Цели и задачи: приобщение учащихся к пушкинской эпохе; воспитание трепетного отношения к духовному наследию; развитие творческой изобретательности, ораторского и сценического мастерства; повышение уровня историко-литературного кругозора учащихся.
Ход мероприятия
I
1. Фанфары.
2.
Так вот оно, начало бала,
Когда, сквозь времени его порез,
Колонна пар затрепетала
И снова грянул полонез!
3. Вступительное слово учителей.
Добрый вечер, дамы и господа! Для многих слово «Лицей» - это воспоминания об А.С. Пушкине. Царское Село, в центре которого расположен Лицей, - Отечество для Пушкина.
В этом году у Лицея юбилей – 200 лет. Именно поэтому на сегодняшнем празднике особое внимание мы уделяем истории Лицея и наиболее ярким фактам из жизни его воспитанников. Здесь Пушкин встретил прославленных людей России, здесь он стал известен как поэт, здесь познал святость лицейской дружбы.
В честь лицейского братства мы открываем бал!
II
1. Колокола.
2. Вечером 26 мая 1799 года солнце заходило, не зная о том, что у него появился соперник. Цвели березы. И по всей Москве ударили колокола. Это был красный, праздничный звон. В семье Пушкиных родился мальчик. Правда, колокола не имели отношения к нему. В Москве получили известие о рождении внучки императора Павла I. Но всё же радостно думать, что был празднично отмечен весенний день, когда на свет явилось «солнце русской поэзии»!
III
1. Утвержденное императором Александром I постановление о Лицее уравнивало его в правах и преимуществах с российскими университетами. Полное равенство воспитанников, отмена телесных наказаний были неслыханными для того времени новшествами.
В 1811 году Лицей открыл свои двери для первых 30 учеников. Первый список учащихся утвердил сам император Александр I.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.
Первый выпуск Лицея навсегда останется в истории этого учебного заведения и России как самый известный. Никогда прежде и никогда позже ни одно учебное заведение не выпускало из своих стен такого количества талантливых людей. Первый выпуск славен именами великих общественно-политических деятелей и будущих декабристов. Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг и, конечно, Александр Пушкин.
2. Царскосельские парки… Волшебное сочетание времени и места! Они красивы в любой сезон года. Особой свежестью они отличаются летом, после дождя, когда выглянет солнышко и земля дышит… Немного пАрит, но настроение парИт…
Но по-особому парки выглядят в золотом убранстве. Небесная синева и кудрявая роскошь осенних деревьев… Смотришь издали: сказочно, красиво… Очарованный, бродишь осенью по аллеям Царского Села..
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.
Романс «Царскосельская статуя»
IV
1. Имена многих преподавателей Лицея вошли в историю. Среди них Николай Федорович Кошанский. На его уроках лицеисты учились спорить, интересно рассказывать и «описывать розу стихами».
Сценка
– Буде в вас горит священный пламень, представляется вам вожделенный случай. Итак, господа, на первый раз опишите мне стихами общеизвестный предмет – цветок розу.
– Я готов!
– Готовы? На французском диалекте?
– Нет, по-русски.
– Скоренько! Прочитайте-ка вслух: заслужит одобрения – порукоплещем, не заслужит… Повесьте, господа, уши ваши на гвоздь внимания.Где наша роза?
Друзья мои!
Увяла роза,
Дитя зари!...
Не говори:
Вот жизни младость,
Не повтори:
Так вянет радость,
В душе скажи:
Прости! жалею.....
И на лилею
Нам укажи.
– А ей-Богу, премило!
– Очень даже недурно. Ай да француз!
– Скажите по чистой совести, Пушкин, у кого это вы позаимствовали?
– Я, господин профессор, не стал бы выдавать чужих стихов за свои!
– Не распаляйтесь, любезнейший! Амбиция здесь не у места. Когда-нибудь, быть может, вы станете великим национальным поэтом. Тогда я сочту долгом преподнести вам на серебряной тарелочке сей первобытный ваш поэтический лепет.
Начинающему поэту Пушкину приходилось терпеть критику Кошанского, сумевшего различить, где юношеская бравада, а где серьезные литературные опыты. Более того, учитель служил примером спартанской строгости поведения и ораторского мастерства. А тетрадочку с «Розой» он забрал себе.
Фортепианная музыка
2. Польский музыкант и композитор Людвиг-Вильгельм де Фергюсон в России известен прежде всего как преподаватель пения в Царском Лицее. Он создал хор, писал музыку к спектаклям. Воспитанники сохранили самые теплые воспоминания о своем учителе. Наиболее известным его произведением стала музыка к «Прощальной песне» воспитанников первого курса на слова Антона Дельвига.
Вальс Свиридова
V
В свободное от классных занятий время лицеисты обязаны были говорить между собой на одном из иностранных языков. Но как было заставить их исполнять это и тогда, когда начальства не было поблизости? Так шесть лицеистов оказались в карцере.
Сценка
– Что же, так всю ночь и простоим на ногах? Покорнейше прошу, милостивые государи, садиться; будьте как дома.
– Предлагаю коротать время рассказами.
– Кому же начинать?
