;
- вкалывать их только в подушечку.
Помните, вы работаете не с манекеном, а с живой манекенщицей!
Приступайте!
Экспертная группа пока подводит предварительные результаты, но окончательные итоги будут учитывать оценки, полученные после демонстрации готовых моделей.
– Ну что же, свою модель готова представить и прокомментировать группа.
– Смотрим, что нам предложат девочки из команды
Пока наши эксперты подводят окончательные итоги, покажем модели ночных сорочек и кофточек, которые были сшиты в этом году.
Готовы? Слово предоставляется Саше для оглашения имен победителей. •
Спасибо!
Поздравляю!
Ну, а теперь мне хотелось бы подвести некоторые итоги.
По результатам сегодняшнего урока и всей нашей работы в целом, могу сделать вывод, что вы овладели тем набором знаний и умений в области конструирования, моделирования и технологии изготовления, которые необходимы для самостоятельного пошива простейшего плечевого изделия, с чем я всех и поздравляю.
Желающие могут попробовать летом сшить что-нибудь подобное для себя или своих близких.
Как видите, использовав различные виды отделки, можно легко создать симпатичную модель легкой кофточки, которая займет достойное место в вашем летнем гардеробе.
Сегодняшний урок завершает нашу работу в классе, и через неделю мы уже выходим на пришкольный участок.
Поэтому, задание на дом повторить правила техники безопасности при работе на пришкольном участке. Буду спрашивать на оценку. Не забудьте принести спецодежду.
Всем спасибо, до свидания!
Приложения:
- Приложение 1. Карточки задания 1 (2 штуки).
- Приложение 2. Карточки задания 2 (2 штуки).
- Приложение 3. Памятка для членов экспертной группы.
- Приложение 4. Протокол оценок команды "Модные девчонки".
- Приложение 5. Протокол оценок команды "Парижские модницы".
- Приложение 6. Итоговый протокол.