Эффективное развитие двигательной активности и воспитание морально-волевых качеств на уроках физической культуры и во внеурочное время

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Возникновение опыта.

Проблема здоровья подрастающего поколения в настоящее время очень актуальна. Одно из главных направлений в школьной физкультуре на современном этапе - это формирование знаний и практических умений учащихся вести здоровый образ жизни, оптимизация двигательной активности и физической подготовленности школьников.

Возникновение моего опыта обусловлено следующими причинами:

  • ухудшение здоровья детей;
  • снижение двигательной активности учащихся, а также интереса к занятиям физической культурой и спортом;
  • слабая материально-техническая база.

В образовательной части «Физическая культура» предусмотрено, что учащиеся должны уметь осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно-творческую деятельность как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время ( во второй половине дня, в выходные и каникулярные дни, в летний период). А мы знаем, что успешно учиться могут только здоровые дети.

Актуальность опыта.

Преобразования в социально-экономической жизни России, рост темпов развития во многих сферах общественной деятельности определили необходимость качественных изменений в школьном образовании. Социальный заказ, данный народному образованию - это воспитать творческую, самостоятельную личность, активно участвующую во всех общественных и государственных делах. А это возможно при реализации программы гармоничного развития личности.

Как показывает практика, современные дети в большинстве своем испытывают недостаток в двигательной активности. В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития. Полноценное физическое развитие и здоровье – это основа формирования гармонично – развитой личности. Все вышесказанное определяет актуальность проблемы воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, физическом совершенствовании тела, отказе от вредных привычек.

Противоречия и затруднения, успешно решающиеся в данном опыте:

  • между застывшими в своем развитии дисциплинарными формами физкультурного образования и реально востребованной существующей физкультурной практикой;
  • между необходимостью формирования базовых основ двигательной деятельности и созданием условий для расширения двигательного опыта учащихся;
  • между широким распространением разнообразных форм физической культуры и снижением интереса учащихся к самостоятельным занятиям;
  • между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями и слабой материально-технической базой.

Ведущая педагогическая идея опыта:

  • формирование необходимости оптимизации двигательной активности, повышение эффективности уроков физической культуры как условие сохранения здоровья, нормализации физического развития и физической подготовленности, снижение психоэмоционального напряжения учащихся;
  • создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия учащихся в спортивной деятельности, приносящей радость преодоления и достижения поставленной цели.

Личная концепция учителя:

  • поиск творческих приемов совершенствования навыков двигательных действий и их вариативное использование на уроках физической культуры и во внеурочное время;
  • поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений и навыков учащихся;
  • активное вовлечение школьников в процесс совершенствования собственной физической природы;
  • использование соревновательных отношений и самостоятельных занятий физическими упражнениями   как средств и методов организации свободного времени и культурного досуга;
  • активизация и совершенствование психических процессов, лежащих в основе двигательной активности школьников.

Технология опыта.

Работа над проблемой развития двигательной активности требует подбора соответствующих методов обучения, знание которых позволит правильно ориентироваться и отбирать наиболее эффективные методы для решения учебных задач. Целесообразность применения того или иного метода в каждом конкретном случае обеспечивается соблюдением ряда требований. Научная обоснованность метода обеспечивает оздоровительный, образовательный и воспитательный эффекты от занятий физическими упражнениями.

Основные методы:

  • фронтальный;
  • поточный;
  • групповой;
  • индивидуальный;
  • диагностика;
  • тестирование;
  • интерактивные.

Форма организации учебной деятельности:

  • урок физической культуры (урок-игра, урок-соревнование, урок-турнир, интегрированный урок);
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
  • спортивные соревнования и праздники;
  • занятия в спортивных секциях и кружках;
  • самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Среди множества форм организации образовательной области «Физическая культура» в качестве инновационной предстает в настоящее время олимпиада школьников по физической культуре. Основным отличием олимпиады является тесная сопряженность ее содержания с учебным материалом школьной программы, проверка качества освоения двигательной активности в условиях конкурсных испытаний. В течение нескольких лет мои ученики являются победителями и призерами муниципальных, окружных и всероссийских олимпиад.

Ф.И. Год Класс Названиеолимпиады. Место Уровеньолимпиады.
1 Жук Денис 2008 11 По физич. культуре победитель Муниципальный
2 Супханов Рамай 2008 9 По физ. культуре призер Муниципальный
3 Жук Денис 2009 11 По физ.культуре призер Региональный
4 Супханов Рамай 2009 10 По физ.культуре победитель Муниципальный
5 Хасаев Руслан 2009 9 По физ.культуре победитель Муниципальный
6 Письменский Павел 2010 9 По физ.культуре призер Муниципальный
7 Алкази Георгий 2010 9 По физ.культуре призер Муниципальный
8 Анкудинов Руслан 2010 10 По физ.культуре победитель Муниципальный
9 АнкудиновРуслан 2010 10 По физ. культуре призер Региональный
10 АнкудиновРуслан 2011 10 По физ.культуре призер Всероссийский

На основе требований государственного образовательного стандарта в настоящее время активно использую в своей работе компетентностный, личностно -ориентированный и деятельностный подходы, что помогает в формировании осознанной потребности физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Для каждого обучающегося создана индивидуально -образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья. Зная особенности физического и психического развития детей, строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Учитывая возрастные особенности, предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляю возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками. Мною составлены комплексы физических упражнений для учащихся с учетом уровня их физического развития. Физические нагрузки дифференцирую по половому, психологическому и физиологическому признакам.

Большое внимание уделяю внеклассной работе, организую дни здоровья и спорта, провожу школьные соревнования. Ведь наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика, который связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. Появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха. Осознание этого помогает сделать исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания -в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь…Разработала программу элективного курса « История развития баскетбола» для учащихся 9 классов; дополнительную образовательную программу спортивной секции « От игры к спорту. Мини-футбол» для учащихся 12-15 лет. В течение 3 лет веду спортивную секцию по мини-футболу. Мои воспитанники на протяжении многих лет являются победителями и призерами городских и окружных соревнований.

Таким образом, данная работа помогает мне и моим ученикам совместными усилиями достигнуть общей цели - стремление к двигательной активности, воспитание физически развитой личности через свой предмет.

Я считаю, что данный опыт могут использовать в своей работе учителя физической культуры, работающие в 1-11 классах по любой программе на этапах обучения, обобщения и систематизации знаний.