Возникновение опыта.
Проблема здоровья подрастающего поколения в настоящее время очень актуальна. Одно из главных направлений в школьной физкультуре на современном этапе - это формирование знаний и практических умений учащихся вести здоровый образ жизни, оптимизация двигательной активности и физической подготовленности школьников.
Возникновение моего опыта обусловлено следующими причинами:
- ухудшение здоровья детей;
- снижение двигательной активности учащихся, а также интереса к занятиям физической культурой и спортом;
- слабая материально-техническая база.
В образовательной части «Физическая культура» предусмотрено, что учащиеся должны уметь осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно-творческую деятельность как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время ( во второй половине дня, в выходные и каникулярные дни, в летний период). А мы знаем, что успешно учиться могут только здоровые дети.
Актуальность опыта.
Преобразования в социально-экономической жизни России, рост темпов развития во многих сферах общественной деятельности определили необходимость качественных изменений в школьном образовании. Социальный заказ, данный народному образованию - это воспитать творческую, самостоятельную личность, активно участвующую во всех общественных и государственных делах. А это возможно при реализации программы гармоничного развития личности.
Как показывает практика, современные дети в большинстве своем испытывают недостаток в двигательной активности. В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития. Полноценное физическое развитие и здоровье – это основа формирования гармонично – развитой личности. Все вышесказанное определяет актуальность проблемы воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, физическом совершенствовании тела, отказе от вредных привычек.
Противоречия и затруднения, успешно решающиеся в данном опыте:
- между застывшими в своем развитии дисциплинарными формами физкультурного образования и реально востребованной существующей физкультурной практикой;
- между необходимостью формирования базовых основ двигательной деятельности и созданием условий для расширения двигательного опыта учащихся;
- между широким распространением разнообразных форм физической культуры и снижением интереса учащихся к самостоятельным занятиям;
- между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями и слабой материально-технической базой.
Ведущая педагогическая идея опыта:
- формирование необходимости оптимизации двигательной активности, повышение эффективности уроков физической культуры как условие сохранения здоровья, нормализации физического развития и физической подготовленности, снижение психоэмоционального напряжения учащихся;
- создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия учащихся в спортивной деятельности, приносящей радость преодоления и достижения поставленной цели.
Личная концепция учителя:
- поиск творческих приемов совершенствования навыков двигательных действий и их вариативное использование на уроках физической культуры и во внеурочное время;
- поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений и навыков учащихся;
- активное вовлечение школьников в процесс совершенствования собственной физической природы;
- использование соревновательных отношений и самостоятельных занятий физическими упражнениями как средств и методов организации свободного времени и культурного досуга;
- активизация и совершенствование психических процессов, лежащих в основе двигательной активности школьников.
Технология опыта.
Работа над проблемой развития двигательной активности требует подбора соответствующих методов обучения, знание которых позволит правильно ориентироваться и отбирать наиболее эффективные методы для решения учебных задач. Целесообразность применения того или иного метода в каждом конкретном случае обеспечивается соблюдением ряда требований. Научная обоснованность метода обеспечивает оздоровительный, образовательный и воспитательный эффекты от занятий физическими упражнениями.
Основные методы:
- фронтальный;
- поточный;
- групповой;
- индивидуальный;
- диагностика;
- тестирование;
- интерактивные.
Форма организации учебной деятельности:
- урок физической культуры (урок-игра, урок-соревнование, урок-турнир, интегрированный урок);
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
- спортивные соревнования и праздники;
- занятия в спортивных секциях и кружках;
- самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Среди множества форм организации образовательной области «Физическая культура» в качестве инновационной предстает в настоящее время олимпиада школьников по физической культуре. Основным отличием олимпиады является тесная сопряженность ее содержания с учебным материалом школьной программы, проверка качества освоения двигательной активности в условиях конкурсных испытаний. В течение нескольких лет мои ученики являются победителями и призерами муниципальных, окружных и всероссийских олимпиад.
№ | Ф.И. | Год | Класс | Названиеолимпиады. | Место | Уровеньолимпиады. |
1 | Жук Денис | 2008 | 11 | По физич. культуре | победитель | Муниципальный |
2 | Супханов Рамай | 2008 | 9 | По физ. культуре | призер | Муниципальный |
3 | Жук Денис | 2009 | 11 | По физ.культуре | призер | Региональный |
4 | Супханов Рамай | 2009 | 10 | По физ.культуре | победитель | Муниципальный |
5 | Хасаев Руслан | 2009 | 9 | По физ.культуре | победитель | Муниципальный |
6 | Письменский Павел | 2010 | 9 | По физ.культуре | призер | Муниципальный |
7 | Алкази Георгий | 2010 | 9 | По физ.культуре | призер | Муниципальный |
8 | Анкудинов Руслан | 2010 | 10 | По физ.культуре | победитель | Муниципальный |
9 | АнкудиновРуслан | 2010 | 10 | По физ. культуре | призер | Региональный |
10 | АнкудиновРуслан | 2011 | 10 | По физ.культуре | призер | Всероссийский |
На основе требований государственного образовательного стандарта в настоящее время активно использую в своей работе компетентностный, личностно -ориентированный и деятельностный подходы, что помогает в формировании осознанной потребности физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Для каждого обучающегося создана индивидуально -образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья. Зная особенности физического и психического развития детей, строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Учитывая возрастные особенности, предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляю возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками. Мною составлены комплексы физических упражнений для учащихся с учетом уровня их физического развития. Физические нагрузки дифференцирую по половому, психологическому и физиологическому признакам.
Большое внимание уделяю внеклассной работе, организую дни здоровья и спорта, провожу школьные соревнования. Ведь наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика, который связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. Появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха. Осознание этого помогает сделать исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания -в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь…Разработала программу элективного курса « История развития баскетбола» для учащихся 9 классов; дополнительную образовательную программу спортивной секции « От игры к спорту. Мини-футбол» для учащихся 12-15 лет. В течение 3 лет веду спортивную секцию по мини-футболу. Мои воспитанники на протяжении многих лет являются победителями и призерами городских и окружных соревнований.
Таким образом, данная работа помогает мне и моим ученикам совместными усилиями достигнуть общей цели - стремление к двигательной активности, воспитание физически развитой личности через свой предмет.
Я считаю, что данный опыт могут использовать в своей работе учителя физической культуры, работающие в 1-11 классах по любой программе на этапах обучения, обобщения и систематизации знаний.