– Твоя мысль, Пушкин, ты и начинай.
– Слыхал кто-нибудь из вас про Абрама Петровича Ганнибала?
– Он ведь был простой арапник-невольник, а дослужился до царского чина?
– Как может быть? Ты, Пушкин, правнук арапа Петра Великого?
– Царской крови!
– Африканский принц!
– Пушкин, как видишь ты это?
– Там будет арап… Петр… ассамблея…
Менуэт (начало и конец под комментарий):
– Во всю длину танцевальной залы, при звуках музыки, дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга. Кавалеры низко кланялись, дамы приседали, сначала направо, потом налево. Через полчаса церемониальные танцы кончились, и музыканты играют менуэт.
– Кавалеры стали кланяться, а дамы приседать и постукивать каблучками. Ассамблея близилась к завершению.
– Пушкин, напиши об этом, напиши!
Песня Ляли Рублевой «Верные друзья»
VI
1. Ничто, пожалуй, не могло нарушить идиллической лицейской жизни. И вдруг тишина огласилась призывными воинскими трубами и барабанным боем, отдаленным гулом орудий и стонами умирающих. Наступило лето рокового 1812 года.
Ретивы кони бранью пышут,
Усеян ратниками дол,
За строем строй течет, все местью, славой дышит,
Восторг во грудь их перешел.
Летят на грозный пир; мечам добычи ищут,
И се — пылает брань; на холмах гром гремит,
В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,
И брызжет кровь на щит.
Сразились. Русский — победитель!
Романс «Генералы прошедших лет»
2. В Царском Селе известие о Бородинской битве было получено двумя часами ранее, чем в Петербурге. Лицеисты, бегая вприпрыжку по всему зданию, одновременно и радовались, и чувствовали скорбь.
Глубокий сон в долине бранной;
Одни мы мчимся в тьме ночной.
Предчувствую конец желанный,
Меня зовет последний бой.
Расторгну цепь судьбы жестокой,
Влечу я с братьями в огонь;
Удар падет... — и одинокой
В долину выбежит мой конь...
О вы, хранимые судьбами
Для сладостных любви наград;
Любви бесценными слезами
Благословится ль ваш возврат?
Романс «Не обещайте деве юной…»
VII
1. Несмотря на исторические потрясения, учебные трудности, заставлявшие собирать в кулак всю волю, лицеисты, запертые в царскосельских стенах, оставались подростками, которым хотелось шалить, веселиться, жить! Как хотелось им забыться в ярком, огненном танце, закружиться в нем, искрометном, ломая каблуки и сбивая ноги.
Полька
2. Это желание свободы в полной мере отразилось в пушкинской поэзии лицейского периода.
Люблю я в полдень воспаленный
Прохладу черпать из ручья
И в роще тихой, отдаленной
Смотреть, как плещет в брег струя.
Когда ж вино в края поскачет,
Напенясь в чаше круговой,
Друзья, скажите, — кто не плачет,
Заране радуясь душой?
Смертный, век твой привиденье:
Счастье резвое лови;
Наслаждайся, наслаждайся;
Чаще кубок наливай;
Страстью пылкой утомляйся
И за чашей отдыхай!
Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон;
Сердце страстное пленилось;
Признаюсь — и я влюблен!
Играйте, пойте, о друзья,
Утратьте вечер скоротечный;
И вашей радости беспечной
Сквозь слезы улыбнуся я.
VIII
1.
Встречаюсь я с осьмнадцатой весной.
В последний раз, быть может, я с тобой,
Задумчиво внимая шум дубравный,
Над озером иду рука с рукой.
Где вы, лета беспечности недавней?
С надеждами во цвете юных лет,
Мой милый друг, мы входим в новый свет;
Но там удел назначен нам не равный,
И розно наш оставим в жизни след.
2. Лицейские годы заканчиваются. Воспитанники уходят в большую, взрослую жизнь. Что будет впереди? Неизвестно. Ясно одно: лицейское братство нерушимо.
В зале:
Взглянув когда-нибудь на верный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок,
Где подружились мы душою.
Воспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Живые впечатленья
Младой души твоей,
Печали, радости, размолвки, примиренья,
И дружбу первую, и первую любовь...
Что было — что не будет вновь.
Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
3. У Пушкина было много и близких друзей, и товарищей - от простого и внешнего приятельства до требовательной, бесстрашной и порой жертвенной дружбы.
Бог помощь вам, друзья мои.
И в бурях, и житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море
И в мрачных пропастях земли...
«Разлука»
Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я!
И пусть... (услышит ли Судьба мои молитвы?)
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!
Вальс Дога
IX
День 19 октября навсегда стал особенным для лицейских воспитанников – днем рождения школы и начала дружбы, днем воспоминаний о юности, друзьях, наставниках.
Через 6 лет, прощаясь с Лицеем, первые его питомцы дадут друг другу клятву: «…последний лицеист один будет праздновать 19 октября».
Гаудеамус.
Стихотворение Ольги Безымянной «Твое благословение» (в сокращении)
19 октября 1811 – 19 октября 2011. С днем рождения, Лицей!
Колокола.