Цель: Познакомить с объектом музея – куклой, ее возникновением и назначением.
Программное содержание:
- Расширять знания об окружающем, формировать положительное отношение к нему.
- Формировать грамматический строй речи. Упражнять в образовании прилагательных, ласковых имен. Обогащать словарный запас детей.
- Воспитывать общительность, тактичность, сдержанность, качества, необходимые человеку для общения с окружающим. Воспитывать бережное, заботливое отношение к вещам, сделанными руками человека.
Оборудование: тряпичная кукла, одеяло лоскутное, мини-музей «Кукол», словарь Ожегова, магнитофон, аудиозапись.
Предварительная работа: разучивание пальчиковых игр, игры с куклами, чтение рассказа И. Рюминой «Куклы наших бабушек», беседы о любимых игрушках.
Словарная работа: Лоскутное, тряпичная.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у меня есть для вас новость. У нас в детском саду появился мини-музей. А как вы думаете, что собрано в этом музее? (ответы-предположения). Хотите узнать? Узнаете, если отгадаете загадку:
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь –
Будет спать
День, и два, и даже пять.
Воспитатель: О какой игрушке говорится в загадке? (ответы детей) Какие слова загадки подсказали вам правильный ответ? (ответы детей)
Хотите, мы с вами отправимся в этот музей. Давайте сходим на выставку и полюбуемся разнообразием кукол.
Идем в музей «Кукол».
Воспитатель: Ребятки посмотрите, как много кукол. Этот музей создали дети, родители и воспитатели подготовительной группы. Они очень старались.
Что обозначает слово “кукла”, где появились первые куклы, кто играл с куклами раньше. Ответы на все вопросы я искала в различных книгах о кукле и энциклопедиях. И так, что же такое кукла и откуда она возникла. Оказывается, на этот вопрос можно смотреть по-разному.
- В “Словаре русского языка” С.И.Ожегова объясняется, что кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека (зачитывается при детях из словаря).
- По мнению других ученых — археологов, искусствоведов, кукла — это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.
- По-японски кукла — “нинте”, что так и переводится — “образ человека”.
История куклы имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что куклы появились одновременно с появлением человека. Ведь надо было мамам чем-то развлекать своих детей, и в помощь им появились куклы
Все на свете куклы очень разные.
Презентация выставки кукол воспитателями подготовительной группы
Воспитатель: Ребятки, здесь есть очень интересная кукла. Посмотрите на нее. (Обращаю внимание детей на тряпичную куклу).
Как вы думаете, как она появилась в этом музее? (ответы-предположения)
Воспитатель: Ребятки, вы любите слушать истории.
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда присаживайтесь поудобнее, я хочу рассказать вам интересную историю. Это было давно. Жила была на свете маленькая девочка. Как звали ее? (придумывание имен). Какой она могла быть?
Дети: Доброй, капризной, красивой… (ответы-предположения)
Воспитатель: Да, она была такой же, как и все детишки. А звали ее Галинкой. Я принесла вам ее фотографию. Вот она. Посмотрите внимательно, может, вы ее узнаете. Узнали? (ответы детей)
Дети: Да, это ВЫ.
Воспитатель: Да, это моя фотография. Такой я была маленькой. Ребятки, как вы думаете, были у меня игрушки? (ответы детей)
Воспитатель: А у вас много игрушек? А откуда они у вас? (ответы детей)
Воспитатель: Вам, ребятки, игрушки покупают, а когда я была маленькая, такой возможности у родителей не было. Поэтому нам игрушки мастерили мамы, бабушки.
Вот эту любимую игрушку я хранила до сих пор. А когда узнала про музей кукол, решила принести ее.
(Показываю детям тряпичную старинную куклу)
Воспитатель: Как вы думаете, из чего она сделана?
Дети: Из тряпок.
Воспитатель: Значит она какая?
Дети: Тряпичная.
Воспитатель: Какое ласковое имя вы бы ей дали? (ответы детей)
Я свою куклу называла Оленькой.
У меня есть кукла Оля
Не кривляка, не ломака.
Нет нарядней и милей
Куклы Оленьки моей.
Я подругу обнимаю,
Умываю, одеваю,
Каждый день
И каждый час
Не свожу с любимой глаз.
Дорогая, кукла Оля,
Улыбнись ты мне хоть раз!
Воспитатель: Эта куколка очень любит, когда с ней играют. Вы хотите поиграть с ней?
Пальчиковая игра «Куколка»
Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала – (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло. (Ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)
Воспитатель: Я тоже с ней играла. Пеленала ее вот в такое одеяльце. Его сшила моя бабушка. (Показываю лоскутное одеяльце). Из чего оно сшито?
Дети: из лоскутков.
Воспитатель: Значит оно какое? (лоскутное)
Воспитатель: Я клала куколку на одеяльце, заворачивала. Потом прижимала куклу к себе и пела колыбельную. Послушайте какую.
Изь, изь, нуные
Улмопуысь сяськае.
Учы тыныд кырзалоз,
Зарни муш чечы ваез.
Воспитатель: А на каком языке я пела?
Дети: на удмуртском.
Воспитатель: Да, я пела на своем родном языке – удмуртском. И куколка моя засыпала.
А вы хотите спеть колыбельную песенку для моей куколки? (2-3 детей)
Воспитатель: А что еще можно делать с этой куклой?
Дети: Кормить, одевать, лечить, гулять….
Воспитатель: Да, можно поиграть с нею, нарисовать ее, слепить. А вот один человек про куклу сочинил музыку. Человека этого зовут Петр Ильич Чайковский. А был он композитором. Композитор – это тот, кто сочиняет, придумывает музыку. Давайте послушаем, какую же музыку про куклу сочинил композитор Чайковский. Вы слушайте и представляйте, о чем хотел рассказать композитор.
(Звучит пьеса «Новая кукла» из детского альбома П.И. Чайковского.) Вам понравилась музыка? Что вам представлялось, когда вы ее слушали? (ответы детей).
Воспитатель: Ребятки, вам понравилась история о том, как моя кукла попала в музей?
А хотите узнать, какие еще куклы делали наши бабушки?
Об этом поговорим на следующем занятии. Научимся делать куклы своими руками.